Фото: Spiridon Ion Cepleanu/Wikipedia
Фото: Spiridon Ion Cepleanu/Wikipedia

Эта пьеса о преступной пластичности человеческой психики, о готовности в определенных условиях воспроизвести самые опасные практики тоталитарного прошлого, о том, как легко человек становится тираном и как послушное окружение позволяет ему таковым стать.

Сюжет «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» разворачивается в условном столичном театре в наши дни, где решили поставить спектакль о Сталине. Роли распределены, декорации установлены, назначен предпремьерный показ спектакля для СМИ. Сыграны первые сцены, отзвучали первые поздравления. И вдруг выясняется, что среди зрителей — президент России. Он выражает желание посмотреть еще несколько сцен про своего, как он шутя выражается, «предшественника». Продолжением спектакля президент остается недоволен, и начинаются мучительные переделки: одни протестуют, другие с восторгом подчиняются, третьи ищут выгоду и пытаются устранить соперников.

Юлия Ауг, актриса:

Я бы сказала, что эта пьеса не антисталинская — она о нас с вами, о рабстве, которое никак не выдавливается, о страхе, который до сих пор в жилах. Но автор относится к этому с юмором. Он смеется над страхом и склонностью позвоночника к прогибу. Ведь именно смех развенчивает сакральный образ Сталина. И смех играет важную роль в этой пьесе. Что касается моих эмоций — прочитав пьесу, я подумала, что она замечательная и очень талантливо написана.

В нашем обществе сейчас возрождение культа личности вождя и поклонение ему. Пьеса, безусловно, имеет прямое отношение к современности. И люди должны ее видеть. 

Артур Соломонов, писатель, драматург:

Ни один политик прошлого не оказывает такого влияния на наше общество, как Сталин. Если представить, что он вдруг восстал и выдвинул свою кандидатуру на выборах, можно быть уверенным: их исход был бы предрешен. В нашей стране Сталин, увы, бессмертен. По крайней мере на данный момент он проявляет все признаки бессмертия. Потому подзаголовок у трагифарса «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» — «Пьеса о гибкости и бессмертии».

В пьесе я отдал определяющую роль смеху, я хотел, чтобы каждую минуту читателю или зрителю было весело и жутко одновременно. Потому что сейчас смех, возможно, единственное оружие, с помощью которого можно бороться с возрождающимся сталинизмом. Ведь неслучайно комедия «Смерть Сталина» запрещена в России. Правитель сегодня не может быть смешон. И он не должен умирать. Могущественную роль в этом запрете сыграло иррациональное, но сильное нежелание представителей нашей высшей власти, чтобы им и обществу не напоминали об их смертности и даже о смертности их выдающегося предшественника. Но общими усилиями в «Театре.doc» 4 июля мы все-таки попытаемся его похоронить. 

Подготовила Анастасия Цымбал