Все новости

Редакционный материал

В бой идут одни старики. О разорении модного дома Вячеслава Зайцева

У русского кутюрье Вячеслава Зайцева проблемы: арбитражный суд назначил слушания по иску Департамента городского имущества Москвы о взыскании 58,4 миллиона рублей с Дома моды Зайцева. Основанием стал долг по арендной плате. Не исключена вероятность, что один из самых известных российских домов моды с почти 40-летней историей в ближайшее время прекратит свое существование. О Вячеславе Зайцеве и судьбе его детища размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич

3 Декабрь 2019 18:07

Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»

Он на самом деле абсолютный стоик. Есть такие железобетонные люди, которых как будто бы ничего не берет. Ни годы, ни кризисы, ни автокатастрофы. В 33 года Зайцев попал в тяжелую аварию — из автомобиля его вырезали автогеном. Девять дней провел в реанимации между жизнью и смертью. После этого неутешительный вердикт врачей: ногу спасти не удастся, надо ампутировать. Много лет спустя он рассказывал, что мысленно представлял, как будет ковылять по Кузнецкому мосту в белом и черном. Котелок, жилет, широкие брюки, черные очки, палка — шикарный лук. Почему нет? Но потом решил, что надо бороться до конца. Отказался от всех анестезирующих средств. Терпел такую боль, от которой другие теряли сознание. Все преодолел, всех победил и через полгода снова летал по Кузнецкому без всякой палки. Вверх — вниз. 

Помню его молодым, чуть за 30. В развевающемся на ветру кремовом плаще до самого пола. Все вокруг бредут, скрюченные от холода и вечной зимы, закутанные в свои пальто, мохеровые шарфы и кроличьи шапки. А тут Слава с румянцем во всю щеку, царевич-королевич. Грудь нараспашку, жизнь нараспашку. Весь в замыслах, планах, мечтах. Он жил модой, творил моду, обожал моду. Ему все равно было, где и с кем. Можно у себя дома на кухонном столе или в студии Всесоюзного дома моделей, или на сцене «Современника». Какие были платья у Татьяны Лавровой в «Вишневом саду»! А пунцовые шелка Марины Нееловой для «Лоренццачо»! Или эпохальный балахон Аллы Пугачевой, как цветной, необъятный парашют, накрывший всю родимую эстраду. Это ведь тоже придумал и сшил он, Слава Зайцев, кутюрье номер 1 Советского Союза.

Никого до него у нас не было. Какие-то скучные дамы в одинаковых английских костюмах и газовых косынках с длинными указками в руках, как у учительниц в старших классах. А тут вдруг Слава в своих косоворотках a’la russe, цветных брючках в облип, со cтихами собственного сочинения вместо заученных унылых текстов про «тенденции нынешнего сезона». Ему удавалось все эти годы существовать вне этих тенденций, вне коммерческих расчетов и неизбежных интриг. Оставаться всегда собой, быть верным раз и навсегда избранному стилю и своим представлениям о прекрасном. В этом была его несомненная сила, но и уязвимость.

Там, где надо ошеломить, очаровать, потрясти воображение, у него нет конкурентов. Там, где начинается бизнес-стратегия, маркетинг, индустрия, он скучнеет на глазах

Зайцев — типичный кустарь-одиночка. Художник-самоучка. Там, где надо ошеломить, очаровать, потрясти воображение, у него нет конкурентов. Там, где начинается бизнес-стратегия, маркетинг, индустрия, он скучнеет на глазах. Его никогда это не интересовало. Даже легендарные духи «Маруся», которые он придумал в апогее своей славы и моды на все русское, теперь, как выясняется, принадлежат не ему, а каким-то западным фирмачам. 

Долгие годы Зайцева спасало то, что модной индустрии в СССР не было. Почти как секса, по памятному заявлению середины 80-х годов. Хотя, конечно, все было, но говорить об этом вслух не полагалось. «Моды не может быть там, где есть дефицит» — за эти слова в 1979 году Зайцева выставят из Всесоюзного дома моделей. Заодно ему припомнят дружбу с Пьером Карденом, любовь к Франции, культ яркого, звонкого цвета посреди всеобщей серости и безликости. Он уйдет в никуда. В какое-то районное ателье. Великий Зайцев — в ателье, куда отдают перелицовывать старые пальто.

