Все новости

Культура

Партнерский материал

Дирижеры рынка. Антоха МС, V-A-C и другие в московском «Кунстхалле музыки»

В Москве 28 августа стартует новый проект фонда современного искусства V-A-C и американского композитора Ари Бенджамина Мейерса «Московские соло. Кунстхалле музыки» — серия живых выступлений на больших торговых площадках силами их работников. Коллективам предстоит исполнить оригинальные произведения, написанные специально для проекта пятью артистами из разных областей музыки. По просьбе «Сноба» Александр Морсин поговорил с кураторами V-A-C и участником «Кунстхалле музыки» Антохой МС, чтобы узнать, чего ждать зрителям и что все это значит

27 августа 2019 16:52

Антоха МС Фото: Пресс-служба V–A–C

Идею «Кунстхалле музыки», то есть выноса музыки за пределы традиционно отведенных для нее пространств, активно продвигает композитор и художник Ари Бенджамин Мейерс. Концерты в предложенном им формате в последние годы проходили в Гонконге, Роттердаме и Санта-Барбаре.

По замыслу Мейерса, вынесенная за пределы клубов, залов и сцен живая музыка лишается не только естественной среды обитания. Речь идет о более сложном явлении, когда всем известный формат концерта вдруг перерождается в нечто совершенно иное — близкое по форме, но, кажется, совсем не похожее по содержанию. Мейерс проводит аналогию с выставкой и предлагает взглянуть на концертный зал как на галерею. На выставке вы предоставлены сами себе, не обязаны задерживаться у экспоната строго отведенное время и вправе легко покинуть любой зал. Традиционные концерты в этом смысле, настаивает композитор, гораздо более предсказуемы и требовательны: у музыканта и слушателя слишком много негласных обязательств друг перед другом.

«Кунстхалле музыки» освобождают всех участников процесса: музыкант может не быть виртуозом, слушатель волен пройти мимо, музыка должна звучать откуда угодно. В Москве проект пройдет на четырех торговых площадках с участием их сотрудников.

«В основе Kunsthalle for Music лежит возможность адаптации к различным городским и культурным контекстам, ослабление границ между любителями и профессионалами, — говорит куратор V-A-C Никита Рассказов. — Это игровая ситуация, позволяющая проникнуть в сложные человеческие и трудовые отношения, сложившиеся на торговых площадках. Нам важно понять, как действовать в публичном пространстве, обычно не воспринимающемся как место производства и потребления культуры».

Где можно увидеть

Площадками проекта стали три рынка (Ленинградский, Братиславский и Черемушкинский) и ТДК «Тройка». Для проектов Мейерса рынки и большие открытые ярмарки — не самые очевидные локации, если не сказать рискованные.

«Выбор площадок оказался самым сложным этапом работы над проектом. Изначально речь шла о домах культуры, но мы поняли, что таким способом не выйдем за пределы знакомой аудитории, — объясняет Рассказов. — Выбор рынков стал логичным решением. Это публичные пространства с большим количеством посетителей, бывающих там не потому, что их туда позвали что-то посмотреть». 

V-A-C планируют создать на торговой площадке «ситуацию, отличную от ожидаемой» и вовлечь в нее работников и зрителей. Из-за этого, как признаются кураторы, они не раз получали отказы от администрации рынков, а предварительные договоренности в последний момент срывались.

Какие музыканты участвуют

Во время подготовки «Московского соло» в список возможных участников проекта входили около 100 музыкантов.

«Решающим фактором оказалась способность и желание общаться с незнакомыми людьми, для которых ты и твое творчество ничего не значат. Далеко не всегда удавалось договориться с артистами из-за графиков записи материала, туров и других привычных составляющих жизни музыкантов, — объясняют в V-A-C. — Мы остановились на четырех артистах. Их звук, практики и настроение отразят разные подходы к общению и вовлечению людей и мест в преображаемое музыкой пространство».

Вероятно, самый известный широкой публике участник проекта — Антоха МС. «Я ранее о “Кунстхалле” ничего не слышал. Увы, в нашем городе свободных пространств почти не видно, да и в общем их вовсе нет, — говорит музыкант. — Я не раз выходил играть в электрички “Черного кота”, на площади с магнитофоном на пару учил детей музыке. В большинстве случаев ты выступаешь как помеха на пути у людей. Это совсем не радует».

Коллектив рабочих и Антоха МС выступят на Ленинградском рынке 28 августа. Десятиминутное выступление на «месте животрепещущих встреч» артист называет «музыкальной переменкой».

Еще одним участником проекта стала художница и музыкант Анастасия Толчнева, известная под псевдонимом Lovozero. Для перформанса на Черемушкинском рынке она создала композицию «Нетто». Предполагается, что ее будут исполнять интерактивные весы, установленные в пяти разных точках. Однако «Нетто» зазвучит лишь тогда, когда масса всех взвешенных товаров достигнет определенного значения.

На Братиславском рынке коллектив рабочих исполнит партитуру, написанную группой «Созвездие Отрезок». По словам музыкантов, это будет «акустик-техно».

Единственный участник «Кунстхалле музыки», связанный с предыдущими проектами V-A-C, — современный художник Виктор Алимпиев. Его работу можно будет увидеть в ТДК «Тройка». 

«Алимпиев, наше главное национальное достояние в видеоискусстве, всегда работал с ритмикой и музыкальностью в своих произведениях. Каждое его видео так или иначе создано согласно музыкальным законам, и я говорю не только о саундтреке, а о самой структуре его фильмов, — объясняет куратор V-A-C Андрей Паршиков. — Виктор сделал совершенно невероятный музыкальный перформанс “Злая земля” в Новом пространстве Театра наций, и мы решили ему довериться». Соавтором Алимпиева в «Тройке» станет певец, перформер и композитор Алексей Коханов.

Выступления в рамках московского «Кунстхалле музыки» продлятся до 15 сентября.

Кто все это придумал

Проект «Московские соло. Кунстхалле музыки» пройдет в рамках программы V-A-C «Из центра» — семи спецпроектов фонда в разных районах Москвы. Вместе с районными библиотеками, домами культуры, кинотеатрами и представителями сообществ сотрудники V-A-C и художники будут ставить музыкальные спектакли, проводить кулинарные мастер-классы и мастерские, организуют детские кружки и кинопоказы.

По словам представителей фонда, опыт 2019 года станет важной составляющей в будущей программе ГЭС-2 — арт-центра, запускаемого V-A-C на месте электростанции в следующем году.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

О ближайших планах фонда V-A-C, о том, что происходит с искусством в России, о грядущей выставке в Венеции и впечатлениях от проекта «Дау»
Куда движется современное искусство, почему художники уже не могут позволить себе выставлять все, что им вздумается, и как творчество трансформируется под влиянием социальных сетей
Смотрите первый театральный проект фонда V–A–C в России онлайн