Top.Mail.Ru

Редакционный материал

Книжные дети и их темы

Дети, которые любят книги, обычно любят и обсуждать их. Что волнует юных читателей? С кем они готовы себя ассоциировать? Как чтение поможет им справиться с подростковыми проблемами?

1 Июль 2019 13:50

Иллюстрация: Рита Морозова

Обстоятельства моей жизни сложились так, что в течение последних четырех дней я много общалась с подростками. Но не так, как я обычно это делаю — я сижу в своем кресле в своем кабинете в поликлинике, а подросток сидит в другом кресле напротив меня и жалуется на то, что «родители не понимают», «учителя придираются», друзья «какие-то странные», а сам он «совершенно не знает» чем бы ему таким заняться после школы.

В этот раз мое общение с подростками было другим, можно сказать «полевым» в том смысле слова «поле», в котором его употребляют различные специалисты, ездящие в экспедиции — биологи, геологи, археологи, этнологи и т.д.

Вот как это получилось. Ленинградская Областная детская библиотека уже в восьмой, кажется, раз проводила мероприятие под названием «Книжный путь», которое каждый год проходит летом, в разных местах, при участии подростков, библиотекарей и писателей. В этот раз действие происходило в городах Приозерске, Сортавала и в поселках Сосново, Кааламо и Лахденпохья. Суть этого площадного (в самом прямом смысле) действа состоит в разговорах взрослых и подростков на самые разные (как правило околокнижные) темы, к которым по желанию присоединяются местные жители. Я в нем принимала участие в ипостаси не психолога, а подросткового писателя.

Сегодня я не буду давать никаких трактовок.

Я просто немного (немного — потому что на паре страничек этого материала не поместится и четверти того, что было затронуто) расскажу, о чем мы с ними говорили эти четыре дня.

Обращаю особое внимание читателей: мои собеседники это не дети из элитных московских школ, не победители международных математических олимпиад и вообще не дети, в которых родители «вкладывают, вкладывают и вкладывают». Это дети из небольших городков и поселков Ленинградской области. Единственное, что их всех объединяет — они читают книги и любят над ними размышлять.

Я их раньше не знала. На что я обратила внимание в первую очередь? Можете смеяться, но это — спокойная, я бы даже сказала тихая, абсолютно не напоказ интеллигентность. Готовность слушать и слышать, готовность помочь старшим и друг другу. Пример: когда вся (большая!) группа входила в столовые (разные, в разных местах) один из юношей всегда стоял и придерживал дверь. Для всех.

Еще пример: когда однажды пошел летний проливной дождь, по призыву руководительницы «Спасайте книги!» — сидящие, стоящие, беседующие и фланирующие по площади подростки сорвались все как один.

А теперь наконец о том, о чем было говорено.

В основном мы говорили о добре и зле. И еще о выборе подростком своего пути в сегодняшнем мире.

Поскольку дети все-таки «книжные», в разговорах у нас присутствовали метафоры и олицетворения. Например, Добро и Зло у нас олицетворяли две небольшие, похожие друг на друга собачки — черная и белая — в поселке Кааламо. Они иногда гонялись друг за другом (меняясь ролями), иногда дрались, а иногда — мирно лежали рядом, греясь на солнце или прислушиваясь к тому, что мы говорим.

Еще у нас были выдуманные нами герои, которые следовали за нами от разговора к разговору — маленький обезьянчик-павианчик, который живет в саванне и мечтает о том, чтобы у него отросла грива и клыки, как у павиана-иерарха; мальчик из лиссабонской гавани 17 века, сын сапожника, который в любую свободную минуту бегает в порт, слушает рассказы сифилитических, одноглазых и одноногих моряков и подумывает о том, чтобы уплыть с ними на завоевание Нового мира; девочка со двора моего детства, которая говорит всем, что на самом деле она — скандинавская принцесса; и, наконец, ребенок по имени Грязное Брюшко, живущий в Карелии во времена неолита,  которому предстоит пройти обряд инициации и стать воином по имени Гордый Орел.

Какие темы были заданы и развиты в беседе самими юношами и девушками?

Тема конформизма и даже «смирения».

— Мы не хотим никого огорчать, — говорят они. — Мы понимаем, что родители ждут от нас оправдания своих воспитательных усилий и финансовых вложений. Мы признаем их вклад в нас, как в проект, но заметно ли им, что часто платой с нашей стороны должен являться отказ от нашей собственной судьбы в том виде, в котором мы бы сами ее выбрали, и следование проторенной и одобренной ими дорожкой? Может быть, я готов был бы рискнуть и ошибиться, и сам заплатить за эту ошибку. Но мне напоминают едва ли не каждый день: за твою ошибку, за твои дурацкие причуды в рамках как бы самореализации заплатишь не только ты — заплатит (в самом прямом смысле!) вся семья. Это правда, и иногда осознание этого заставляет меня сразу сдаться и отказаться от возможного выигрыша — моей собственной судьбы. Это грустно, но, наверное, жизнь была устроена так всегда? Ведь мальчик из лиссабонской гавани скорее всего никуда не уплыл? Мать и отец воззвали к его долгу и совести, и он остался приколачивать изношенные подметки в отцовской мастерской. А девочка со Двора Объедков из вашего детства еще подросла и сама поняла, что никакая она не скандинавская принцесса…

Тема «лени».

— Я прекрасно отдаю себе отчет,  — говорит юноша. — что я должен был бы сделать ради этой самой пресловутой самореализации, о которой все вокруг меня говорят. И мне даже наверное и хотелось бы — пойти, топор найти, уплыть в дальние страны, сразиться с врагом или с соперником за место в иерархии событий и персон нашей стаи или даже всего мира. Но диван такой удобный, сам я человек неагрессивный, образование у нас поселке так себе, а в ютубе столько прикольных роликов… Что мне нужно, чтобы с дивана все-таки встать? Наверное, чтобы кто-то был лично во мне заинтересован. Не то, чтобы повел за руку, но вот просто ему было реально интересно про меня. И, может, он бы реально что-то мне про меня подсказал, то, чего я сам не вижу и не понимаю. И еще, конечно, реально видеть, знать, как это делают другие — и в книгах и в жизни.

Тема «кумиров».

— Мы знаем,  — говорят мне. — Что у вас там все хотели стать космонавтами или иными героями и покорителями пространств. Может это правда, может нет, но у нас все это несколько по-другому. Пока ты маленький, да, ты однозначно «на стороне добра»  — Чип и Дейл вечно спешат на помощь, супергерои вечно спасают мир и всякое такое. Но потом фокус этого обаяния несколько смещается. Становятся интересными герои совершенно неоднозначные. Если бы у меня было несколько жизней, — говорит подросток. — Я бы хотел прожить одну из них в роли главаря гангстеров. Я понимаю, что это неправедно и невозможно, но такая судьба меня интригует. 

 — Джек Воробей интереснее положительных персонажей, — вторит кто-то еще.

