Все новости

Редакционный материал

Новые формы московского Бродвея

В октябре с разницей в две недели в Московском дворце молодежи прошли две премьеры мюзиклов — «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» и «Первое свидание». Подробности — в материале «Сноба»

31 Октябрь 2019 10:15

Мюзикл «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» Фото: Пресс-служба

В начале октября в театре МДМ состоялась «главная премьера сезона» — «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ». Создатели придумали интересное обозначение жанра — «полумюзикл», видимо, чтобы не ввести в заблуждение поклонников классических мюзиклов, которые тщательно следят за репертуаром МДМ. Для них компания «Бродвей Москва» в начале сезона выпустила другой спектакль — бродвейский site-specific мюзикл «Первое свидание». Премьеры прошли с разницей в две недели — не самая типичная история даже для репертуарного драматического театра, а уж тем более для таких технически сложных выпусков, как эти шоу. В случае с «Первым свиданием» можно говорить даже об организации некоего нового театрального пространства в громадине Московского дворца молодежи, но об этом позже. Главная сцена отдана «Комедии о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ». 

Это классическая комедия положений, которая по количеству перипетий, переодеваний и разоблачений легко посоревнуется с любым из шедевров Рея Куни — комедиографа, имя которого ассоциируется с репертуарной революцией.  

В последние годы отношение к комедии поменялось. Возможно, это случилось благодаря массовому распространению стендапа, который повысил лояльность элит к эстрадному искусству, возможно, благодаря развитию ютуба, но, так или иначе, современные комики стали героями бесчисленного количества сериалов, на телевидении и на ютубе каждый день появляются новые импровизационные шоу и комедийные программы. Комедия сама по себе становится объектом исследования художников — в трагическом ключе, как в «Джокере» Тодда Филлипса, в социальном — как в «Юмористе» Михаила Идова, и т. п. Театр принимает эту реальность медленно, элитарные экспериментальные постановки всегда будут в большей цене у критиков. Премии в основном обходят коммерческие жанры стороной, будто легковесный музыкальный или комедийный спектакль по определению не может соответствовать их критериям отбора. 

Мюзикл «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» Фото: Пресс-служба

Между тем для главного российского продюсера мюзиклов Дмитрия Богачева эта постановка в каком-то смысле радикальный эксперимент. «Как банк грабили» — спектакль драматический, впрочем, в нем есть живые музыкальные номера под американские хиты XX века, ведь действие этой британской пьесы происходит в Миннеаполисе в самом конце пятидесятых. 

Вдохновившись опытом британской театральной компании Mischief Theatre, Богачев второй год подряд вопреки ожиданиям своей аудитории берется за драматическую крупную форму: «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ», как и «Очень смешная комедия о том, как ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК» — спектакли, основанные на специфическом типе актерского существования. Авторы оригинальной версии — выпускники Лондонской академии музыкального и драматического искусства Джонатан Сэйер, Генри Шилдс, Генри Льюис — специализируются на импровизационных шоу и комедиях, и в работе над спектаклями они используют клоунские тренинги. 

Мюзикл «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» Фото: Пресс-служба

Первая сцена спектакля — побег из тюрьмы. Поначалу, во время словесной перепалки начальника тюрьмы со своим подчиненным, зрителю кажется, что, по крайней мере, этот фрагмент (а может, и весь спектакль) будет полностью выстроен на каламбурах и что от этого шоу не следует ждать никакого «экшена» и заявленных в анонсе музыкальных номеров… Но только зритель смиряется с этим и начинает получать удовольствие от старого доброго текстового юмора, как вдруг он понимает, что его разыграли! Здесь никому нельзя верить и все меняется очень быстро — как сюжет, так и способ существования артистов. И действительно, зрители не успевают опомниться, как комическая сцена побега из тюрьмы сменяется атмосферным вокальным номером Анастасии Стоцкой, которую с первых секунд можно и не узнать. В этом спектакле она предстает не в привычном для себя амплуа роковой красотки. Ее Рут — седовласая тетушка, банковская секретарша, которая, разумеется, несмотря на свою «чопорность», будет втянута в интригу по уши.  