Но он и тут победил. Когда список его сановных клиенток пополнился именем Раисы Максимовны Горбачевой, появился реальный шанс изменить свою жизнь. В 1982 году ателье было переименовано в Московский дом моды, а в 1988-м Зайцев стал его бессменным директором.

«Стекляшка» на проспекте Мира досталась Зайцеву с легкой руки Горбачевой, как долгожданный жест признания, награда за терпение во время их многочасовых примерок и годы бездомности. В лице Славы Зайцева отечественная мода обрела статус дела государственной важности. И долгое время казалось, что вот сейчас начнется что-то всерьез и надолго. Но, как это часто бывает, вскоре выяснилось, что проще сдавать квадратные метры в аренду, чем корпеть над новыми коллекциями, которых никто не покупает, — а иначе с этой многоэтажной стеклянной махиной просто не совладать. Да и конкурировать с западными брендами, заполнившими все столичные прилавки и подиумы, отечественному дому моды без господдержки хотя бы в виде налаженной отрасли легкой промышленности было невозможно. 

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва»

Сегодня русская мода, несмотря на отдельные успехи, так и остается прибежищем маргиналов и энтузиастов. Дефицита больше нет, но нет и налаженной индустрии. И даже на местном поле, где уверенно обосновались такие признанные гранды, как Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин или Татьяна Парфенова, Дом Зайцева смотрится памятником 80-х годов.

Чтобы стать совсем уже музеем, еще рано, чтобы быть по-настоящему актуальной модной институцией, требуется другая хватка, энергия, обороты и рекламные бюджеты. А где их взять?

Сухие факты выглядят так: Дом моды 81-летнего российского модельера Вячеслава Зайцева уже год находится на грани разорения. Сначала Зайцев жаловался, что работает «практически по нулям» — нет клиентов, и аренда дома в центре Москвы слишком дорогая. Потом выяснилось, что долг по арендной плате значительный — 58,4 миллиона рублей. Официальная страница Дома моды в инстаграме не ведется с 2017 года, последние посты в фейсбуке и во «ВКонтакте» вышли в 2018 году. В июне Дом моды отметил свое 37-летие. При этом из-за долгов перед московской теплоснабжающей организацией в здании еще весной отключили горячую воду.

Знаю, что какие-то надежды связывались с приходом в Дом моды Егора Зайцева, но окончательная передача власти кронпринцу так и не состоялась: начались какие-то разборки, обиды, интриги. Вникать в это сейчас так же неприятно, как и в иски Мосгоримущества на фантастические многомиллионные суммы. Кажется, что теперь кому-то очень надо заполучить недвижимость в центре столицы. Ясно, что после двух инсультов Зайцев уже не тот боец, что раньше.

В черном котелке, тяжело опирающийся на палку, он вернулся к тому самому облику, который примерял на себя после аварии больше 40 лет тому назад. Тогда он победил. Сегодня ему предстоит новый, не менее тяжелый бой.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
1 комментарий
Наталья Сафронова

Наталья Сафронова

Эпоха

Как клиентка Вячеслава Зайцева, как коллега, которая работала с ним в одном вузе в Тарасовке, как женщина, которая этой осенью плучавшая комплименты в осеннем пальто его пошива, желаю мастеру выстоять и в этом бою. 

 

Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Вы тоже можете жить как американский миллиардер
У великого Жан-Поля Готье грядет премьера. В январе 2020-го его знаменитое Freak Show приезжает в Россию. «Сноб» встретился с маэстро накануне московских гастролей
Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрей Вознесенский станут главными героями книги-альбома «Поэт и леди» — совместного проекта «Редакции Елены Шубиной» и Центра А. А. Вознесенского, где впервые будут обнародованы малоизвестные факты и уникальные фотографии из частных архивов, раскрывающие подлинную историю отношений бывшей первой леди США и выдающегося русского поэта