«Особый взгляд» для особых людей
Говорить о том, о чем невозможно молчать, — вот главная цель социального театра. В обществе, объятом ксенофобией, встреча с Другим, разговор с ним — редкая возможность преодолеть страх и понять что-то важное — прежде всего, о самом себе. Как раз такую возможность и дают инклюзивные практики. На фестивале «Особый взгляд» зрителям показали 12 спектаклей, в которых наравне с профессиональными актерами играли люди с разными возможностями здоровья, воспитанники детских домов и бездомные.
«Слепоглухие люди, которых мы пригласили участвовать в нашем первом спектакле “Прикасаемые”, боялись мира — сидели дома в четырех стенах, — а мир боялся их, — рассказывает руководитель “Инклюзиона” Татьяна Медюх. — Но после того как они стали постоянно выходить на сцену, работать с профессиональными актерами, участвовать в тренингах, их состояние — как эмоциональное, так и физическое — изменилось: они же чувствуют энергетику зала, благодарность зрителей. Очень важно не бояться затрагивать острые проблемы, говорить о них, чтобы преодолевать страх, который, к сожалению, до сих пор есть в обществе».
Проблема боязни Другого поднимется в спектакле московского «Инклюзиона» «Гроза — среда обитания». В постановке Михаила Фейгина всем известная драма Островского звучит по-новому: в спектакле доведена до предела идея противостояния отдельного человека и целого общества, неспособного понять его и потому обрушивающего на него всю свою ненависть. «Гроза — среда обитания» — это попытка преодолеть бессмысленную стигматизацию, разделяющую общество на «одних» и «других», которая, в конечном счете, ведет к тотальному социальному разобщению.
«Благодаря нашему режиссеру у нас не было никаких трудностей на репетициях: все недостатки он превращал в достоинства, и мы существовали как единый организм. Я играю и в других театрах и могу сказать, что с ребятами из “Инклюзиона” мне намного проще: здесь все знают жестовый язык и поэтому понимают и даже слышат друг друга», — говорит слабослышащая актриса Мария Румянцева, исполняющая роль Катерины.
Мир подростков — непонятный взрослым, а порой и пугающий их — отдельное поле исследований социального театра. Спектакль Молодежного театра Алтая Wonder boy посвящен как раз этой теме. Это пронзительная история в духе линчевского «Человека-слона» об особенном мальчике, вынужденном выживать в жестоком мире тинейджеров. В небольшом зале Нового пространства Театра наций развернулись масштабные декорации: перед зрителями — огромная, упирающаяся в потолок конструкция, сложенная как будто из каменных глыб, в которых угадываются очертания человеческого лица. «Как я выгляжу, описывать не буду, — говорит главный герой в начале спектакля. — В любом случае, все хуже, чем вы думаете». На голове у него — картонная коробка: по сюжету, из-за редкого генетического заболевания его лицо обезображено, из-за чего он и сталкивается с непониманием и жестокостью со стороны сверстников.
«На репетициях сложнее всего мне было преодолеть жалость к моему персонажу, — рассказывает исполнитель главной роли в спектакле Wonder boy Владимир Кулигин. — Потому что, как мне кажется, подобные особенные люди хотят не жалости к себе, а нормального отношения, чтобы их принимали такими, какие они есть. Очень важно говорить о таких людях, помогать им, принимать их, потому что никто не заслуживает одиночества».
«Особый взгляд» — это не только театральный фестиваль, но и масштабный образовательный проект. На протяжении четырех дней участники, приглашенные со всей России, учились инклюзивному танцу с участием людей на колясках, театральному менеджменту и даже мультипликации и киносъемке.