Все новости

Фото: Ryoji Iwata/Unsplash

колонка-new-.jpg

Фото: Ryoji Iwata/Unsplash

Бизнес на «автопилоте». Почему это плохо для его владельца

Редакционный материал
В России владелец бизнеса, добившись определенных успехов и заработав денег, часто отходит от операционной деятельности и делегирует управление компанией наемным менеджерам. Основатель и CEO агентства Creon Иван Руденко рассказывает, почему в большинстве случаев это приводит к самым печальным последствиям
27 августа 2019 16:00

Начиная свое дело, вы мечтали о личной свободе, о высоких доходах, о том, как соберете под своим началом дружную команду единомышленников. Но в реальности все оказалось иначе. Вам, собственнику бизнеса, приходится работать и ночью, и по выходным, знать в лицо каждого заказчика и держать в голове график отпусков сотрудников. Круглые сутки вы думаете, что ответить сложному клиенту, как разрешить конфликтную ситуацию и где взять денег, чтобы не допустить кассового разрыва.

Начитавшись бизнес-пабликов и разных мотивирующих книг, вы начинаете верить в то, что все это легко исправить: нужно всего лишь правильно выстроить управление в компании, делегировав его наемным сотрудникам. «Бизнес на автопилоте — вот что мне нужно, — думаете вы. — Надо настроить его так, чтобы и без меня все работало».

Если вас посетила подобная мысль, вы уже на пути к тому, чтобы лишиться всего, что с таким трудом и терпением создавали. Как только вы решите отойти от операционной деятельности, в вашем бизнесе возникнет масса вопросов, решать которые должны будете только вы сами. Скорее всего, произойдет это неожиданно, и перепоручить их решение кому бы то ни было будет невозможно.

К чему могут привести попытки поставить бизнес на «автопилот»

В бизнесе на «автопилоте» процессы выстроены таким образом, чтобы они работали без непосредственного участия собственника. Звучит заманчиво, не правда ли? Но много ли вы видели таких бизнесов?

Конечно, нет.

Собственник бизнеса может нанять генерального директора, который будет управлять компанией умнее и эффективнее, чем он сам. Может бывать в своем офисе не каждый день. И даже на какое-то время уехать, чтобы отдохнуть. Но он не имеет права оставлять свою компанию надолго, если не хочет ее потерять. Бизнес, который работает сам по себе, без присмотра, и приносит стабильный доход, — это миф.

Бизнес может развалиться как при резком самоустранении собственника, так и при спонтанно возникающем у него желании «поуправлять». Безусловно, есть масса примеров, когда собственник и нанятый им топ-менеджер совместно работают над достижением поставленных целей. Но случаются и истории делегирования типа «ты тут управляй, а я буду лежать под пальмой». Они зачастую заканчиваются убытками, разглашением коммерческой тайны, потерей имущества и даже банкротством компании.

Передача компании в управление наемному топ-менеджеру таит в себе целый ряд рисков.

Потеря денег

Когда владелец слишком доверяет наемному директору, велика вероятность, что постепенно бизнес лишится всей прибыли. Есть много историй, когда собственник передавал управление, а потом его компания обрастала фирмами-посредниками, подконтрольными топ-менеджеру или его родственникам и друзьям. Условия сотрудничества с такими фирмами заведомо невыгодны для вашего бизнеса, но выгодны нечистому на руку управленцу: они дают ему возможность получать неплохие доходы, не прикладывая к этому абсолютно никаких усилий. За несколько лет работы в вашей компании такой топ-менеджер может перевести на посредников все сделки. И заодно сколотить себе приличный капитал.

Наемный менеджер может подписать — опять же с «нужной» фирмой — фиктивный договор, по которому ваша компания должна заплатить крупную сумму. Акты выполненных работ и требования их оплатить появятся, когда вы захотите расстаться с этим управленцем или он сам решит покинуть вашу компанию.