 — Но потом проходит и это! — возражают ему. — Кумиров как бы уже и нет. Посыл «делать жизнь с кого» теряет свою актуальность. Я личность равная другим, почему я должен кого-то копировать? Я беру немного здесь, немного там, немного от того, немного от этого, составляю себе как бы такой синтетический идеал, подвешиваю его на ниточке в пределах видимости, ну и равняюсь на него по мере возможности… 

Тема «добра и зла» как продолжение темы «кумиров-героев».

 — Добро стало скучным,  — вдруг заявляет один из подростков. 

 — Отрицательный герой более свободен, чем положительный,  — звучит еще один тезис. — Он более непредсказуем, а значит значительно интереснее запрограммированно положительного героя.

 — Толкин инфантилен, у него четкое различение Добра и Зла (он задержался на «детском» уровне Чипа и Дейла). Это устарело. В Игре Престолов все по-другому.

Выясняем, что действительно в последние полвека в литературе (особенно в фантастике) и кинематографе прямо-таки бум тонко чувствующих вампиров, обаятельных пиратов и страдающих орков и гоблинов.

Книжные дети в Лахденпохье Фото: Катерина Мурашова

Дальше говорим о причинах.

 — Наверное, в мире, где добра было мало и все друг друга постоянно убивали в борьбе за ресурсы, оно было как алмаз — редкое и сверкающее. Нашему Грязному Брюшку небось, чтобы пройти инициацию, и стать Гордым Орлом, наверняка надо было кого-нибудь убить — может зверя, а может и врага. А сейчас вокруг тебя все тихо и все только про добро и долдонят. Оно как липкая невкусная каша в тарелке.

 — Все прямо наоборот. Чтобы кого-то сознательно убить, его надо предварительно расчеловечить. После ужасов второй мировой войны для предотвращения третьей перед цивилизацией резко встала задача: очеловечивание всех, в том числе и врагов. Именно для того, чтобы предотвратить всеобщую гибель. С задачей справились. Но, разумеется, маятник не задержался в нижней точке и пошел дальше — очеловеченные вампиры, законодательное признание прав высших гоминидов, выпустим белых мышей из клеток и дрозофил из пробирки.

 — Когда ты объявляешь себя отрицательным персонажем, ты как бы сразу сбрасываешь некоторые ограничения. А потом, если захочешь, можешь вернуться к Добру. Это свобода? Это за нее когда-то боролись и умирали на баррикадах?

 — Но как же Достоевский? Если Бога нет, то все позволено?

 — А Он есть?

Тема «границ». Можно ли вернуться к Добру, если ты уже один раз встал на сторону Зла? (наши черная и белая собачки мирно лежат на газоне рядом)

 — Можно. Так даже интереснее. Ты сравнил и теперь знаешь, как там и как там, сделал сознательный выбор. Получилась более опытная и интересная личность.

 — Разговор сам по себе бессмысленен, человек все время переходит, граница добра и зла не снаружи, а внутри, и мы ее то и дело пересекаем.

 — Нельзя. Если человек один раз перешел черту, никто (в том числе и он сам) не поручится, что он не сделает этого снова.

Расстановка книжных шатров в поселке Кааламо Фото: Катерина Мурашова

Тема «относительности добра и зла». 

 — Спартанцы бросали увечных младенцев со скалы в пропасть и были правы со своей точки зрения: тогдашний спартанец это воин, а эти дети не могли стать воинами ни при каких обстоятельствах и вообще не могли найти себе место в тогдашнем спартанском обществе. Сейчас обычай спартанцев выглядит как беспримесное зло, выхаживают всяких младенцев и если они остаются инвалидами, общество о них заботится.

 — То, что победа и благо для одного, всегда поражение для другого. Если я поступил в институт по конкурсу, я занял место, которое не хватило кому-то другому, и он сейчас рыдает от горя.

Возражение: если ты поступил честно, а не за взятку…

 — А какая ему-то разница? Ему и так и так этого места не досталось! И может быть именно мое поступление сломало ему судьбу.

 — Если человек поступает в соответствии со своим мировоззрением, то все в порядке. Вот у спартанцев было такое мировоззрение, и мы сейчас не можем его осуждать.

 — А террористы? Они действуют сейчас, но строго в соответствии со своим мировоззрением.

Тема «комбатанты и нонкомбатанты».

Определение из словаря гуманитарного права. «Комбатантом называют лицо, которому, согласно международному гуманитарному праву, разрешено применять силу в ситуации вооруженного конфликта. Кроме того, комбатант считается законной военной целью во время боевых действий.» 

Обсуждали и в прямом и в переносном смысле. Особенно вторую часть этого определения, она на мой взгляд очень важна для понимания современным человеком, выросшим в окружении «манной каши добра». Если я сознательно и по собственному выбору выхожу на сражение  — за честь, свободу, счастье своего народа, свою собственную судьбу, что-то другое — я не должен ждать, что под ноги мне подстелят красную ковровую дорожку и будут меня всячески одобрять и ободрять. Я должен быть готов к тому, что я становлюсь «законной целью» всех, кто сражается за что-то другое или просто считает мое сражение блажью и дурью.

Тема «имитации» и «мимикрии». Их сходство и различие.

— То есть иногда лучше просто промолчать, ничего не делать или делать как все,  — резюмировал предыдущую тему один из подростков.

Имитация в природе — это не дурно, это базовый способ адаптации. Если наш павианчик будет хорошо и последовательно имитировать поведение и привычки вожака, у него есть шанс когда-нибудь стать таким же.

Если мимо проходит демонстрация за что-то или против чего-то — с песнями, лозунгами и знаменами, велик шанс, что ты тоже присоединишься.

Подростки — расходный материал популяции, мы это понимаем.

Как нам найти себя? Как выбрать между желанием отсидеться под веником и шансом погибнуть на чужой баррикаде?

Мы пока не знаем. Но мы думаем и чувствуем об этом.

Внимание родителям: за четыре дня мы вообще не говорили о гаджетах и виртуальном мире. И они эту тему не поднимали. Может быть, в реальном мире с подростками не так уж часто говорят о том, что их действительно интересует? Подростковость — экзистенциальное время, не забывайте об этом.

— Скажите, Екатерина Вадимовна, а у меня есть шанс все-таки пролавировать между всем этим и занять свое место?

Ответ Екатерины Вадимовны:

— Безусловно есть!

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
63 комментария
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Замечательные дети и их (и Ваши) разговоры.

Однако подозреваю, они это всё не в школе проходили и даже не в библиотеке брали почитать.

А узнали всё это в том самом "виртуальном мире", о котором не вспоминали в эти дни - а зачем виртуальность, когда прямо в реальности ВДРУГ ВНЕЗАПНО возник такой интересный собеседник? Но собеседник в реальности уедет, и останется либо виртуальность, либо пустота.

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна, все эти дети состоят в “активе” своих поселковых библиотек, так что что то несомненно и “брали почитать”. Но разумеется все они пользуются интернетом. Но интернет как инструмент а не интернет как проблема для родителей и воспитателей - вот в чем дело!
Интересные собеседники в общем то уже почти не делятся на реальных и виртуальных - Вы согласитесь? Просто интересные и неинтересные ;)
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовачесть и хвала библиотекам за такой "актив"! можно даже сказать - респект и уважуха :). Не просто "осваивать" свои невеликие "фонды" и проводить "для галочки" скучные "мероприятия", а по-настоящему работать с читателями... здорово, что такие люди ещё есть.
 
