Бессмысленный коучинг против осмысленного. В чем проблема с «женским предпринимательством»
К сожалению, большинство из написанного в статье Елены Махоты правда. Существуют бесполезные, смешные и дорогостоящие семинары-симпозиумы, которые вряд ли помогут стать хорошим руководителем. На этом можно было бы закрыть обсуждение. Но я сама возглавляю проект, который занимается темой женского лидерства, помогает девушкам искать себя и строить карьеру, и для меня важно рассказать, что полезного существует на этом поле.
Почти всегда вокруг масштабного социального явления возникают желающие поймать «хайп» и заработать без особенных усилий. Например, мода на ЗОЖ сопровождается появлением инстаграм-аккаунтов, где советуют принимать 26 таблеток ежедневно, даже если это противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Свободный рынок предлагает разнообразие, но не отвечает за качество.
Однако не стоит характеризовать всё социальное явление по отдельной его части. Например, нельзя сказать, что радикальный феминизм отражает взгляды всех феминисток, а существование абсурдного тренинга по семейным отношениям, где человеку предлагают найти скрытую чакру, не означает, что рефлексировать над проблемами брака бессмысленно.
Статья справедливо высмеивает тренеров, которые предлагают женщинам просто поверить в себя. Однако рекомендация автора выработать универсальные лидерские качества тоже упрощает путь трансформации руководителя. Возникает ощущение, что между отправной точкой и конечным результатом есть общий понятный маршрут. На самом деле человеку приходится искать свой собственный путь, работать с комплексами и травмами, думать и рефлексировать. Делать это самому сложнее, чем с наставником, поэтому существуют тренинги, семинары и коучи.
Особенные карьерные тренинги для женщин и девушек необходимы именно потому, что опыт женщины и до того, как она становится предпринимателем, и в должности руководителя отличается от аналогичного опыта мужчины.
В рамках «гендерного» воспитания многие женщины получают социальное поощрение от семьи и ближайшего окружения за проявление таких качеств, как мягкость, уступчивость, эмпатия, скромность. Для воспитания стереотипного «настоящего мужчины» набор важных характеристик иной: смелость, настойчивость, суровость, умение скрывать и сдерживать свои эмоции. Вот и получается, что когда молодые женщины работают над своими лидерскими, управленческими качествами, навыки самопрезентации, уверенности в себе, способности проводить жесткие разговоры чаще всего нуждаются в более глубокой проработке, нежели аналогичные компетенции у их сверстников мужского пола. Например, на деловых завтраках, которые мы проводим, мы просим участников и участниц назвать две вещи, которыми они гордятся. Причем это не обязательно должно быть карьерное или академическое достижение. И практически каждая вторая девушка затрудняется назвать два повода для гордости в своей жизни. Хотя к нам приходят студентки лучших московских вузов, девушки с потенциалом и способностями. Парни, наоборот, легко говорят о своих успехах и вспоминают об имеющихся достижениях.
На общих карьерных тренингах без гендерного разделения вопросы, имеющие особую важность для молодых женщин, часто разбираются недостаточно глубоко. Для девушек важно выводить эти «проблемные» зоны, говорить о своих социальных установках, об опыте обесценивания себя и своих достижений. Среди других женщин девушки чувствуют себя более комфортно из-за сходного опыта и переживаний, останавливаются на важных для себя вопросах дольше. Это не делает мужчин на общих карьерных тренингах ответственными за существующую проблему недосказанности, просто обучение быстрее происходит в комфортной среде, где у участников семинара или конференции похожие жизненные ситуации.
Если женщина уже стала руководителем, то проблемы, с которыми она столкнется, будут отличаться от тех, которые беспокоят мужчин. Например, объективация, необходимость совмещать воспитание ребенка и карьеру, харассмент, отказ воспринимать тебя всерьез как руководителя — эти сложности гораздо чаще возникают у женщин, чем у мужчин. Поэтому я бы конкретизировала совет «уметь работать с репутацией»: женщинам чаще, чем мужчинам, стоит работать над тем, чтобы правильно реагировать на комментарии и шутки по поводу своей внешности или пола. Многие исследования говорят, что женщинам нужно активнее подчеркивать свою социальную миссию для того, чтобы убедить инвестора вложиться в проект. Важно читать о том, как правильно работать со своей эмоциональностью и тем, как она воспринимается в коллективе.
По-разному необходимо подходить к вопросам здоровья и психологического комфорта женщин и мужчин — предпринимателей. Некоторые исследования показывают, что в коллективах, где женщины находятся в меньшинстве, а коллектив настроен скептически, у них чаще, чем обычно, поднимается давление. Это связано с переживанием скрытого стресса. Женщинам-руководителям нужно рассказывать, как работать с такими переживаниями, как отслеживать свое внутреннее состояние. Конечно, мужчины тоже сталкиваются со стрессовыми ситуациями, но ряд таких ситуаций воспринимается и переживается женщинами по-другому.
На общих тренингах и при чтении «усредненной» бизнес-литературы эти проблемы чаще всего опускаются или упоминаются вскользь. Между тем вопрос, как реагировать на комментарии по поводу своей внешности и тела, как вести себя в ситуации, когда партнеры не воспринимают тебя всерьез, является важным компонентом создания репутации, образа успешного руководителя. Об этом женщинам нужно говорить, учиться на чужих ошибках — в этом помогают женские семинары и тренинги.
Наравне со всем вышеупомянутым действительно важно получить хорошее образование и работать с полезными книгами. Семинары и тренинги просто помогают понять, в каком направлении двигаться именно вам. Кроме того, на подобных встречах и мероприятиях женщины видят одновременно большое количество ролевых моделей, женщин, которые добились успеха. В мире, где женщин-руководителей всего 25 процентов, это важный эмоциональный опыт.