Фото: Пресс-служба фестиваля
Фото: Пресс-служба фестиваля

Опера CURIOSITY

Опера вдохновлена Twitter-аккаунтом марсохода космического агентства NASA, который каждый день сообщает обо всем, что видит в течение дня на красной планете. Основой для партитур стал язык программирования. Противопоставляя живое и неживое звучание, зрители должны решить для себя, может ли машина быть человечнее людей.

Николай Попов, композитор: 

Есть несколько вещей, которые для меня, как для композитора, особенно интересны в работе над этой оперой. Первое — это язык, на котором общаются операторы марсохода. Он отправляет информацию на Землю на языке программирования. Я попытался найти музыкальный эквивалент этого языка. Кроме того, марсоход Curiosity живет вполне человеческой жизнью и испытывает необходимость в общении, несмотря на то что он машина. Марсоход ежедневно пишет вполне человеческие посты о проблемах и ситуациях, в которые он попадает.

 Фото: Пресс-служба фестиваля
Фото: Пресс-служба фестиваля

Опера «feux follet|блуждающие огни»

Произведение опирается на красоту водных ландшафтов парка Никола-Ленивец, поверья о воде и человеческое желание все время смотреть в прошлое. Это таинственное путешествие вглубь мифа об Орфее и Эвридике и славянских преданий о блуждающих огнях — существах, сбивающих с пути.

Ася Чащинская, режиссер:

Замечательный драматург Дана Жанэ создала историю, связанную с озером и запахами. Я с удовольствием погрузилась в работу, так как давно мечтала раскрыть тему запахов в опере. Сюжет этой оперы — история о мужчине, который потерял свою жену в мистическом лесу около потаенного озера и пытается ее найти. Это некоторый парафраз на «Орфея и Эвридику». В то же время это своеобразная притча об отношениях мужчины и женщины, о восприятии. То есть почти что сеанс психоанализа.

Опера «WWW» World Wooden Web

Работа состоит из двух частей: оперы растений и спектакля «О растениях». Первая идет от восхода до заката: получая либретто, сгенерированное на месте из сигналов растений, гости смогут воссоединиться с природными биоритмами в «зеленом театре». Вторая — разовый спектакль и art/science-перформанс одновременно, во время которого специальные датчики интерпретируют полученные звуки кустов, деревьев и травы. Вслушиваясь в них, не сразу понятно, мы следим за растениями или они за нами.

Капитолина Цветкова-Плотникова, режиссер:

Всё вокруг нас может говорить, просто иначе, на другом языке, частоте, в другом ритме, о других проблемах. Для меня этот проект — история о взаимоотношениях. Это важный вопрос конфликта диалога (между различными единицами) и коммуникации (сообщения в один конец). Меня волнует проблематика перевода и интерпретации: каков процент переведенного является действительно сказанным источником. Мы все больше коммуницируем и перебрасываем информацию и все меньше находимся в диалоге, на уровне ощущений и эмпатии.

 Фото: Пресс-служба фестиваля
Фото: Пресс-служба фестиваля

Опера «Imprints|Отпечатки»

В основе сюжета — история девушки, которая обнаруживает в архивах ГУЛАГа информацию о том, что ее дедушка был надзирателем. Это в корне меняет ее жизнь и отношение к себе самой.

Сергей Морозов, режиссер:

В наших размышлениях о проекте мы отталкивались от одной из локаций арт-парка и разработали идею специально для нее. Это Павильон Шишек — арт-объект Никола-Ленивца — небольшая комната без крыши, полностью состоящая из шишек, они используются как строительный материал для всех стен павильона. В этом месте — необычная акустика, оно натолкнуло команду на мысли о клаустрофобии, теме границ и непростого выхода, каким фактически является выход из Павильона Шишек.

Опера «TEO/Teo/THEO»

Человечество в своем стремлении найти высшую силу не сильно изменилось за минувшие тысячелетия. Меняются лишь технологии и средства. Представьте себе бота-проповедника, которому человек доверяет свою духовную жизнь, бота-начальника, которому человек отдает контроль над своей социальной жизнью, и бота-возлюбленного, получающего власть над сердцем. Человек взаимодействует с искусственным интеллектом, и алгоритм учится у людей. 

Артем Пысь, композитор:

Нам хотелось поговорить о проблеме сосуществования человека с искусственным разумом, в том числе с различными ботами и электронными гаджетами. Эти искусственные голоса, созданные программистами, уже заменяют людям настоящее общение. Мне хотелось сопоставить три несочетаемых мира, найти возможные точки соприкосновения — как по драматургии, так и по музыкальному материалу, — чтобы зафиксировать общую тенденцию развития музыкальных жанров.

Екатерина Василёва, художественный руководитель Лаборатории «КоОПЕРАция»: 

Я уверена, что авторам необходимо не только научиться взаимодействовать друг с другом и доверять своим соавторам — автору либретто и композитору, но и вплотную работать с режиссером с самого начала разработки идеи. В свою очередь, для многих молодых режиссеров это уникальный опыт — поучаствовать в процессе создания произведения здесь и сейчас и погрузиться в контекст новой академической музыки. Выстраивание коммуникации в команде — тонкая работа, и к моменту написания сочинения и его первого показа на сцене связь между участниками на самом деле только-только начинает формироваться и появляется осознанность и понимание процесса работы над музыкальным сочинением.

Основополагающей темой наших проектов в этом году стала работа над новыми форматами взаимодействия со зрителем и пространством. Мы разрушаем систему привычных взаимоотношений, вовлекая публику в действие спектакля. Мне кажется, современная музыка в какой-то степени тяготеет к иммерсивности, а нестандартное пространство располагает к более открытому восприятию новых образов, рождает другую подачу и более тонкое взаимодействие с гостями.

Узнать подробности и купить билет на фестиваль можно здесь

Автор: Марта Сахарова