Интернет и есть инструмент, независимо от того, видят ли в нём проблему родители и воспитатели. Жалко, что Вы не говорили об этом с "соучастниками": подозреваю, что многих из них родители тоже третируют за то, что они слишком много времени в сети. Так ещё у поколения наших родителей во многих семьях детей ругали за то, что слишком много читают.
 
В собеседниках, не имеющих виртуальной подготовки, я как-то разочаровалась в последнее время. По-моему, это другая культура. Но это слишком большая тема))
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна, совершенно не претендую на “большую тему”;) но хотя бы в двух словах - что такое «виртуальная подготовка”?!%))) - очень интересно.
Поселковые родители, насколько я понимаю, все же немного другого ожидают от детей и иначе их оценивают чем мегаполисные родители у которых дети часто реально либо проект либо смысл жизни, в других областях отсутствующий
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашова"Виртуальная подготовка" - опыт виртуальных дискуссий. Чем "опытный" человек отличается от "неопытного"? Если попытаться сформулировать коротко: он отличается интенцией, с которой подходит к спору. 
 
В "реальности" спор часто ведется ради спора или ради победы в нём, ради укрепления своего авторитета среди знакомых тебе людей. Человек с виртуальным опытом, как правило, знает, что победа в споре невозможна... 
 
Я недавно сформулировала так: "При столкновении тезиса и антитезиса "выигрывает" синтез." То есть, "победить" не получится: никто не "переубеждается", не "прозревает" и не начинает радостно исповедовать взгляды, противоположные прежним. Но, может быть, после переосмысления, обдумывания, принятия каких-то новых фактов появляется и новый взгляд, включающий в себя обе противоположные точки зрения. Поэтому ответственный оппонент будет не просто излагать свои взгляды, а рассказывать, как он к ним пришел: приводить достоверные факты и первичные выводы, и только потом - свой опыт понимания, свои концепции, да и то факультативно: у него нет задачи "победить", навязать свой взгляд, он знает, что это невозможно.
 
Почему я думаю, что такой опыт необходим? Ну, вот у нас есть живой пример: Геворг Мирзаян (поставила бы ему копию, чтобы не говорить "за глаза", но в новом дизайне уведомления не приходят :(.) Человек явно очень много знает, и пишет неплохо, и вроде как даже аргументирует, и опыт дискуссий имеет - но не виртуальных. Спорить с ним бессмысленно: мало базовых фактов и рассуждений, зато в переизбытке личных оценок. В интернетах не спорят с личными оценками: это твое мнение? - ну ок, сам виноват :). Помните мем "В интернете кто-то неправ?" - я думаю, этот мем безнадежно устарел...
 
Как-то так, если совсем коротко))) Может быть, я идеализирую, но мне кажется, так.
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Анна Квирингда, про Мирзаяна очень хорошо, на нём, нмв, накрепко отпечатался его обширный опыт участия в телешоу - в таких, где ведущие затыкают рот кому надо когда надо, и где не нужно ничего доказывать или объяснять - достаточно просто сказать.
Может ли получиться из г-на Мирзаяна "квалифицированный спорщик" - не знаю. Вряд ли.
Но, что касается "виртуальных дискуссий", нмв, не всё так просто: дело не в реальности/виртуальности, а - в самих участниках дискуссий. "Виртуальные" дают лишь одно преимущество: человек может набрать обширный опыт дискуссий по разным темам с разными людьми, гораздо легче и быстрее, чем в реальности... Но что дальше с этим опытом делать - зависит от человека. 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

 
Сергей, а как Вы, как боль мень опытный в дискуссиях человек думаете: если человек просто высказывает свое мнение и приводит свои информацию, аргументы и логические цепочки, которые его привели к его выводам, то от чего зависит и сколько процентов дадите на то, что ему в ответ прилетит не аналогичная выкладка оппонента, а скажем так - оценка его личности или личностная оценка его аргументов типа “когда он говорит мне кажется что он бредит» “очевидно что он продался кремлю госдепу и тд”?
мне грустно кажется, что это в основном зависит не от собственно качества его выкладки, а от двух пунктов:
- тематика высказывания
- место где разместил или высказался
Если высказывание условно политическое и ты его разместил на площадке “противников” шанс получить личную залепуху близится к ста процентам.
а если речь об украшении садовых фонтанов и площадка про дачный дизайн - к нулю.
при этом качество политической выкладки может быть достаточно высокой, а собственно дизайн фонтана трудноосуществимым и очень так себе по эстетике :((
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Катерина Мурашоваабсолютно с Вами согласен, от самого человека зависит много, но далеко не всё: даже в ответ на самый прекрасный, самый умный, информативный и вежливый комментарий может "прилететь" всё, что угодно...
При этом и мы сами ещё не всегда правильно понимаем собеседника - в силу не только его, но и своих собственных постоянных или временных проблем, в результате любое общение - это такой эквилибр, в котором добрести до цели труднее, чем перейти Таймс-Сквер (ну или Красную площадь) по туго натянутому канату... :) 
Анна Квиринг

Анна Квиринг

"Виртуальные" дают лишь одно преимущество: человек может набрать обширный опыт дискуссий по разным темам с разными людьми, гораздо легче и быстрее, чем в реальности...
 
Сергей Мурашовя бы сказала, что это колоссальное преимущество. Опыт набирается на порядок быстрее. Плюс широкая доступность информации, возможность провести поиск и сопоставить сведения из разных источников. Посмотрите хотя бы на подростков из этой публикации: насколько грамотно они подходят к очень непростым темам.
И я не думаю, что кто-то может сознательно стремиться к тому, чтобы впасть в заблуждение, имея возможность добраться до истины. Даже пропагандисты "внутри", "для себя" всё понимают, а что при этом говорят - это другой вопрос.
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Анна КвирингПреимущество колоссальное. :)
При этом человек остаётся самим собой.
И далеко не всегда способен воспользоваться этим преимуществом так, как бы нам с Вами хотелось. :)
В конце-концов, гвоздь при желании можно вбить и микроскопом - и это как раз иллюстрация нецелевого (но стандартного) применения обсуждаемого преимущества.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

