Фото: Пресс-служба «Wynwood»
Фото: Пресс-служба «Wynwood»

Походы на выставки давно уже превратились в Москве в важную часть светского досуга. Все лето город стоял в очередях на Мунка, Репина, коллекции Щукина и Foundation Louis Vuitton. При этом в Питере происходят события не менее интересные, но с меньшим ажиотажем. Четыре из них дают отличное представление о том, что происходило на российской арт-сцене сто лет назад и что происходит прямо сейчас

Проект «Со-отношения»

Если посвящать выходные в Питере искусству, то и жить нужно в соответствующем месте — наполненном артом и самом являющемся арт-объектом. Одно из таких мест — это Wynwood — лучший дизайн-отель России по версии AD Design Award 2019, окнами выходящий на канал Грибоедова и колоннаду Казанского собора. Как у любого нормального питерского дома, у Wynwood есть двор-колодец, куда выходит часть номеров и коридоры. Из внутренних окон видна гигантская каллиграфическая мураль Покраса Лампаса «Д¥ĀЛИЗМ», специально созданная два года назад к открытию отеля. «Д¥ĀЛИЗМ» выглядит свежей и точно подходящей к месту работой, рассказывающей, в том числе, и о выборе, стоящем перед гостями Wynwood, — смотреть на архитектурную классику или на стрит-арт-современность.

Работа Покраса — не единственное, что связывает расположившийся в доме Бененсона отель с совриском. В начале лета куратор и театральный художник Вера Мартынов открыла в Wynwood проект «Со-отношения». Это тонкая и интимная выставка, посвященная знакомству Веры с городом, их взаимопроникновению и пониманию. Вера собрала 25 художников из Питера (и немножко из Москвы), 50 работ которых переосмысливают традиционные мемы о Северной столице и становятся аккуратным путеводителем по российскому искусству последних 80 лет. За XX век отвечает классическая бронзовая скульптура 1940-х, отлично гармонирующая с оригинальным кирпичом стен, и абстрактные композиции Евгения Михнова-Войтенко и Ивана Сотникова — звезд неофициального искусства 70–80-х. Современная живопись, фотография, паблик-арт и аутдор-объекты представлены на пяти этажах Александром Дашевским, Егором Крафтом, Хаимом Соколом, Мариной Алексеевой, Иваном Горшковым, Григорием Майофисом, Ринатом Волигамси, Славой Птрк и многими другими. 

«Со-отношения» / Куратор: Вера Мартынов / Wynwood Hotel / Набережная канала Грибоедова, 18-20 / Выставка открыта 7 дней в неделю круглосуточно до 31 августа 2019 года

Выставка AES+F. Предсказания и откровения

Открытый после ремонта в 2017 году ЦВЗ «Манеж» стал, пожалуй, главным местом города, где с широким размахом живет современное искусство.

В конце июля галерея «Триумф» открыла здесь масштабную ретроспективу московского квартета AES+F, одних из самых востребованных в мире российских художников. Размеры «Манежа» отлично соответствуют духу работ «аесов», гиперболизирующих в своем пост-интернет-арте насущные проблемы общества. 

На двух этажах расположено 8 проектов арт-группы, созданных за 20 лет, — от «Исламского проекта» (понятно, о какой фобии идет речь) до видеоинсталляции Inverso Mundus, предвосхитившей тему #metoo, и свежайшей оперы «Турандот», грозящей технофеминистическим будущим без мужчин.

Есть и видеотрилогия, в которую входят рисующее красоту техногенных катастроф «Последнее восстание» , а также «Пир Трималхиона» и Allegoria Sacra в стилистике микса Караваджо и Ля Шапеля, высмеивающие мир сверхпотребления. 

Как говорят художники, их работы выражают «фрустрацию, ощущение неясности и тревоги», а сами они хотят, «чтобы зритель испытывал ощущение на грани удовольствия и депрессии»: «Половина зрителей видит в наших работах красивую картинку, другая половина видит критику общества».

