Никита Булгаков: Как изменились командировки за десять лет
Сменяются поколения сотрудников
Один из важнейших факторов, который оказывает влияние на то, как выглядят современные командировки, — это смена поколений работников компаний. По статистике, в ближайшие годы самой значительной частью рабочей силы в мире станут представители поколения миллениалов, то есть люди, родившиеся в период с середины 1980-х до середины 1990-х годов.
Они и взрослели в эпоху интернета, привыкли к ежедневному использованию онлайн-инструментов во всех сферах своей жизни и в целом серьезно отличаются от родителей. Одна из главных особенностей миллениалов — их мотивация на работе. Большая часть молодых профессионалов хотят не просто работать за зарплату, а еще и чувствовать себя на своем месте. Помимо прочего, это означает, что они хотят иметь голос и возможность выбирать. При организации командировки это значит, что им важно влиять на различные параметры поездки: например, выбирать отель из списка предложенных вариантов — это позволит сотруднику изучить отзывы об объекте размещения и использовать наиболее удачный вариант.
Рабочий график в поездке также важен. И если представители более старшего поколения спокойно приезжают в новый город и работают там, где сказал работодатель, то миллениалы могут захотеть получить более гибкий график. Например, специалисту может быть удобнее работать из коворкинга рядом с отелем, а не ездить каждый день в офис компании.
Организация командировок переходит в онлайн
В последние несколько лет все большую силу набирает тренд на цифровизацию бизнеса. Часто это означает, что появляются корпоративные версии решений для частных пользователей. К примеру, если бронировать перелеты и гостиницы для личных целей уже много лет можно с помощью удобных сайтов и приложений, то организация деловой поездки совсем недавно была куда более сложным делом.
Стандартный процесс состоял из нескольких этапов и редко обходился без привлечения офлайн тревел-агентств, их сотрудники искали билеты и варианты размещения в доступных им базах и передавали список возможных вариантов на согласование в компанию. После подтверждения параметров происходила оплата, и работник мог отправляться в путь. По удобству это трудно сравнить с онлайн-бронированием и перелета, и гостиницы в несколько кликов.
В последние годы привычные обычным пользователям инструменты бронирования стали доступны и для бизнеса. Этими возможностями компании активно пользуются: по данным исследования Smart Insights, сегодня 41% деловых поездок организуется именно с помощью онлайн-инструментов.
Развивается тренд bleisure
Миллениалы стали оказывать заметное влияние на мировую экономику с середины 2010-х годов. Тогда же зародилось и явление Bleisure, которое отражает их подход к организации путешествий и рабочего процесса. Термин Bleisure подразумевает, что командировка совмещается с отпуском. Обычно это значит, что к времени деловой поездки «приплюсовываются» дни для отдыха и самостоятельных путешествий вне рамок служебного задания.
Согласно различным исследованиям, популярность командировок такого типа растет быстрыми темпами — 20% в год. Это явление уже очень популярно на Западе, но развивается и в нашей стране. Например, по статистике OneTwoTrip Business, в январе с его большим количеством праздников 93% всех заграничных командировок российских компаний захватывали выходные дни — сотрудникам давали возможность устроить небольшое рождественское путешествие.
Компании стали предоставлять сотрудникам эту возможность, так как появился такой запрос: миллениалы активнее путешествуют, и многие из них хотят иметь возможность не просто поработать в новом городе, но и реально изучить его.
В итоге в наши дни, по статистике, в поездки такого типа отправляются до 75% всех командированных сотрудников.
Число заграничных командировок увеличилось
Меняются и популярные направления деловых поездок. За последние годы сотрудники российских компаний стали чаще отправляться в зарубежные командировки. Почему? Безусловно, влияет экономическая ситуация и нестабильный курс национальной валюты — слабость внутреннего рынка в разных сегментах бизнеса может побуждать компании искать возможности развития за границей.
Кроме того, цифровизация сделала организацию командировок не только удобнее, но и позволила компаниям начать экономить на поездках. Если раньше они выбирали только из нескольких вариантов, предоставленных тревел-агентством, то сейчас могут получить доступ к десяткам тысяч вариантов поездок и размещения, проанализировать цены по месяцам, составить сложный маршрут и максимально сэкономить.