![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Новым детям новые технологии. Как школа адаптируется под запросы времени
![Фото: Stem.T4L/Unsplash](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/97/53/97539a00ce45db548366b648c47edc19abbada8355e7e2b020f32a56ebd1339b.jpg)
Дневники электронные, оценки реальные. Один из главных цифровых трендов десятилетия — облачные хранилища данных, доступные с любого устройства из любой точки мира. В «облако» переместились и дневники учеников. Теперь родитель в любое время, с любого устройства может узнать об успеваемости ребенка, о том, что ему задали на дом, и связаться с преподавателем.
Библиотека в облаке. Московская электронная школа — сервис, представляющий собой хранилище образовательных материалов, доступный учителям, ученикам и родителям. Формируют библиотеку сами учителя, загружая туда электронные сценарии уроков, пособия, образовательные приложения и тесты. Сейчас библиотека МЭШ открыта для всего мира.
Самодиагностика. Полученные знания также можно будет проверить с помощью библиотеки МЭШ. Она включает в себя проверочные работы и тесты для подготовки к контрольным работам. С помощью таких пробных тестов ученик закрепляет уже пройденный материал. Количество попыток неограниченно, так что проходить тесты можно до тех пор, пока ребенок не достигнет нужного результата.
![Фото: Stem.T4L/Unsplash](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e5/51/e5514d0a386f26358473ff32a5ab0a95b672740e28dff5665a561724ac09ea30.jpg)
Контроль посещаемости и питания. Повсеместно в школах вводится система электронных пропусков. Карточка фиксирует время входа и выхода ученика из учебного заведения, а родителю приходит соответствующее СМС-уведомление. Также с помощью пропусков можно контролировать питание ученика. Родители могут исключить вредные для ребенка блюда из списка покупок, и в столовой ему их просто не продадут.
Роботы. Вместе с информационными технологиями в образование будущего внедряется робототехника. Создавая роботов, школьники изучают азы физики, механики, электротехники, логики и программирования.
Виртуальное обучение. Еще одним новым для школы инструментом стали технологии виртуальной реальности. Ученик сможет посмотреть «изнутри», как работает гидроэлектростанция, на уроке физики, оказаться в центре Солнечной системы на уроке астрономии или провести эксперимент в виртуальной лаборатории на уроке химии.
![Фото: Stem.T4L/Unsplash](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/35/dc/35dcdc300b09d77ca32c45cfa2866e90efc255b90742c14d463c710fe295a1ff.jpg)
Профориентация. Если в системе образования цифровые технологии уже занимают существенное место, то выбрать будущую профессию школьникам помогают люди — участники проектов предпрофессионального образования, где дети осваивают профессиональное оборудование, проходят стажировки, ходят на экскурсии на предприятия и в медицинские учреждения, проводят прикладные научные исследования. Совместно с профильными вузами и научными организациями в столичных школах реализуются проекты «Академический (научно-технологический) класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе» и «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», а с 1 сентября в столице запустился новый проект — «ИТ-класс в московской школе». По окончании обучения выпускники инженерных, медицинских и академических классов сдают итоговый предпрофессиональный экзамен. Показавшие лучшие результаты получают до десяти дополнительных баллов к сумме баллов ЕГЭ. Согласно статистике, 92 процента выпускников предпрофессиональных классов поступают в профильные вузы, из них 76 процентов — в вузы — партнеры проектов.
Инженерные классы
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bb/d8/bbd80eccf3be43098f5b3f92a67a04a38c12e5ee3d05bbad0b7ee58199ab89fd.jpg)
Петров Вадим Леонидович, проректор по учебной работе НИТУ МИСиС, спикер секции «Инженер будущего как результат стратегического взаимодействия стейкхолдеров (школа — вуз — работодатель)» форума «Город образования»:
Для классов предпрофессионального образования университеты, профильные компании и инновационные предприятия создают условия, в которых школьники могут ознакомиться с будущими профессиями. Наш университет работает в проекте «Инженерный класс», мы знакомим детей со своей исследовательской инфраструктурой, с будущими работодателями, дети могут посмотреть на свои возможные будущие рабочие места. При этом важно, что школьники узнают не только особенности профессии, но и размер своей будущей зарплаты.
