Fashion-фотография на Cosmoscow и истории частных коллекций. Памяти Питера Линдберга
Памяти выдающегося фотографа, одного из основателей жанра, Питера Линдберга
Жанр fashion photography популярен во всем мире, как никакой другой. В России несколько поколений выросло на обложках Vogue, Тatler, GQ, Harper’s Bazaar и других журналов, задающих тренды не только в самой моде, но и в модной фотографии. В свое время эти издания стали своеобразным хранилищем знаний о модной одежде, парфюмерии, ювелирном искусстве для тех, кто только-только начинал потреблять все это у нас. Однако мало кто обращал внимание на первые страницы изданий, где всегда рассказывалось об авторах — фотографах и журналистах, которые создавали и создают эти журналы по всему миру. Между тем именно фотографы с такой легкостью меняли и меняют наше восприятие красоты, успеха, модной индустрии.
В 1933 году новый главный редактор американского Harper’s Bazaar Кармель Сноу пригласил венгра Мартина Мункачи сделать снимки на ветреном пляже. Эта простая идея меняет мир моды и модной фотографии, убирая из нее тщательно подобранные позы в студиях. Спустя совсем немного времени Алексей Бродович, революционер издательского бизнеса, разместил на страницах этого издания портреты, выполненные Ричардом Аведоном. В 1932 году обложку Vogue украсила цветная фотография Х. П. Хорста, навсегда отодвинув жанр иллюстрации.
Fashion-жанру в мире фотографии повезло больше, чем другим, из-за инвестиций медиакорпораций и модных домов. Многие женщины мечтали попасть в объектив Эрвина Блюменфильда, Херба Ритца, Марио Тестино, Питера Линдберга и многих других, сегодня уже ставших классиками, и состояние этих фотографов может сравниться с состоянием владельцев большого бизнеса. Сегодня большинство из них уже не фотографируют, но их работы можно найти в залах лучших музеев мира наравне с работами великих живописцев.
В 2018 году Музей Пола Гетти в Лос-Анджелесе показал сенсационную и одну из самых посещаемых выставок года — вековую историю модной фотографии в проекте «Иконы стиля». Работы, выполненные с 1911 по 2011 годы, были предоставлены в основном частными коллекционерами и музеями, ведь уже начиная с 60-х годов ХХ века американские, а спустя десятилетие и европейские коллекционеры присматривались к фотографии как к инвестиции, а это новое искусство стало покорять аукционы.
В апреле 2018 года аукционный дом Sotheby’s (Нью-Йорк) представил несколько лотов из собрания Леланда Хирша, коллекция которого рассказывает о знаковых авторах XX–XXI веков. Являясь пионером в развитии косметической продукции, авторитетом в области красоты, дальновидным мыслителем и новатором, Хирш определяет линию своей коллекции как поиски того, «чего не должно быть». Шедевры, входящие в его собрание, в том числе авторские отпечатки Ман Рея, культовые отпечатки Ричарда Аведона и Ирвинга Пенна, портреты Дианы Арбус, коллажи Питера Берда и др., отражают уникальное и сложное видение жизни, чувствительное к прекрасным противоречиям. На тех торгах Sotheby’s Настасья Кински работы Ричарда Аведона Nastassja Kinski and the serpent (1981, размер 81 х 123см, тираж 66/200, отпечатанная автором в 1982 году) была продана за $81 250, побив цену за работу Роберта Мепплеторпа Lisa Marie (размер 57 х 48 см, тираж 4/5, подписана и отпечатана автором методом платиновой печати) из той же коллекции Хирша.
В апреле 2019-го другой аукцион, Christie’s предложил работы из коллекции Daydreaming, которую Лона и Фредд Гольдштейн начали собирать в 1970 году. В отличие от многих коллекционеров, семья Гольдштейн встречалась со многими фотографами лично, пополняя собрание крайне избирательно, задавшись целью создать уникальную коллекцию, достойную музейных стен. Одной из самых ценных их фотографий была «Довима» Ричарда Аведона, снятая для рекламной кампании Кристиана Диора в 1955 году. Эту работу многие называют хореографической постановкой Аведона в цирке д’Ивер в Париже. Тогда Аведону помогал молодой помощник кутюрье, 19-летний Ив Сен-Лоран. Работа в формате 124 х 101 см, тираж 10/50 была продана за $615 000, в 2018 году на Christie’s и на Sotheby’s аналогичный формат в тиражах 14/50 за $456 500 и 32/50 за $375 000 соответственно.
Аукционные дома сегодня как никогда активно работают с такими коллекционерами — ищут их, находят и договариваются об условиях. Фотография становится серьезной статьей дохода. У нее всегда есть свои почитатели — американские музеи и американские коллекционеры на сегодня владеют основными шедеврами fashion photography. Коллекция музея МОМА, где в 1940 году был создан первый отдел фотографии, выставила на продажу приличную часть коллекции в этом году. Christie’s выпал счастливый билет помочь МОМА продать ее, так как музей ведет большую реконструкцию и нуждается в дополнительном финансировании. 5 торгов, с октября 2017-го по июль 2018 года, предоставляли возможность всем желающим насладиться этим уникальным собранием, а кому-то и унести работы с собой.
В России мы пока не можем похвастаться такими выставками в жанре фэшн-фотографии, которые могут себе позволить MOMA, Метрополитен или Музей Пола Гетти. Аукционные цены, отражающие желание западных коллекционеров обладать этими фотографиями, превышают возможности российских музеев. Однако менее года назад в ГМИИ им. Пушкина мы могли оценить коллекцию российского фонда Still Art, которая выделяет этот жанр как основной в своем собрании. На сегодня их коллекция насчитывает более 130 уникальных авторских отпечатков, собранных за 15 лет основателями фонда. Спустя полгода одна из основателей фонда Елена Карисалова представила программу, в которую входит выставочная и издательская деятельность, а также поддержка развития фотографии в России.
Российские коллекционеры меняются — границы их интересов расширяются, они постепенно уходят от шаблонов и выходят на международный рынок. Пример фонда Still Art не единичен, российские молодые коллекционеры сейчас — активные посетители международных ярмарок, поскольку возможность создавать свои личные собрания, иметь свое видение коллекции, чувствовать того или иного автора им вполне по силам. Появление ярмарки современного искусства Cosmoscow, ее развитие, приглашение западных галерей для участия также способствует тому, что Россия становится полноценной частью мирового арт-сообщества.