В начале года широкая публика в США благодаря конгрессвумен Александрии Окасио-Кортес узнала о странной экономической теории, согласно которой американцы наконец-то смогут создать не только всеобщую систему медицинского страхования, но и реализовать масштабную экологическую программу «Зеленый новый курс» (The Green New Deal). Речь идет о том, что экономическое обоснование программы подкрепляется  так называемой Современной монетарной теорией (Modern Monetary Theory, далее MMT), предлагающей совершенно непривычный ответ на сакраментальный вопрос: «Откуда берутся деньги?»

С февраля в медийном и политическом полях (не только США, но также Европы и Японии) не утихают страсти по поводу этой пока еще маргинальной теории, проливающей свет на то, что такое деньги, и вообще монетарную и бюджетную политики современных правительств. О ней высказались крупнейшие экономисты и политики, и даже известные финансисты-миллиардеры. Стоит упомянуть, что один из основателей MMT Уоррен Мослер также является успешным инвестором, а миллиардер Рэй Далио, основатель одного из крупнейших хедж-фондов Bridgewater Associates, утверждает, что победа принципов MMT в будущем практически  неизбежна.

Республиканцы, считающие теорию едва ли не новым заговором левых, подрывающим основы капиталистической экономики, даже приняли в Конгрессе резолюцию, осуждающую MMT. По-моему, такого еще не было в американской истории, даже марксистскую экономическую теорию не осуждали на законодательном уровне.

Что такое деньги

MMT является частью более широкой посткейнсианской экономической теории, ведущей свое начало из трудов таких радикальных экономистов, как Михал Калецкий и Джоан Робинсон. Другими словами, это современная посткейнсианская теория денег.

Основной вопрос, на который отвечает MMT, — это, конечно, вопрос о том, что такое деньги и как они возникают. Господствующие ныне макроэкономические представления предполагают, что деньги являются товаром и возникли из бартерного обмена — грубо говоря, это универсальный товар, облегчающий процедуру обмена товарами и услугами на глобальной ярмарке. MMT придерживается противоположного взгляда: деньги — это не товар, а долги, создаваемые государством. С их помощью, прежде всего, платятся налоги, которые каждый житель страны заранее «должен» государству. В самом деле антропологи никогда не находили доказательств существования бартерных экономик. Наоборот, появляется все больше доказательств того, что деньги возникли благодаря государству еще до зарождения рыночной экономики.

Таблица: Bloomberg Businessweek
Таблица: Bloomberg Businessweek

Практически все современные денежные системы являются фиатными (от лат.  fiat — декрет, указание), то есть ценность и стабильность валюты обеспечивается государством. Это означает, что государство, выпускающее собственную валюту, никогда не может испытывать нехватку в деньгах и стать неплатежеспособным.

Реальная механика создания денег выглядит следующим образом: правительство сначала совершает расходы, создавая деньги в процессе, и только потом собирает налоги, а не наоборот.

Теперь встает вопрос: зачем тогда правительство собирает налоги? Они необходимы для придания деньгам ценности. Другими словами, правительство выпускает деньги и говорит, что ими можно платить налоги, тем самым повышая спрос на деньги среди населения. Этот спрос, вызванный необходимостью искать валюту для уплаты налогов, и придает ценность деньгам. Например, российский рубль укрепляется в периоды, когда экспортные компании уплачивают налог на прибыль в бюджет: они продают иностранную валюту и покупают российскую, чтобы заплатить налоги. Если бы налоги в России стали платить, скажем, в американских долларах, то доллар стал бы фактической валютой в России, а спрос на рубль упал бы до нуля. Если бы налогов не существовало вообще, стабильность валюты была бы под большим вопросом. Высокая волатильность биткоина и других криптовалют подтверждает данный тезис. Иными словами, как сказано в одном из посвященных MMT материалов, правительство облагает людей налогами «не для того чтобы забрать их деньги, а скорее, для того, чтобы сократить их покупательную способность, которая преобразуется в экономическую и политическую силу», и тем самым обеспечить стабильность денег.

Из этого, в частности, следует, что для финансирования масштабных государственных программ, особенно в ситуации полной занятости, абсурдно повышать налоги (де-факто это будет всего лишь перераспределением денег и не приведет к расширению экономики). Логичнее напечатать деньги, а, скажем, не повышать пенсионный возраст или НДС. Но это не означает, что правительство может печатать деньги в неограниченном количестве — пределом здесь являются реальные ресурсы: трудовые ресурсы, оборудование, сырье.

Дефицит или профицит?

Представление MMT о бюджетной политике базируется на концепции секторальных балансов, разработанной британским экономистом Винном Годли. Экономика любой современной страны состоит из трех секторов: государственного, частного (домохозяйства и фирмы) и внешнего (внешняя торговля). Сумма доходов и расходов всех секторов равна нулю. Данное макроэкономическое равенство легко проверяется эмпирическим путем на данных статистики (см. график 1). Из этого следует, что для обеспечения профицита частного сектора необходим либо дефицит государственного сектора, либо профицит внешнего сектора (т. е. платежного баланса).

График: НИУ ВШЭ/ЦБ РФ
График: НИУ ВШЭ/ЦБ РФ

Беспрецедентный дефицит бюджета поддерживает самую продолжительную экономическую экспансию в истории США (см. график 2).

