Все новости

Редакционный материал

Чем больше данные, тем меньше риски. Как big data упрощает покупку авто

«‎Яндекс» совместно с «‎Авто.ру»‎ провел большую конференцию, посвященную информационным технологиям в сфере автопродаж.‎ «‎Сноб» поговорил с руководителем по развитию бизнеса «‎Авто.ру» Александром Зверевым и узнал, как автопроизводители собирают большие данные, какую информацию о машинах предоставляют госструктуры и зачем к борьбе с черными дилерами подключают нейросети

2 Октябрь 2019 11:30

Александр Зверев Фото: Пресс-служба «Авто.ру»


Ɔ. Термин ‎big data становится все более привычным для интернет-пользователей. Но что такое большие данные именно в сфере интернет-продаж авто? 

В случае с «Авто.ру‎»‎ большие данные — это, например, список VIN-номеров автомобилей или история сервисного обслуживания по каждому из них. Это миллионы вариантов ремонта, огромное количество машин, в том числе с несколькими владельцами. Если собрать все вместе, получатся большие данные. 


Ɔ. Как вы их собираете?

Главный источник — дилерские центры, которые продают автомобили. Они собирают данные клиентов в своих DMS-системах (Dealer Management System. — Прим. ред.) и унифицируют. Автопроизводитель смотрит информацию по всем дилерским центрам. Ему эти данные необходимы, чтобы проанализировать продажи и наладить взаимоотношения с дилерами. 


Ɔ. Какие еще у вас источники?

Есть госструктуры, которые регистрируют ПТС и госномера. Или интернет-сервисы, которые отслеживают данные. Например, вы выставляете автомобиль на продажу, мы сохраняем информацию о нем на случай, если кто-то через пару лет выставит этот же автомобиль, но со скрученным пробегом. Мы скажем: «Ай-ай-ай, тогда пробег у этого автомобиля был 10 тысяч километров, а ты сейчас пишешь 5 тысяч. Не обманывай наших пользователей». После этого мы показываем покупателям на сайте, что данному дилеру доверять нельзя.


Ɔ. У каких госструктур «Авто.ру» берет данные? На конференции вы говорили о ГИБДД.

Несколько лет назад мы добавили на сайт информацию ГИБДД, судебных приставов и нотариальной палаты. Со всеми ними мы работаем через верифицированные агентства, которые собирают открытые данные и передают «‎Авто.ру»‎. Так сотрудничают с ГИБДД и другими госструктурами все интернет-площадки по продаже машин. Мы, в свою очередь, эти данные бесплатно показываем на сайте в режиме «единого окна» сразу в объявлении. С недавнего времени «Авто.ру» работает с открытыми данными Росстандарта. Автопроизводители, в том числе импортеры, обязаны уведомлять ведомство, что они нашли какой-то заводской брак в продукции. Росстандарт все эти данные публикует, но они не очень удобно выстроены с точки зрения пользователя. Мы собрали их воедино. Теперь на сайте «‎Авто.ру»‎ можно проверить по госномеру или по VIN-номеру машины, был ли у этой модели зарегистрирован заводской брак, то есть подпадает ли она под отзывную кампанию.


Ɔ. Каким образом анализ больших данных снижает риски при покупке автомобиля через интернет? 

В России существует серо-черный сегмент рынка, который занимается восстановлением автомобилей после ДТП, скручиванием пробегов и продажей их как новых. Мы взяли все фотографии из объявлений на нашем сайте, начиная с 1996 года. В то время при публикациях был не обязателен VIN-номер. Но мы распознали номера с помощью компьютерного зрения и собрали историю каждого автомобиля. Теперь, если автомобиль с конкретным VIN-номером когда-либо продавался на «Авто.ру‎», мы обязательно покажем пробег, который был указан в прошлом объявлении, дадим ссылку на это объявление и предоставим фотографии. Если, например, на фотографиях была перевернутая машина, которую выставляли под разборку, а через три месяца она появляется как новый автомобиль с двумя хозяевами, то мы покажем это на сайте. Пользователь увидит плашку с сообщением о том, что автомобиль был в ДТП, и сможет посмотреть фотографии в истории машины. 

Еще пример: теперь по VIN-номерам автомобилей Nissan мы узнаем, как этот автомобиль обслуживался: насколько вовремя проходил ТО, что в нем изменили, обслуживался ли он у официального дилера. Все это добавляет прозрачности и уменьшает риски для покупателя.


Ɔ. На форумах автовладельцев много постов не просто о скрученных пробегах или несвоевременном техническом обслуживании. Пользователи жалуются на сложные мошеннические схемы. Как здесь могут помочь большие данные?

Мошенники каждый день придумывают новые способы обмана, мы пытаемся с этим бороться. Например, с помощью нейронной сети мы сравниваем фотографии автомобиля, описание, указанное автором, технические данные, заявленные производителем, и данные «‎Авто.ру»‎. Если эти данные противоречат друг другу, то объявление не проходит модерацию до выяснения причин. На основе такого анализа модераторы могут вычислить профессиональных продавцов, которые пытаются выдать себя за частных владельцев. Это обман пользователей и нарушение правил сервиса. 

В такой ситуации мы подключаем колл-центр, рассказываем автору объявления, что это нарушение правил, и в крайнем случае блокируем. Потом на разных форумах эти люди публикуют истории о том, как они продавали машину «‎жены»‎, а «Авто.ру» их заблокировал и требует денег. Такие случаи мы повторно проверяем, и, как правило, истории с форумов не подтверждаются.

Мы хотим сделать этот рынок более прозрачным и безопасным. Не все его участники готовы к этому, но мы искренне верим, что таким образом помогаем людям.

Беседовал Асхад Бзегежев

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Mazda3 — в простонародье «матрешка» — к моменту выхода четвертого поколения уже приобрела статус если не легенды, то одного из самых заметных игроков гольф-класса со своими клубами поклонников, традициями и фамильными чертами. Что ждать от обновленной версии модели — мы выяснили на гражданских дорогах и военном полигоне в Сербии
Заказывая машину бизнес-класса, клиенты обычно ожидают увидеть водителя-мужчину в костюме с галстуком — однако в московских пробках уверенно лавирует немало профессиональных автомобилисток. «Сноб» поговорил с опытными женщинами-водителями, которые работают в сервисе Gett, о стереотипах, представительских автомобилях и необычных клиентах

Новости партнеров

В 1977 году клуб владельцев Rolls-Royce выкупил старинный постоялый двор в самом сердце Англии, в Нортгемптоншире, в деревушке Полерспьюри. Новая резиденция The Sir Henry Royce Memorial Foundation — Фонда памяти сэра Генри Ройса — стала главным хранилищем реликвий марок Rolls-Royce и Bentley. Фоторепортаж Дениса Орлова