Мюзикл «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» Фото: Пресс-служба

Дмитрий Богачев — продюсер, ориентирующийся на бродвейские стандарты качества и проката, — называет эту премьеру «театральным реверансом Голливуду». Первые зрители также отмечают «кинематографичность» постановки. Сказать, что использование приемов кино на театральной сцене — случай беспрецедентный, было бы преувеличением, но факт остается фактом: постановщики используют приемы киномонтажа, чередуют планы, меняют ракурсы и даже разворачивают сцену на девяносто градусов ради непривычного для театра «вида сверху».

***

Пока основной конкурент «Комедии о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» — бродвейский site-specific мюзикл «Первое свидание». История от сценариста сериала «Сплетница» и композиторов Disney уверенно находит отклик у московского зрителя. Меж тем это необычная постановка по всем приметам. 

Мюзикл «Первое свидание» Фото: Пресс-служба

Во-первых, место проведения: мюзикл играется не в зрительном зале, а в фойе МДМ. Точнее, в «нью-йоркском баре», который создан здесь специально для «Первого свидания». 

Во-вторых, современный материал. Мюзиклы традиционно ассоциируются с чем-то либо очень условным, либо не очень современным — их литературной основой часто бывают сказки, фантастические или исторические сюжеты. Здесь же все иначе: текст диалогов даже может показаться документальным, записанным на диктофон только что в каком-то кафе. А музыкальные номера вполне могли бы оказаться в сегодняшних европейских чартах.

Нетипично для мюзикла и единство времени и действия. Декорация не меняется ни разу, все происходит «здесь и сейчас». Все полтора часа постановки мы наблюдаем за свиданием в режиме реального времени. Основной сюжетный прием довольно простой: в воображении к потенциальной «парочке» приходят советчики — их родственники и друзья, которые то выручают их, то вставляют палки в колеса. Многие артисты играют в этом спектакле по несколько ролей, и поэтому весь ансамбль почти всегда на сцене.

Главные герои — нерешительный хороший парень из еврейской семьи в исполнении Павла Лёвкина и его визави в исполнении Юлии Чураковой. Для Юлии это долгожданная роль: знакомая поклонникам мюзиклов артистка несколько лет не получала главных ролей из-за амплуа интеллектуалки-хулиганки, не самого востребованного для традиционного мюзикла. В «Первом свидании» Юлия — на своем месте, настоящая героиня нашего времени, молодая отважная женщина, творческая натура, большой специалист по искусству и свиданиям вслепую. 

Мюзикл рекомендован для совместного просмотра со своей второй половиной — настоящей или будущей. А еще здесь можно совместить просмотр спектакля с бокалом вина и легким ужином.

Автор: Анастасия Мордвинова

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В Москве завершился фестиваль-школа «Территория». Почему незамысловатый и сентиментальный «Сайгон» покорил сердца зрителей, как бельгийский режиссер «Международного института политических убийств» Мило Рау стирает границы между воображением и явью в своем спектакле «Пять легких пьес» и чем удивил Литовский театр, рассказывает театральный обозреватель «Сноба»
30 октября в фудмолле «Депо. Москва» пройдет форум ресторанного бизнеса «Начало», организованный Правительством Москвы. Он откроет программу обучения «Акселератор ресторанного бизнеса». «Сноб» поговорил с преподавателем программы Юлией Чесноковой о том, как меняются рестораны мира и что это значит для нас

Новости партнеров

В июле стало известно, что около 500 мастерских Московского союза художников (МСХ) попадают под программу реновации, а замену снесенным помещениям власти могут не предоставить. 29 октября в МСХ проведут собрание правления организации, на котором, по словам секретариата союза, «руководство должно ответить не только за равнодушие к проблемам с документами, но и пролить свет на обвинения в коррупции». «Сноб» выяснил, почему ситуация отчасти связана с тем, что последние 20 лет МСХ руководят одни и те же люди, и что об этом думают сами художники