График: J.P. Morgan/CBO
График: J.P. Morgan/CBO

В России стагнация экономики сопровождается рекордным профицитом: за семь месяцев профицит бюджета превысил 2 триллиона рублей или 3,4 процента ВВП. Правительство, руководствуясь мейнстримной экономической теорией, закрыло частному сектору доступ к этому «празднику профицитов». Домохозяйства и фирмы пытаются поддерживать уровень расходов банковским кредитованием, которое уже достигло угрожающих размеров.

Что вызывает инфляцию

Согласно господствующей макроэкономической теории, между денежной массой и объемом товаров в экономике существует прямая связь (уравнение обмена Фишера). Если денежная масса растет быстрее товарной, то начинается инфляция (рост цен). Однако на практике данная связь не подтверждается. После кризиса 2008 года ФРС в рамках количественного смягчения в надежде разогнать инфляцию увеличил денежную массу на 4 триллиона долларов. Также можно вспомнить «тихо» напечатанные 16 триллионов долларов, которые были выявлены в ходе аудита ФРС. При всем этом инфляция в США находится на рекордно низких уровнях уже больше десятилетия.

Даже Банк России периодически печатает сотни миллиардов для спасения банков или по заказу Минфина, однако это не приводит к резким всплескам инфляции, как предсказывает мейнстримная экономическая теория.

Проблема в том, что мейнстримная теория основана на простых вальрасовских уравнениях общего равновесия, которые описывают безденежную бартерную экономику, где «все сделки совершаются на протяжении одного и того же дня». Как иронично отметил американский экономист Хайман Мински, современные экономисты описывают реальную капиталистическую экономику как «деревенскую ярмарку».

Подход MMT более реалистичен. Современная капиталистическая экономика представляет собой сложную производственно-финансовую структуру с двумя уровнями цен: на потребительские товары и на инвестиционные товары. В реальной экономике, где существуют монополии, концентрирующие в своих руках гигантскую рыночную власть, закон спроса и предложения перестает работать. В каждой стране инфляция вызывается набором разных факторов — от рыночной власти монополий, постоянно повышающих цены, до растущих быстрее производительности труда заработных плат. Правительство должно тщательно анализировать причины инфляции и только потом принимать ответственные макроэкономические решения.

Критика MMT

Одним из первых начал критиковать MMT американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман. Влиятельный экономист Ларри Саммерс назвал MMT теорией вуду. По сути, критика Кругмана была единственной попыткой серьезного анализа MMT, которая в итоге привела к тому, что сам Кругман согласился с некоторыми принципами этой теории. Затем и Саммерс, и Кругман в один день заявили о необходимости переосмысления макроэкономики: «Мы пришли к согласию с тем, что давно подчеркивалось посткейнсианскими экономистами». Не называя MMT, они начали «переоткрывать» некоторые идеи MMT, которые были описаны еще в 1990-е годы.

Таким образом мейнстрим пытается разработать «новую» теорию с щепоткой MMT. Такое уже случалось раньше, когда из теории Кейнса выбросили самые важные и оригинальные идеи и создали нынешний неоклассический синтез.

Критика левых основана на том, что якобы данная теория применима только к США. Они почему-то представляют мировую финансовую систему как иерархическую структуру с долларом на вершине. На самом деле, любое правительство, выпускающее собственную валюту, является монетарно суверенным. Но это не означает, что выпуск собственной валюты делает страну богатой. Деньги — это всего лишь инструмент для запуска экономических процессов.

MMT и рекомендации для России

MMT не говорит, что правительства должны печатать деньги, она говорит, что они уже это делают. Речь также не идет о том, чтобы перейти к режиму MMT, потому что она всего лишь описывает то, как на самом деле работают современные денежные системы. Поэтому экономическая политика страны должна быть основана на тщательном изучении сложившихся реалий: экономических, политических, институциональных и даже культурных.

Российская экономика вполне может быть описана в рамках MMT. Недавно на сайте ЦБ РФ вышла аналитическая записка о том, как создаются современные деньги, содержание которой вполне соответствует тому, что говорит об этом MMT.

Однако экономическая политика Центробанка и правительства полностью исходит из мейнстримного представления об экономике и денежной системе: гигантские бюджетные профициты, непонятные золотовалютные резервы, кредитный пузырь в частном секторе — все это причины того, что российская экономика стагнирует.

Формально Россия — монетарно суверенная страна, однако практические решения в области денежно-кредитной политики делают ее зависимой от внешнего сектора.

В этом смысле рекомендации MMT должны содержать следующие пункты:

1.    Тщательный анализ существующего положения экономики с точки зрения MMT.
2.    Рассмотрение обоснованности размещения ОФЗ, теоретически можно финансировать расходы правительства напрямую без выпуска облигаций (но в России сейчас действует законодательный запрет на прямое финансирование).
3.    Смещение акцентов в сторону активной налогово-бюджетной политики — снижение налогов, увеличение бюджетного дефицита. Фискальная политика должна меняться в зависимости от состояния экономики.
4.    Управление ключевой ставкой ЦБ исходя из анализа MMT, а не рекомендаций МВФ. 

Важно понимать, что экономическая политика должна меняться по мере развития экономики, но цель остается одинаковой: полная занятость, стабильные цены и экономический рост.