имея возможность добраться до истины
 
Анна, не соглашусь. Большинство зрелых годами людей вовсе не стремятся “добраться до истины” по большинству вопросов, а стремятся сохранить статус кво и согласие в своей собственной душе. Раз тут вообще то про книги приведу пример не из политики;)):
Вот ты читал в детстве или юности прекрасные светлые книги кого-то, они тебя перепахали и вели по жизни, «всем лучшим в себе я обязан...», и уверен, что и написал это прекрасное конечно же замечательный человек, и вот тебе говорят: да посмотри ты вот там, доказано же что он стучал в кгб и трех жен бросил самым подлым образом, да и книги перечитай сейчас, они же картонные!
Да пошли вы нафиг, скажет значительная часть людей и останется со своей юностью, всем что на ее основе выстроено и светлыми воспоминаниями. У меня у самой есть несколько книг из юности которые я на всякий случай никогда не возьмусь перечитывать ;))
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Большинство зрелых годами людей вовсе не стремятся “добраться до истины” по большинству вопросов, а стремятся сохранить статус кво и согласие в своей собственной душе.
Катерина МурашоваТак было раньше, но теперь, думаю, так нельзя. Почему? - потому что теперь мы ("мы" как часть человечества - скромно так ;) ) знаем, чем оборачивается нежелание "добраться до истины" и стремление жить в приятном, красивом и удобном мифе. 20 век дал весьма поучительные примеры: миф о величии нации обернулся войной и миллионами жертв, миф о "государстве трудящихся" - гражданской войной, голодоморами, коллективизацией, репрессиями, и в конце концов - разрушением не только государства, но и привычной людям среды... 
Даже если брать менее "масштабные" вещи, "не про политику", а, например, то, что обсуждалось Вами с подростками из этого материала: насколько велика у них склонность сознательно забраться в удобный миф?
Вы скажете - ну это же подростки, а не "зрелые годами люди". А что меняется с возрастом - человек или мир вокруг него? Разве мир становится менее склонен наказать за пренебрежение действительностью?
Насчет книг - Ольга в комментарии ниже привела очень интересный пример, постараюсь там написать...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Теперь так нельзя
Анна КвирингАнна, дело в том, что я это вижу совсем не так.
И стремление к стабильности (чувств, действий, привычек и тд) и стремление к изменчивости их же являются необходимым для существования и для развития любого общества и цивилизации в целом. Там где превалирует стремление “сохранить, не меняя» в конце концов наступает стагнация, там где то и дело “рушат до основанья” в конце концов истощаются ресурсы. Для устойчивого поступального развития нужно и то и другое в балансе.
Стремление к изменениям в основном дело молодых и там где конструктив и там где деструктив. И к большевикам и к чернорубашечникам и вообще к любому массовому протестно-изменительному движению в первую очередь примыкают молодые люди. А вот во что это в конечном варианте выльется для мира - это уже зависит от окружающих и предшествующих обстоятельств.
Например, обе упомянутые Вами катастрофы 20 века я вижу неразрывно связанными с последствиями первой мировой войны, которую заметьте в конечном итоге развязали люди вовсе не молодые, которым как бы лучше было о стабильности побеспокоиться...
 
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна, спасибо за Ваше мнение. Правда ну вот ничто в моей практике не говорит мне за то, что у кого то в виртуальных дискуссиях есть то, чего нет у участников дискуссий реальных. И там и там есть разные уровни - это правда.
посмотрела кто такой этот Мирзоян. Высказывает человек свое мнение как все, где то передергивает конечно. А кто здесь этого не делает?;)
Для меня в политических интернет и реальных дискуссиях непонятно одно: ведь очевидно же что не может где то быть все хорошо и где то все плохо. Но часто спичи даже образованных людей на эту тему технически (по построению фраз) устроены именно таким образом и это моментально снимает даже процент доверия словам «докладчика»
это что? Такое локальное транзиторное падение ай-кью, или какая то неизвестная мне закономерность мышления?
пример: в стране Х произошло вот что. Это говорит о ее полной отстойности. Совершенно очевидно, что в развитых странах У и Z никогда ничего подобного не происходило, не происходит и не может произойти потому что там вообще по базе все правильно устроено. Еще пример: страны Х и У заявили и сделали вот что. Они это делают исключительно чтобы насолить стране Z и отвлечь свои народы от классовой борьбы и экономических трудностей.
Лариса Гладкова

Лариса Гладкова

тоже не люблю эту монохромную графичность мнений. 

Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовамне кажется, на детей всегда возлагалась обязанность соответствовать ожиданиям родителей. Но, правда, мне трудно судить, сравнивать эти ожидания у родителей из мегаполиса и из поселка. В поселке, наверно, тоже есть некий "проект", да и со "смыслом жизни" там вряд ли намного лучше. Не знаю.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна Квирингво времена моего детства дети крайне редко были проектом родителей, максимум “я хочу чтобы он вырос хорошим человеком” не очень много вкладывали но ничего особо и не ожидали. Сейчас ситуация здорово изменилась поскольку все это происходило прямо у меня на глазах в том числе как у специалиста - я наверное могу судить. И мне кажется что в поселках это вот движение к проектированию и вкладыванию и ожиданию отдачи хотя и тоже имеется конечно но не достигло пока таких масштабов как в мегаполисе. Часто просто потому что ресурсов для вкладывания меньше
Лариса Гладкова

Лариса Гладкова

Катерина Мурашовану да, что платье на ребенка надеть что заставить книгу прочитать  - главное, потом в сеть выложить 
ожидания странные, впихнуть побольше в голову ребенка ( это в лучшем случае ), оплатив, ожидать, что ребенок научится, а то, что есть разница между знаниями и способностью их получать и использовать ...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Лариса ГладковаЛариса, нам остается только надеяться, что это все же для небольшой части главное. Просто они в фейсбуке заметны, а остальные родители с детьми просто в жизни живут.
Анна Квиринг

Анна Квиринг

дети крайне редко были проектом родителей
Катерина Мурашоваможет быть, так было во времена нашего детства...
Помните, в школе мы "проходили" душераздирающее стихотворение "Смерть пионерки"? - "Я ль не собирала Для тебя добро? Шелковые платья, Мех да серебро, Я ли не копила, Ночи не спала, Все коров доила, Птицу стерегла,- Чтоб было приданое, Крепкое, недраное, Чтоб фата к лицу - Как пойдешь к венцу!" - это ли не "проект"? меня (в детстве) это вообще убило: дочь умирает, какое ещё "приданое"?
И ещё "лучше": "Все хозяйство брошено, Не поправишь враз, Грязь не по-хорошему В горницах у нас. Куры не закрыты, Свиньи без корыта; И мычит корова С голоду сердито."  Насколько это всё кажется неуместным... но ведь это требование выживания, в то время жизнь семьи зависела от того, какое хозяйство они ведут, нельзя этого не признавать и подходить с современными мерками. И в этом общесемейном "проекте выживания" дети тоже принимают посильное участие, не в форме "вкладывания ресурсов В НИХ", а в форме "вкладывания ресурсов ИМИ". Может быть, в сельской жизни и сегодня это есть. И, кстати, участию в этом "проекте" действительно могут мешать "посторонние" занятия вроде чтения (или сидения в телефоне).
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

дети не были родительским проектом
Анна КвирингИ Анна, я в комменте писала о временах своего детства. Я понимаю, что я кажусь Вам пожилым человеком (да я он и есть), но все-таки не настолько, чтобы быть современницей Багрицкого и матери пионерки Вали ;)))
 