Судя по вернисажу, большая часть гостей, снимавших обнаженных вооруженных подростков из проектов Action Half-Life и Last Riot, склоняются к первому варианту. Эстетизация «аесами» общественных язв и грядущих проблем мира делает их невероятно привлекательным фоном для селфи и идеальным контентом для инстаграма.

AES+F. Предсказания и откровения / ЦВЗ «Манеж» / Исаакиевская площадь, 1 / Выставка открыта до 22 сентября

Выставки «Союз молодежи» и «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»

Насладившись иронией, избыточностью и фрустрациями современников, хорошо отправиться на встречу с титанами вековой давности.

«Союз молодежи» в корпусе Бенуа Русского музея и коллекция Морозовых в Главном штабе Эрмитажа — две выставки, которые, кажется, совсем про разное. «Союз молодежи» — про авангардистов, первую русскую арт-группировку в экспериментальном искусстве. Коллекция Морозовых — про великолепное собрание французского искусства конца XIX — начала XX века. Однако смотреть их стоит вместе, подряд. А в каком порядке, не до конца понятно. Я начал с Русского музея, а потом зашел в Главный штаб. Возможно, нужно было наоборот, чтобы более четко провести параллели, отметить цитаты и оммажи со стороны отечественных авторов в адрес французов, чье влияние выглядит очень заметным.

«Союз молодежи» был образован в Петербурге в 1909 году, еще до появления московского «Бубнового валета». Группа, созданная художниками Михаилом Матюшиным и Элеонорой Гуро, за четыре года выпустила три номера журнала об искусстве, четыре спектакля (среди которых опера-буфф Малевича «Победа над солнцем»), провела шесть диспутов и семь выставок, в которых приняли участие почти 90 художников. Ключевые работы выставок, собранные из музеев по всей стране и запасников Русского музея, и показаны в корпусе Бенуа.

Бродя по требующим реставрации залам корпуса Бенуа, нельзя пропустить работы Павла Филонова. Вот кто творил не только без оглядки на европейские тренды, но и вообще так, будто искусства до него не было. Потрясающая мощь больших полотен вкупе с удивительной точностью небольших деталей от основателя аналитического искусства  — основное впечатление от выставки. Помимо Филонова в корпусе Бенуа можно и нужно встретить большинство звезд столетней давности: братьев Бурлюков, Гончарову, Ларионова, Татлина, Малевича и Кончаловского. 

Коллекция Морозовых — часть двух выставок-блокбастеров, созданных совместно ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем при участии Третьяковской галереи. В 1948 году коллекции Щукина и Морозовых были поделены между ГМИИ и Эрмитажем и только сейчас демонстрируются в России в первоначальном виде. В Москве показана щукинская коллекция, а в Питере — морозовская. В следующем году — обмен.

Выставка в Главном штабе — это, в первую очередь, формат «лучшее, любимое и только для вас». Моне и Мане, Ренуар и Матисс, Гоген и Ван Гог, «Девочка на шаре» и «Мост Ватерлоо». Основные хиты известны всем, кто хоть немного увлекается искусством. Но помимо суперзвезд, там есть большое количество великолепных, но менее известных авторов: Огюст Шабо, Жорж Дюпюи, Андре Дерен. А также нежнейшие Альфред Сислей и Камиль Писсаро. Главная изюминка выставки — полностью воссозданный белый зал особняка Ивана Морозова на Пречистенке, специально для которого Морис Дени написал «Историю Психеи», а Пьер Боннар — панно «У Средиземного моря».

«Союз молодежи» / Государственный Русский музей, корпус Бенуа / Набережная канала Грибоедова, 2 / Выставка открыта до 2 сентября

«Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» / Государственный Эрмитаж, Главный штаб / Дворцовая площадь, 6/8 / Выставка открыта до 6 октября