Университет заключает договор со школой и создает специализированную программу. Школьники в университетах реализуют отдельные проекты, как в командах, так и индивидуально. В целом программа направлена на то, чтобы выбор будущей профессии был осознанным.
Медицинские классы
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d5/2f/d52ffdfc8ac71c494ce23e1876c046be6152a53e71bf269966284721dfb07472.jpg)
Козарь Марина Валерьевна, декан факультета довузовского образования ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, спикер секции «Перспективы развития проекта "Медицинский класс в московской школе”» форума «Город образования»:
Дети получают возможность погрузиться в специальность и приобрести определенные предпрофессиональные навыки. По итогам обучения старшеклассники получают баллы, которые учитываются при поступлении в вуз: предпрофессиональный экзамен, включающий в себя теоретическую и практическую часть, дает от пяти до десяти баллов. Практическая часть предполагает оказание первой помощи виртуальным пациентам.
На конференции «Старт в медицину» дети делают практико-ориентированные проекты и исследования в сфере современной медицины. Экспертами выступают специалисты вуза и сотрудники медицинских организаций. Победители и призеры конференции тоже получают дополнительные баллы для поступления в вуз.
Также стоит упомянуть нашу Сеченовскую олимпиаду. Ее призеры получают 100 баллов ЕГЭ по предмету, либо поступают в наш университет без экзаменов.
Помимо этого, мы постоянно проводим экскурсии на наших площадках, показываем детям самые современные лаборатории и учебные центры, они встречаются с известными учеными, такими как, например, доктор химических наук Петр Тимашев. Поскольку наши сотрудники — люди, увлеченные профессией, они не жалеют времени на то, чтобы поделиться со школьниками новостями о достижениях современной науки.
Разумеется, у нас действуют и традиционные площадки, такие как музей нормальной и патологической анатомии, музей истории медицины.
Академические классы
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c3/c6/c3c6d0e0eb4b17308355f3a0e287a3f3523b619eb29ee6f591e5fe6fcd14a520.jpg)
Журавлева Екатерина Васильевна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН, помощник министра науки и высшего образования, спикер секции «Подходы в методологии организации обучения в академическом классе на примере биотехнологического направления» форума «Город образования»:
Мы начинали с естественно-научных направлений, но сейчас пытаемся отвечать всевозможным запросам московских школьников, увлеченных наукой. Например, если им нравится работать с техникой, они могут посмотреть, как наши ученые работают над созданием атомных электростанций. Если интересна биология, мы можем направить в институт биохимии, где в лаборатории применяют современные методы химического синтеза. Если им нравится агронаправление, мы можем направить их к нашим селекционерам. При этом дети общаются не с учителями, а с учеными — это уже несколько другой уровень коммуникации.
В нашем проекте школьники учатся проводить исследования по актуальным направлениям российской науки. После того как ребенок выбрал направление, он готовит доклад о работе, которую проделал вместе с одним из ученых, и защищает его на конференции «Наука для жизни». У школьников есть возможность публиковать материалы своих работ в серьезных научных журналах. Такая статья потом может учитываться, допустим, при защите кандидатской диссертации.
IT-класс
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bc/93/bc933cf242694d9f23633ecc3fa1fd566f761f1d718b881da6d970fed79a5858.jpg)
Елена Бунина, гендиректор «Яндекса» в России, спикер на Public Talk «Школа будущего» форума «Город образования»:
Очевидно, что система образования должна учитывать изменения общества, чтобы давать ученикам самые востребованные и актуальные знания. Поэтому мы стали одним из стратегических партнеров Департамента образования Москвы в проекте «ИТ-классы в московских школах», который стартовал в этом году. И готовы помогать этому проекту своей экспертизой, наработками и профессиональными ресурсами. Также в порядке эксперимента мы курируем ИТ-классы в школах с “математической вертикалью”».