Анна Квиринг

Анна Квиринг

быть современницей Багрицкого и матери пионерки Вали ;)))
Катерина Мурашовая к тому, что в начале 20 века "проектный подход" к воспитанию, видимо, был достаточно распространен, чтобы попасть в художественное произведение. В начале 21-го века такой "подход" тоже имеет место - мы это видим. А во времена нашего детства... может быть, этого было меньше; вопрос - почему? Может быть, потому, что "личные" - направленные на свою судьбу - "проекты" чаще всего не вели к радикальным изменениям этой судьбы. Но это опять "большая тема".
(Да: у нас с Вами не настолько большая разница в возрасте, чтобы Вы казались мне "пожилым человеком". Я понимаю, что Ленина мы обе видели только в гробу)).)
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингИменно - волновое развитие или развитие по спирали, как угодно. В историческом плане дети то и дело становились проектами (хоть Генриха восьмого взять;)) а потом опять переставали ими быть. Субъективно: мне больше нравится когда НЕ проект.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна, Смерть пионерки - это талантливое произведение художественной литературы написанное мужчиной о двух женщинах, насквозь пронизанное к тому же текущей идеологией. Очень трудно судить по нему о воспитании детей на селе ;)) Если уж говорить о художественной литературе тогда скорее даже не Толстой, а Эртель...
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Смерть пионерки - это талантливое произведение художественной литературы написанное мужчиной о двух женщинах, насквозь пронизанное к тому же текущей идеологией.
Катерина Мурашовамне вообще встречалась идея, что это стихотворение - попытка создать агиографический текст: "житие святой","мученицы" новой коммунистической религии, написанное по канонам подобных текстов. Не случайно здесь противопоставление с религией "старой", призыв "отречься" - и отказ героини.
Но вот бытовые подробности нмв Багрицкий вряд ли выдумал. Мне кажется, такое просто так не выдумаешь, это же не новая религия))
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна Квирингвполне может быть, даже очень похоже.
Да, бытовые подробности отражены в той же степени, в какой они отражены в агиографике ;) то есть тщательно отобранные из ряда на соответствие основной идее.
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Да, хотела ещё сказать: "Историки опровергли расхожий миф о том, что жители древней Спарты сбрасывали слабых и болезненных младенцев со скалы. Археологические раскопки, проведенные в районе ущелья, где, по легенде, убивали детей, позволили очистить древних лакедемонян от страшных обвинений, передает AFP. В действительности на этом месте казнили пленных и преступников." (источник https://www.greek.ru/news/culture/29217/)

Насколько понимаю, эта легенда - эпизод "информационной войны" против спартанцев. Их обычаи были своеобразны, и враждебно настроенные народы могли поверить любым сказкам о них. Это нечто вроде классического "кровавого навета" или более современной истории "о распятом мальчике".

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна Квирингможет они и не сбрасывали. Но реально работавшие в далеких селах на национальных окраинах уже в постсоветское время специалисты в неонаталогии рассказывали мне много интересного про местные акушерские практики и  способы избавления от детей родившихся с видимыми дефектами... Возможно Плутарх имел в виду и слышал именно о таком “избавлении”, а уж скалу приплели для красоты тем паче что с нее действительно кого то сбрасывали...
 
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовада, такие практики вполне могли быть, и Плутарх мог слышать о чем-то подобном. Но такое было у разных народов, чтобы не сказать - у всех (это опять-таки вопрос выживания, который нельзя судить по сегодняшним меркам). А подобную историю рассказали только о Спарте (почему-то).
При раскопках под скалой обнаружили скелеты взрослых, детских не было. В общем, "ложечки нашлись, а осадок остался".
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингЭлемент пропаганды, это разумеется тоже. Из всех народов практикующих инфантицид,  для Плутарха было актуально полить грязью именно спартанцев. Вот прямо сейчас на снобе висит интервью Рама Юдовина с дамой из Литвы которая что то не то с точки зрения тамошних властьимущих написала и ее книжки за ночь изъяли из всех литовских магазинов. Кому до этого какое дело? А прикиньте у нас бы сегодня ночью что то такое же сделали и демократическая общественность про это прознала? ;))
Анна Квиринг

Анна Квиринг

что то не то с точки зрения тамошних властьимущих написала и ее книжки за ночь изъяли из всех литовских магазинов.
Катерина Мурашоватам, оказывается, всё не так просто, и непонятно, что там было, и в связи с чем, и по чьему приказу. (Хотела здесь развернуть аналогию с нашими реалиями, но здесь и так обсуждение неподъемное из-за оффтопов :(. )
Лариса Гладкова

Лариса Гладкова

очень здравые рассуждения у детей, радует что хоть где-то 

это есть, не одни комиксы в головах 
Катерина, порадовали !)

Анна Квиринг

Анна Квиринг

Лариса Гладковада, мне очень интересно, откуда берутся дети... то есть - ТАКИЕ дети)))
Казалось бы, "жизнь" всему вот этому совсем не способствует, "жизнь" проста и понятна. А у них - сложнейшие темы, почти абстрактные - и в то же время очень насущные, выстраданные.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Лариса ГладковаСпасибо, Лариса! Вообще то мне крайне редко встречались дети у которых в головах одни комиксы ;)) Да и комиксы бывают разные - намедни мне подарили толстенный про эпилепсию ;))
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашова"ничто в моей практике не говорит мне за то, что у кого то в виртуальных дискуссиях есть то, чего нет у участников дискуссий реальных. И там и там есть разные уровни - это правда."
- насчет "уровней" согласна :) мне кажется, что Вы вряд ли часто участвуете в дискуссиях формата "Ты меня уважаешь или вообще дебил, б**?". Хотя бы потому, что "уровень" задают все участники, в том числе и Вы. А в случае Вашего участия в дискуссии - думаю, Вы в первую очередь и задаете "уровень".
Сейчас уже непросто понять, у кого какое "воспитание", кто сумел избежать виртуальности и воспитан преимуществено "реальным" - а кто из виртуальности вынес худшие её черты. Или, наоборот, пытается привносить в виртуальность черты "реальных" дискуссий - такие, как соперничество, создание "фронтов", битвы противоборствующих сторон, "поединки" - хорошо ещё, когда в формате "дуэли на шпагах", а не "мордобоя". На мой взгляд, это не более чем признак незрелости, виртуального "детства".  "Взрослым" это не интересно. Как игра в песочнице. То есть, иногда можно, конечно :)...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна Квирингпытается привносить в виртуальность черты "реальных" дискуссий - такие, как соперничество, создание "фронтов", битвы противоборствующих сторон, "поединки" - хорошо ещё, когда в формате "дуэли на шпагах", а не "мордобоя"”
А в виртуальности на Ваш взгляд есть что-то еще?;))
Разговор как “ритуал совместного крика серых гусей” по К.Лоренцу (мы есть, мы вместе, вот и поговорить может о том, какие мы крутые кафку с плутархом читали а другие то нет мы соль земли даже и поспорить о толковании плутарха может но все равно мы вместе и тд) я дискуссией обычно не считаю тк как это скорее вариант внутригрупповой взаимоподдержки, но и это есть и в реальном и в виртуальном мире...
Анна Квиринг

