Дирижеры рынка. Антоха МС, V-A-C и другие в московском «Кунстхалле музыки»
Идею «Кунстхалле музыки», то есть выноса музыки за пределы традиционно отведенных для нее пространств, активно продвигает композитор и художник Ари Бенджамин Мейерс. Концерты в предложенном им формате в последние годы проходили в Гонконге, Роттердаме и Санта-Барбаре.
По замыслу Мейерса, вынесенная за пределы клубов, залов и сцен живая музыка лишается не только естественной среды обитания. Речь идет о более сложном явлении, когда всем известный формат концерта вдруг перерождается в нечто совершенно иное — близкое по форме, но, кажется, совсем не похожее по содержанию. Мейерс проводит аналогию с выставкой и предлагает взглянуть на концертный зал как на галерею. На выставке вы предоставлены сами себе, не обязаны задерживаться у экспоната строго отведенное время и вправе легко покинуть любой зал. Традиционные концерты в этом смысле, настаивает композитор, гораздо более предсказуемы и требовательны: у музыканта и слушателя слишком много негласных обязательств друг перед другом.
«Кунстхалле музыки» освобождают всех участников процесса: музыкант может не быть виртуозом, слушатель волен пройти мимо, музыка должна звучать откуда угодно. В Москве проект пройдет на четырех торговых площадках с участием их сотрудников.
«В основе Kunsthalle for Music лежит возможность адаптации к различным городским и культурным контекстам, ослабление границ между любителями и профессионалами, — говорит куратор V-A-C Никита Рассказов. — Это игровая ситуация, позволяющая проникнуть в сложные человеческие и трудовые отношения, сложившиеся на торговых площадках. Нам важно понять, как действовать в публичном пространстве, обычно не воспринимающемся как место производства и потребления культуры».
Где можно увидеть
Площадками проекта стали три рынка (Ленинградский, Братиславский и Черемушкинский) и ТДК «Тройка». Для проектов Мейерса рынки и большие открытые ярмарки — не самые очевидные локации, если не сказать рискованные.
«Выбор площадок оказался самым сложным этапом работы над проектом. Изначально речь шла о домах культуры, но мы поняли, что таким способом не выйдем за пределы знакомой аудитории, — объясняет Рассказов. — Выбор рынков стал логичным решением. Это публичные пространства с большим количеством посетителей, бывающих там не потому, что их туда позвали что-то посмотреть».
V-A-C планируют создать на торговой площадке «ситуацию, отличную от ожидаемой» и вовлечь в нее работников и зрителей. Из-за этого, как признаются кураторы, они не раз получали отказы от администрации рынков, а предварительные договоренности в последний момент срывались.