
Устойчивый дизайн в неустойчивом мире. Как архитектура помогает решать социальные проблемы
Ɔ. CatalyticAction — в переводе «катализирующее действие» — необычное название для архитектурного бюро. Почему вы его выбрали?
Рикардо: Оно отражает суть того, что мы делаем. Бюро занимается разработкой архитектурных проектов и строительством, но наша цель — не просто возвести очередное здание, а расширить права и возможности местных сообществ. В нашем случае дизайн проекта — это больше, чем набор чертежей и готовых архитектурных решений. Наш выбор как архитекторов служит катализатором социальных изменений, перемен в лучшую сторону. Самый простой пример — выбор тех или иных материалов при разработке проекта. Мы стараемся закупать строительные материалы у местного бизнеса. Тем самым мы помогаем этому бизнесу развиваться
Ɔ. Вы говорите об экономической стороне вопроса. Может ли выбор строительного материала напрямую влиять на социальную сферу?
Джоан: Конечно. Мы можем выбрать материал, использование которого потенциально может расширить возможности тех, чьи права ущемляют. Приведу пример. Когда мы строили школу для сирийских беженцев в Ливане, перед нами стал вопрос о выборе изоляционного материала. Эта школа расположена в сельскохозяйственном районе, где летом сухо и жарко, а зимой холодно, иногда даже выпадает снег. Нужно было сделать так, чтобы в здании всегда поддерживалась комфортная температура.
Мы решили использовать в качестве изоляционного материала овечью шерсть — традиционный материал для этого региона. Местные женщины знали, как с ней работать и как ее очищать. Мы, в свою очередь, придумали способ пропитки, чтобы защитить шерсть от насекомых, и наняли местных женщин, чтобы они изготавливали изоляционный материал для школы.
Ɔ. Вы проводите какие-то исследования перед тем, как начать проект?
Рикардо: Мы разработали универсальную схему из трех этапов. Первый — вовлеченное проектирование (participatory planning). На этом этапе мы формируем фокус-группу и выясняем, какие ценности разделяют представители местного сообщества и какие у них потребности. Количество участников и состав фокус-группы может варьироваться в зависимости от проекта — здесь нет каких-то четких критериев.
Следующий этап — устойчивый дизайн (sustainable design). Здесь мы ищем технологические решения, которые помогут удовлетворить нужды людей. Эти решения мы опять же обсуждаем с местными. Архитектор, который приходит делать проект, может навязать свое собственное понимание, но такой проект будет выпадать из культурного контекста, а значит, он не будет востребован.
Джоан: По завершении этих этапов у нас есть, по сути, дорожная карта. И мы приступаем к третьему этапу — совместному строительству. Еще один важный момент: хотя мы и выделяем три этапа, это не значит, что мы не можем вернуться на шаг назад. Иногда уже в процессе строительства мы узнаем что-то новое о быте местных, потому что мы полностью погружаемся в контекст. Тогда мы вносим коррективы в первоначальный план. Это напоминает процесс непрерывного обучения.
Ɔ. Вы лично руководите строительными работами?
Джоан: Мы не просто руководим, мы строим вместе с сообществами, которым помогаем. Даже больше — мы живем вместе с ними. Например, когда мы строили школу в Ливане, мы провели четыре месяца в поселении для беженцев. Дизайн — это важная часть, но есть и другая — человеческие отношения и личные истории. И зачастую они оказываются важнее.