Потеря клиентов

Нанимая менеджера, который будет контролировать в компании все контакты с клиентами и поставщиками, вы воспитываете, прежде всего, конкурента. Такой сотрудник, всему научившись и владея всеми связями, может в любой момент открыть свой точно такой же бизнес, переманив к себе ваших клиентов. Рано или поздно вы обнаружите это и, конечно, тут же его уволите. Но пока ваша компания, оставшись без управленца, будет восстанавливаться от полученного удара, новоявленный конкурент может довольно быстро встать на ноги и оставить вас — своего бывшего босса — у разбитого корыта.

Потеря сотрудников

Зачастую, когда наемный топ-менеджер наносит ущерб владельцу бизнеса, уходя из компании и уводя с собой команду, он искренне полагает, что в этом нет ничего плохого. Он считает, что забирает «своих» людей.

Переход целой команды из одной компании в другую — характерное и вполне нормальное явление именно для российского бизнеса. На Западе сотрудник, покидая компанию, не может уводить с собой других членов команды. Как правило, это оговаривается в условиях контракта.

Утечка информации

Так как предоставление конфиденциальной информации конкурентам или намеренное распространение порочащих вас сведений может нанести вашему бизнесу ощутимый ущерб, наемный топ-менеджер становится потенциальной угрозой для информационной безопасности предприятия.

Бывает, что собственник некоторое время намеренно не разоблачает инсайдера, чтобы дезинформировать конкурентов. Минус этого решения в том, что психологически это выдержать очень непросто.

Почему лучше продать бизнес, если нет желания постоянно находиться в рабочем процессе

Основная причина передачи управления наемному директору — «выгорание» владельца бизнеса, его эмоциональная изношенность. Создавая и развивая компанию, вы работали днем и ночью и банально устали. Хотите отойти от дел, чтобы круглыми сутками заниматься саморазвитием и самосовершенствованием? Придется вас разочаровать.

Во-первых, передать все полномочия наемному директору сразу не получится. Процесс делегирования — это огромный пласт работы. Один из самых сложных принципов делегирования для большинства собственников — выдать нанятому управленцу определенный кредит доверия и предоставить ему свободу действий. 

Если наемный директор вам «нравится» и «вызывает доверие» — это хорошо, но недостаточно. Важно максимально подробно прописывать, каких именно результатов вы от него ждете и в какие сроки. И не вмешиваться в оперативное управление предприятием. Не надо стоять над директором и говорить ему, как действовать — на то он и профессиональный управленец, чтобы знать, что, как и когда надо делать для достижения результата. Вы контролируете только исполнение заданных вами параметров. В противном случае все ваши попытки делегирования окажутся бесполезными. Вы, как и прежде, будете сами управлять компанией и при этом платить немаленькую зарплату нанятому руководителю.

Во-вторых, в период работы наемного топ-менеджера в компании необходимо иметь «своего» человека. В идеале — финансового директора. Таким образом, вы всегда будете в курсе стратегически важных решений, принимаемых нанятым руководителем.

И самое главное — выбросьте из головы мечты об «автопилоте», который будет управлять бизнесом в ваше отсутствие, пока вы ходите на яхте вдоль Лазурного берега Франции, занимаетесь серфингом на Бали или постигаете дзен в Японии. Если нет желания постоянно находиться в рабочем процессе, лучше продайте бизнес.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Елена Махота, владелица сети салонов красоты Legend NewYork, рассказывает, почему «женское предпринимательство» — миф и как не попасться на удочку маркетологов
Принято считать, что выпускник вуза пользуется большими привилегиями, чем специалист технической профессии. Но так ли это на самом деле? «Сноб» вместе с Викторией Фоминой, руководителем отдела маркетинга Volvo Construction Equipment в России и СНГ, пытается разобраться, какой воротничок следует примерить желающим зарабатывать больше — традиционный белый или все-таки синий?
Стоит ли вообще обучать сотрудников? И если да, то как делать это с максимальной пользой для бизнеса? На эти вопросы отвечает финансовый аналитик ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Зоя Стрелкова