Анна Квиринг

даже и поспорить о толковании плутарха может но все равно мы вместе
Катерина Мурашоваотличие "дискуссии" от "совместного крика гусей" (отличный термин, а можно это выразить одним словом? было бы удобно :) ) нмв определяется результатом: если в результате мы не узнали ничего нового (кроме того, как мы все здесь круты - но ведь это не новость? ;) ) - то, конечно, это не дискуссия, скорее "ритуал". Может быть, "исповедание веры", совместная молитва.
Дискуссия так или иначе нечто меняет, может быть, не так масштабно. Вот Сергея Мурашова мы до сих тор так и не убедили, что Солнце вращается вокруг Земли :) - кстати, Вы просили пример "чего-то ещё", этот годится? :) - никакого "фронта" у нас здесь нет (тем паче "дуэлей"), но сама мысль о том, что можно не упираться, как Галилей: "А всё-таки она вертится!" - но и не оставаться для самих себя случайными жителями какой-то периферийной планетки - мне кажется, это "приращение" наших (или, скромнее, "моих") знаний/представлений о мире.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна, я могу ошибаться, но мне на данном этапе кажется, что “нечто меняет” не столько дискуссия сама по себе сколько некая работа человека с информацией и с самим собой.
А «у нас здесь” - это где? На снобе? Так тут всякое бывало. ;)) И по поводу что вокруг чего вращается помнится весьма бодрая дуэль на шпильках была ;))
 
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашова"у нас здесь" - я имела в виду конкретно эти дискуссии "о вращении всего вокруг всего")) То-то и оно, что максимум "на шпильках", даже не на шпагах. Уж совсем комплиментарный стиль у нас даже "религиозно-философская группа" не исповедует.
Да, конечно, работа с информацией должна быть, но должен быть и повод, мотив заняться этой работой. А какой может быть повод, кроме обмена информацией в дискуссии? Абстрактная любовь к истине?
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

А какой может быть повод
Анна Квирингжелание самому разобраться как оно на самом деле?
Ну мне помнится шпильки по поводу вращений были вполне личностными с традиционными «о чем говорить с человеком который...” и традиционным для этого куста призывом немедленно прочесть учебник физики для шестого класса... ;))
Анна Квиринг

Анна Квиринг

традиционным для этого куста призывом немедленно прочесть учебник физики для шестого класса... ;))
Катерина Мурашовану, это неизбежное :))
Но и корректная аргументация там тоже была. Даже жалко, что это было "рассыпано" по разным постам, и не удастся "сохранить для истории".
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Насчет "локального транзиторного падения ай-кью": я бы предположила, что подобные спичи - прежде всего эмоциональный выплеск. С естественной для выражения эмоций гиперболизацией: "Ты ВСЕГДА [делаешь так-то]! Ты НИКОГДА [не делаешь эдак - как надо/как я прошу]!"
Если высказывание выполняет пропагандистскую функцию, то апелляция к эмоциям читателей/слушателей тоже вполне естественна.
Но мне кажется, что в виртуальности этого сейчас значительно меньше, чем, скажем, 10 лет назад. Может быть, я просто перестала это замечать, или привыкла и "на автопилоте" пропускаю мимо ушей подобные вещи. А может быть, это "пропускаю" не только я; может быть, это всеобщий иммунитет к навязыванию эмоций - и отход от привычки навязывать. И тогда это та самая "эволюция Сети" , о которой я всё время твержу...)))

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна, простите, я нынче редко (почти никогда ;)) участвую в разговорах на снобе, поэтому пропустила Вашу концепцию. Может быть, Вы будете так любезны и дадите мне ссылку на то место, где Вы ее описываете?
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовая вспомнила пример "эволюции" в отношении навязанных эмоций: сейчас довольно часто встречается отношение "не учите нас правильно скорбеть" - вот только сегодня читала. О любом трагическом событии люди могут думать по-разному, обсуждать причины и виновных, и жертвы могут вызывать разную степень сочувствия. И эмоциональный выплеск капслоком "КАК ВЫ МОЖЕТЕ ГОВОРИТЬ [о том-то], КОГДА ПОГИБЛИ ЛЮДИ!!!" - может вызвать сочувствие (к кричащему), но вряд ли прекратит обсуждение. А в нормальной "стае серых гусей", какой была сеть те же 10 лет назад, было обычным делом просто "обняться и поплакать вместе".
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовада у меня как-то нет такой стройной "концепции", тем более явно сформулированной. Я просто замечаю (как мне кажется) некие изменения в выражении "потока сознания" (или, если угодно, в "дискурсивных практиках"), а в сети это особенно видно, точнее - более доступно наблюдению.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Нет стройной концепции
Анна КвирингЕсли замечаете (с Вашим длинным как я понимаю опытом участия) может было бы интересно сформулировать для других, которые быть может имеют меньше опыта и не замечают видных Вам закономерностей? А прочитав разложенное по полочкам тоже что то для себя уяснят и даже смогут использовать?
Анна Квиринг

Анна Квиринг

может было бы интересно сформулировать для других
Катерина Мурашовадумаете, кто-то поверит тому, чего не видит сам?
Сеть вообще-то не однородна, и в разных местах можно встретить разные стили. Да и потребности у людей, приходящих в сеть, тоже разные. Кто-то, как прежде, ищет "свою стаю" (и находит). Кто-то занимается какими-то видами творчества и общением на эту тему: от кулинарии и ремонта до воспитания детей и кошек, не говоря уже о том, что более традиционно считается творчеством (я помню Вашу антипатию к этому слову)), но какое другое слово взять - не знаю): об опытах литературных (рассказы, зарисовки "из жизни", рецензии) или художественных (фото, видео).
Мои наблюдения относятся больше к обсуждениям "общественно-политической тематики". И я скорее наблюдатель, чем исследователь... впрочем, для исследования в этой области нет адекватных инструментов.
К тому же - всегда и в любой среде есть новички, по-разному адаптирующиеся к среде (или адаптирующие среду под свои потребности). И каждый начинает свой путь "с чистого листа", набирая свой собственный опыт - и, как правило, не нуждаясь в чужом.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна Квирингнмв молодая культура Сети если в чем и нуждается так как раз в попытках осмысления принципов ее функционирования опытными участниками.
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

...ведь очевидно же что не может где то быть все хорошо и где то все плохо.
Катерина Мурашовакому очевидно? :)
Конечно, может: вот подлые киевские фашисты могут бомбить и резать русских по чужую сторону линии оккупации, на территориях, контролируемых "повстанцами", и при этом не трогать русских по всей остальной украинской территории, - и это годами не возбуждает подозрений у массы людей - конечно, у "повстанцев" - "своя правда". 
А при этом в Сирии у тамошних повстанцев "своей правды" нет, а есть она - только у Б. Асада, и за эту правду уже сложила голову масса россиян - вопреки, опять же, обещаниям нашего президента...
Мир гораздо проще представлять себе чёрно-белым, в котором всё точно такое, каким предстаёт в описании г-на Мирзаяна и пр., так не нужно тратить усилий на анализ и (ДОБАВЛЕНО: "НЕПРИЯТНЫЕ И НЕКОМФОРТНЫЕ ДЛЯ СЕБЯ") выводы. "Есть МЫ, и есть ОНИ, мы - хорошие и правы, они - плохие и неправы, что тут непонятного"?
:)
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Сергей Мурашов
для некоторых целей (в том числе научных и политических, а также художественных) часть мира можно представлять черно белым. Тогда так и говорится: представим что у нас осталось только две краски, или представим что у нас для этого сюжета (например для классического вестерна или войны, которую сейчас ведет наша страна) есть только хорошие парни и плохие парни.
 
