Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

«Авось пронесет» — не национальная русская черта, а свойство мозга. Нейрофизиология и финансы

Нейробиолог Вячеслав Дубынин в просветительском цикле статей «Сноба» и «Манго Страхование» рассказывает, почему мы безалаберно относимся к деньгам и что нам мешает откладывать деньги, страховать риски и богатеть
14 октября 2019 17:00
Иллюстрация: Влад Милушкин

Мозг помогает нам зарабатывать. Это факт. Но он же не дает разбогатеть. Концепция «авось обойдется» заложена в нас биологически, и именно она мешает разумно оценивать риски, а следовательно, сохранять и приумножать заработанное. То есть можно, конечно, купить билет на электричку, он же не дорогой, но гораздо интереснее ожидать появления контролеров и надеяться, что повезет и пронесет. Или даже так: зачем опять покупать туристическую страховку, если в прошлые три раза она не понадобилась? И это не единственные уловки, которые проделывает наш мозг.

Лень сделать жизнь лучше?

Алгоритмы экономии сил очень древние. То есть лень — совсем не всегда плохо, а часто и весьма полезно. В отличие от центров голода или, например, родительской заботы, мы не можем точно сказать, что лень расположена в какой-то определенной зоне мозга. Лень — глобальное свойство любых обучающихся нейронных сетей, которые стремятся так организовать любой процесс, чтобы в итоге на него затрачивался минимум ресурсов. Например, грибник пытается тащить тяжелую корзину прямым путем к дому, чтобы «срезать», не думая при этом о риске заблудиться.

Экономить силы — хорошо и правильно, но только до определенного предела. Программы лени могут принимать избыточные формы, что, в числе прочего, связано с определенным дефицитом дофамина — гормона, ответственного за удовольствие. Поэтому часто мы реагируем только на текущие проблемы и бесконечно откладываем глобальные задачи, направленные на перспективу.

Сделать прививку против гриппа — лень; вечно нет времени, и удовольствия тут никакого не получишь. Но если все-таки сделать, то и здоровье сохранишь, и деньги на лекарства не потратишь. 

Хорошая новость в том, что просвещение и грамотные усилия маркетологов в этом случае активируют многочисленные мозговые центры, работа которых направлена на усиление чувств защищенности и безопасности, проявление исследовательского интереса и другие программы, способные противостоять нашей лени. 

Мозг заставляет нас проигрывать деньги в казино?

Мозг азартен, и нервная система любого человека  — немного игрок. В случае не стопроцентной гарантии выигрыша нейромедиаторную основу для импульса к действию обеспечивает не только один дофамин, но и еще целая команда помощников: норадреналин, серотонин, глутамат. Следовательно, удовольствие сильнее.

Об этом прямо говорят результаты измерений активности центров положительных эмоций у животных, когда их обучают в разных условиях — стопроцентного либо вероятностного подкрепления. В первом случае после включения звонка/лампочки всегда появляется еда, и это вызывает стабильные положительные эмоции: сначала ждешь, затем получаешь ожидаемый результат. Во втором случае еда подается, например, с вероятностью 80–70%, но не ниже 50%. И, когда это происходит, мозг воспринимает такое событие как мгновенное повышение вероятности подкрепления до 100%.

Получается, что реальность превзошла ожидания. И можно наблюдать, как интенсивность реагирования нервных клеток и поведенческие реакции оказываются сильнее, чем при «скучном» стопроцентном подкреплении. На этот «всплеск» реагирования указывают даже те исследователи, которые тестировали поведение животных по классической павловской методике.

Людям такая реакция очень хорошо знакома, даже если они о ней никогда не задумывались. Например, если тебе отвечает взаимностью некая любая девушка, первая встречная, это дает довольно слабое удовольствие. А если вдруг та, до которой ты точно «недотягиваешь», и она сначала бывает то благосклонна, то нет, это всплеск эмоций, и не важно, как все закончится.

Как мы проигрываем крысам

Процедура интерпретации предыдущих событий — это счастье и боль homo sapiens. Один из ведущих исследователей в нейронауках Майкл Газзанига много работал в этой сфере; в его книге «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» этому посвящена особая глава. Там рассматривается парадоксальная ситуация: при использовании уже упомянутого вероятностного подкрепления, но в несколько иной модификации белая крыса показывает лучшие результаты, чем человек. 

Итак, нужно угадать, появится ли пятнышко света в верхней части поля зрения или в нижней. При этом свет вспыхивает сверху с вероятностью 80% абсолютно случайно. Белая крыса в таких условиях всегда «ставит» на верхнюю часть. Так же делают дети до 4 лет. Но позже, в 5–6 лет, все меняется: люди пытаются предсказать положение пятнышка с учетом предыдущих его появлений. С 5–6 лет мы начинаем склоняться к картам Таро, знакам в небе, черной кошке и прочим мистификациям.

Человек мыслит так: «Три последних раза выпал верх, теперь точно будет внизу!» Но реальной связи нет. И это снижает вероятность успеха до уровня ниже 70%. И вот уже легко представить, как крысы играют в казино лучше, чем люди.

Что важно: интерпретацией занимается левое, абстрактно-логическое полушарие. Чем больше эмоций, тем хаотичнее выбор, и он приближается к случайному алгоритму. Такая особенность работы нашей нервной системы порой мешает эффективному существованию в социуме, достижению успеха, получению желаемого результата. «Три предыдущих раза, когда я оформлял страховку, ничего не случилось; зачем же страховаться?»  — и мозг не оценивает риски в этот момент. Вы садитесь в путешествии за мотобайк незастрахованным или даже превышаете скорость на опасном участке дороги, а ваш мозг по-прежнему не думает о плохом. Авось пронесет.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Социолог Алексей Левинсон в рамках совместного проекта «Сноба» и «Манго Страхования» «Авось и доллары» рассказывает, как излишняя вера в себя мешает молодым россиянам разумно относиться к деньгам
Максим Блант
Экономический обозреватель Максим Блант в совместном проекте «Сноба» и «Манго Страхования» «Авось и доллары» рассказывает, что «подстилать соломку» имеет смысл там, где страшнее всего падать. Предусмотреть все и защититься от всех угроз и рисков невозможно, тем более что в нынешнем мире, который становится все менее предсказуемым, новые опасности появляются с удручающей регулярностью
Максим Кронгауз
Лингвист Максим Кронгауз в просветительском проекте «Сноба» и «Манго Страхование» анализирует, как русские люди говорят о бедности и богатстве и как табуированность темы денег влияет на наше «молчание» о них