это иногда бывает нужно для расставления каких то акцентов повышения четкости высказывания.
При этом разумеется все краски мира никуда не пропадают и всем работающим на этой поляне это очевидно.
 
А писала я о том, что если эта оговорка изначально не делается, то качество полярного высказывания и доверия к нему в мирное время снижается в ноль. Есть публика которая поверит, но тут вопрос о качестве этой публики и уровне амбиций высказывающегося... В общем я тут явно чего то не понимаю...

 

 
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

При этом разумеется все краски мира никуда не пропадают и всем работающим на этой поляне это очевидно.
Катерина Мурашовадорогая, ну кому "это очевидно"? :)
"Качество публики" - обычное, публика эта никому ничего не должна, и имеет полное право в России считать, что именно мы всегда и во всём правы, в Грузии - что правы они, а в США - что они.
(Заметьте, я себя от этой публики отнюдь не отделяю, признавая, что и я могу в чём-то заблуждаться, защищая свои какие-то взгляды за пределами рамок, определённых имеющимися фактами).
Это - свойство общечеловеческое, как и ещё одно - в любом случае норовить найти личную выгоду... И одно от другого отделить крайне трудно: защищает ли человек бескорыстно свою систему взглядов, выстроенных на заблуждениях и комплексах, или целенаправленно занимается тем, от чего хочет получить реальную личную выгоду - финансовую, репутационную или какую другую, - отличить невероятно сложно, даже принимая в расчёт личность изучаемого сапиенса...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

 
согласна, что отличить трудно. Но никак не могу уяснить никакой ни личной ни групповой выгоды от сведения к двум краскам - в этом и заключается моя озвученная проблема. Единственное исключение которое я исторически вижу - выступление военного вождя перед началом боя. Там выгода понятна - временное расчеловечивание противника в глазах твоих солдат. Иного - не вижу. Для любых коммуникаций в мирное время нужна палитра красок. Да и если честно вот лично ни разу (именно глаза в глаза, а не в инете или телевизоре, это к вопросу о различиях в виртуальных и реальных коммуникациях) не видела человека который сказал бы: да вот, конечно, ВСЕ русские ... или ВСЕ грузины ... или ВСЕ американцы или мы ВО ВСЕМ правы или они В ПРИНЦИПЕ плохие. Всегда десяток понятных оговорок. 
И вот осознание этих “правил и исключения» меня и тревожит. И с детьми мы кстати об этом говорили, правда в историческом контексте, а не прямо о сегодняшнем дне
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Ольга из Санкт-Петербурга.

Добрый день, Екатерина Вадимовна!

Во-первых, спасибо Вам.
Во-вторых, так случилось, что тема Вашей последней статьи перекликается с содержанием моей рецензии на детскую книгу.
Привожу рецензию целиком:
"Мы все из Бюллербю" Астрид Линдгрен.
Я очень хочу написать об этой книге, от которой так и веет добром. Конечно, это можно сказать о почти любой книге Линдгрен. Это так важно, что книга добрая, а не только захватывающая и интересная (а книга захватывающая и интересная, помимо того). Дети в "Мы все из Бюллербю"  почти не совершают серьезных проказ  (но когда дети лезут на скалу у меня замирает сердце) и не дают родителям повода упрекнуть их. Возможно еще и оттого, что существуют они сами по себе, взрослые мало участвуют в их жизни. Эта книга наиболее автобиграфична из всех книг Линдгрен, она создана на основе воспоминаний из ее детства. Добро, делать добро, а не спасать мир или зарабатывать много денег и прочее, хотят эти дети совершенно сознательно  (вспомним хотя бы главу " Мы с Анной доставляем людям радость", получается правла, не очень, но желание — главное), хотя и приключений хотят с равной силой — как хотели все поколения детей  — всегда. Еще эти дети помогают взрослым в их тяжелой сельской работе (которой все они, взрослые и дети, живут), помогают — без малейших капризов, делая из этой помощи игру, вплетая тяжелый труд (я не утрирую — дети полят грядки с раннего утра, копают картошку, ради чего их отпускают из школы, помогают ухаживать за скотом) в свой детский фантазийный мир. 
Но делать добро — это так банально. Екатерина Мурашова в своей статье ... пересказывает мысли современных читающих подростоков о добре: "А сейчас вокруг тебя все тихо и все только про добро и долдонят. Оно как липкая невкусная каша в тарелке". Что-то подсказывает мне, что это не только мысли современных подростков, но и подспудные мысли современного общества — мысли из мира блоггерства, Инстаграма и иных соцсетей, мысли, завуалированные красивой картинкой — всегда с фильтрами. Добро стало скучным и неинтересным. Оно не популярно, публика его уже не "хавает". Инереснее намного новый способ омоложения и перманента, и еще - куда бы и как полететь в следующий отпуск и пр.
Неужели добро не может быть интересным? Не может быть приключением (тем самым модным ныне "квестом")? Улле, герой книги, сделал из злой собаки добрую своим теплым обращением, ласковым словом, совместными прогулками, и мало того, по его просьбе отец купил Быстрого (имя собаки) у хозяина, который плохо с ним обращался, и тем самым изменил его собачью судьбу, которая до того мало чего стоила, а потом все же стала стоить чего-то — у Быстрого появился новый любящий хозяин. И вот он, бонус Улле за его доброту — преданный пес. Лассе помог Улле вырвать молочный зуб (Улле очень боялся вырывать зубы, пусть и молочные) — да и как, с заковыркой, вырвал ему зуб во сне. А Анна с Лизой стали на один день няньками полутрогодовалой Черстин (ох и нелегкая это работа, скажу я вам, сравнимая с работой в поле и хлеву) — вот это было для них настоящее приключение! 
Чего хотят эти дети? Сделать из простого обыденного мира их родителей мир сказочный, таинственный и волшебный. 
"Вокруг нас рос златоцвет. И я вдруг сказала Анне, что меня зовут принцесса Златоцветка. — А меня зовут принцесса Первоцветка, — сказала Анна. — Это мой Зеленый дворец! — сказала я.".
Что я люблю в этой книге. Есть такие книги — детские и радостные, где все светится счастьем детства, гармонией семейных отношений, дружбой. Идеальный пример такой книги —  " Папа, мама, бабушка и восемь детей" А-К. Вестли. А "Мы все из Бюллербю" я люблю за то, что полнота счастья описанных в ней детей отдает печалью. От того это счастье и пОлно. И счастье это доброе, потому что живет в детской душе.  Хотя, нет, любое настоящее счастье —доброе.
"Бритта с Анной заснули раньше меня. А я еще долго-долго лежала и слушала, как шумит лес. Он шумел очень тихо. И так же тихо плескались о берег волны. И странно, я вдруг перестала понимать, весело мне или грустно. Я все лежала и думала, весело мне или грустно, но так и не поняла. Наверно, человек становится чуть-чуть ненормальным, когда ночует в лесу".
Это счастье пахнет лесом и летом, и ранним утром, и на ощупь оно как роса, а на запах — как солнце.
P.S. Дочь моя 5 лет впервые познакомилась с этой книгой год назад, в 4. Сейчас перечитали вновь. Далеко не любую книгу она просит перечитать. "Мама, ну раз "Бюллербю" закончилось, давай перечитаем! Я не хочу другие, хочу только "Бюллербю".  Так что, добро — скучно?
Очень хочу написать об Эмиле. Возможно, с художественной т.зр. " Эмиль" и уступает "Бюллербю", но есть в этой книге нечто, близкое лично мне..  Это книга не о детях и их жизни, а о личности. Но и не это главное. Книга — о личности, о какой ( курсив) личности!)

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Кто то поверит
Анна КвирингАнна,  я не думаю, что это вопрос веры. Это естественное желание думающего человека - знать, как устроено. И если я сам пока не понимаю, то вполне логично поинтересоваться - ну а другие более опытные что думают по этому поводу? Разделять не обязательно, но если оно понятным образом сформулировано испытываешь естественную благодарность. Например я атеист но если встречаю внятным образом изложенные частные религиозные воззрения - чувствую обогащение собственного мира и ту самую естественную признательность к автору изложения.
ПС увы, неподъемной дискуссию делают не оффтопы а отсутствие уведомлений о комментариях к редакционным постам :(((
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовадорогая Катерина, отсутствие уведомлений, конечно, чрезвычайно неудобно. И, кажется, мы видим ещё один "глюк" нового дизайна: Вы ведь отвечали по кнопке "ответить"? - а Ваш комментарий вынесло в самый низ ленты, не привязанным ни к чему.
Насчет "как устроено" - боюсь, что устроено весьма по-разному. И с опытом чаще всего приходит усталость, вплоть до выгорания (это нмв тоже одна из причин, почему пока никакие сетевые объединения не прожили достаточно долго в "первом составе" - т.е. с теми же основными участниками, кто играл "ведущие" роли в начале; Сноб здесь не исключение, "активных" старожилов почти не осталось). Делиться опытом - значит делиться усталостью, в том числе. Кроме того, этот мир чрезвычайно изменчив - более изменчив, чем реальность, - по понятным причинам: информационное взаимодействие не требует изменений "материальных", ресурсоемких и длительных...
Может быть, эти рассуждения слишком похожи на отговорки :). И пожалуй, Вы правы: сетевое взаимодействие по принципам своего развития и передачи похоже на язык, воспринимаемый во многом интуитивно - но ведь языки подлежат описанию и допускают некую условно-формальную передачу другим людям, пока не знакомым с ними. То есть, задача, которую Вы ставите, разумна и разрешима. Не уверена, под силу ли она мне.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Не уверена, под силу ли ...
Анна КвирингЕсли не попробовать, так ведь и не узнаете. И потом мы же все не в одиночку, один пробует фигня выходит, десять пробуют, сто и постепенно что то вырисовывается... так всегда было...
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Анна КвирингА меня бесит вот какой глюк: когда в редакционном материале щёлкаешь не в поле комментария, а за его пределами (например, чтобы перемотать вниз), набитый текст комментария пропадает навсегда, а тебя выбрасывает в профиль автора комментария, на который ты отвечаешь, или автора поста... Я так попадал уже раз двадцать в разных местах, и несколько раз здесь - например, я ответил на последний из обращенных ко мне комментариев Катерины, но отправить его не успел, а повторять нет сил... 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Сергей МурашовСергей у меня такое ощущение, что для каждого гаджета или операционной системы у этой платформы предусмотрен свой ассортимент глюков ;))))))))
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Катерина Мурашовада-да, именно так, поэтому у меня язык не поворачивается ругать ДР - может быть, во всех остальных средах, кроме моего Сафари, всё прекрасно, а требовать, чтоб всё сделали вот именно под меня, как-то уж очень по-снобски...
(Кстати, и этот комментарий я уже набиваю во второй раз... :) ).
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Сергей МурашовЯ в основном расстроена отсутствием уведомлений о комментах - это полностью убило дискуссии в редакционных материалах. Нынешний разговор у меня тут - то самое пресловутое исключение, которое лишь подтверждает правило. Кажется за все время после перестройки платформы она вообще первая с таким количеством комментов.
Причем что обидно - среди редакционных материалов нынче попадаются вполне себе дискуссиепригодные, в раннем снобе там бы щепки летели и желчь лилась комментов на 150. Если бы да кабы...:((
А про себя обидно - у меня часто дискуссии были интереснее «затравочной” истории, это все отмечали. А теперь увы...:(
Анна Квиринг

Анна Квиринг

в раннем снобе там бы щепки летели и желчь лилась комментов на 150. Если бы да кабы...:((
Катерина Мурашованмв здесь дело не только в "дизайне" и отсутствии уведомлений, но и в эволюции)) теперь мало желающих "брызгать желчью" и разносить всё в щепки от того, что "в интернете кто-то неправ". Распространено более спокойное отношение к чужому мнению и больше уверенности в своем. Зачем спорить, если другого человека не переубедить, а своё мнение тщательно продумано и не изменится? (подчеркиваю: это не безразличие пофигиста, это "пост-дискуссионная" позиция.)
И да, мне тоже жалко, что к Вашим материалам теперь редко бывают дискуссии. Не сравнивая "интересность" дискуссий и историй, хочется, чтобы Ваши темы были более заметны, задерживались в "активных дискуссиях" и на главной странице.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна мне трудно судить, но я совершенно доверяю Вашему опыту и искренне рада если дисскусий типа «срач” на просторах инета в среднем стало меньше. Но нмв высказать свое мнение по затрагиваемому интересующему тебя вопросу задать вопрос поделиться сомнениями и услышать другие мнения - всегда полезно. Особенно если автор поста претендует либо на знание неизвестных тебе фактов либо на оригинальное осмысление и синтез чего то известного. Так было и есть. Не уверена что правильно поняла термин “пост-дискуссионный» - что это? Человек закоснел в своих устоявшихся мнениях по всем мыслимым вопросам мироздания и не видит больше смысла это с кем либо обсуждать?
Лариса Гладкова

Лариса Гладкова

Анна Квирингсогласна с Вашим замечанием, а Катерине спасибо за все ее ценные замечания, всегда ловлю каждое слово, пусть и дети давно уже выросли, про "делиться опытом" Вы замечательно сказали, будто итальянский или французский фильм 60-х ..

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Человечество развивается с космической скоростью, соцсети диктуют новые нормы поведения, а дети вечно занимаются какой-то ерундой. Это наш мир, в котором так легко опустить руки и отчаяться. Особенно если вы — родитель
Многие женщины после родов испытывают чувство ненужности и опустошенности. Но как понять, что именно происходит с молодой мамой?

Новости партнеров

Современные родители часто жалуются на апатию и опустошенность. Но откуда они берутся? Что стоит за усталостью мам и пап? Ведь, казалось бы, нам гораздо проще воспитывать детей, чем всем предыдущим поколениям