Краткая история бесплатной юридической помощи
По мере роста профессионализма в аппарате обвинения на протяжении девятнадцатого и двадцатых веков, когда прокуроры пришли на смену гражданских обвинителей, принцип равноправия требовал, чтобы подсудимый получал похожий уровень юридических рекомендаций для подготовки к схватке. Требует он этого и по сей день. Даже для преступника-рецидивиста, уже давно лишившегося своего права на сочувствие или понимание со стороны общественности, его право на получение компетентной юридической помощи является жизненно-важным для работы системы. Мне частенько доводилось слышать родившееся в пабах предложение предоставлять бесплатную юридическую помощь «только для первых (X) приводов», после чего этим общественным отбросам больше не должно позволяться высасывать государственные деньги. Что более чем устроит непримиримых борцов за справедливость, пока государство не смекнет, насколько легко и дешево можно увеличить уровень обвинительных приговоров, если своевольно вешать нераскрытые кражи на известных воров-рецидивистов, которые будут лишены защиты этих назойливых адвокатов, то и дело сующих свой нос в прокурорские дела, вместо того, чтобы тратить время и деньги на расследование с целью поимки настоящего злоумышленника, вломившегося к вам в дом. Субсидируемая государством юридическая помощь и возможный благодаря ей эффективный состязательный процесс не просто защищают обвиняемого: они защищают общество в целом, следя за тем, чтобы обвинение, да и сам суд, оставались честными. Кроме того, они экономят государству деньги. Любой адвокат или судья скажут вам, что единственный верный способ затянуть слушание — это убрать из него адвоката. Каким бы предвзятым и нелогичным это ни казалось, адвокаты — особенно в уголовном праве — сводят издержки к минимуму. Обвиняемые, сами представляющие себя в суде, ничего не знают про закон и установленные процедуры, и в каждом случае приводят к взвинчиванию расходов, так как свидетелям снова и снова приходится без надобности являться в суд, постоянно приходится делать перерывы, чтобы напомнить представляющему себя подсудимому основные принципы, а проводимый им опрос свидетелей занимает в десять раз больше времени, чем у профессионального адвоката. Таким образом, всеобщая бесплатная юридическая помощь гарантирует, что никому не будет отказано в справедливости — в честном суде и компетентных юридических рекомендациях — из-за нехватки средств, помогает не затягивать судебные разбирательства и избегать праведного возмущения невиновных людей, вынужденных из-за нехватки денег защищать себя самостоятельно.
Субсидируемая государством юридическая помощь для людей, обвиненных в уголовном преступлении, — понятие относительно недавнее. Вплоть до девятнадцатого века судья первой инстанции принимал решение, давать ли вообще обвиняемому право быть представленным в суде адвокатом, а когда право на барристера защиты было гарантировано Законом о судебных разбирательствах 1836 года, то подсудимый должен был либо обладать для этого необходимыми деньгами, либо найти кого-то, готового помогать ему безвозмездно. В начале двадцатого века различные государственные программы позволяли в некоторых случаях получать услуги солиситоров и адвокатов бесплатно, однако лишь в 1949 году закон о правовой помощи официально закрепил право на субсидируемую государством юридическую помощь по уголовным и гражданским делам. Бесплатную помощь по гражданским делам — к которым традиционно относятся судебные процедуры, касающиеся жилья, материального состояния, долгов, семейного права, врачебной халатности, работы, иммиграции, психического здоровья и публичного права — мы пока что оставим в сторонке и сосредоточимся на субсидируемой государством юридической помощи по уголовным делам.
Когда бесплатная помощь стала обычным делом в 1960-х годах, перед ее предоставлением проводился двухуровневый контроль — проверка «нуждаемости» и проверка «интересов правосудия», основанная на том, заслуживает ли эту помощь человек. Начиная с 1970-х годов относительное количество уголовных дел, по которым обвиняемому была предоставлена бесплатная юридическая помощь, подскочило, а с введением программы предоставления услуг солиситоров в магистратских судах и полицейских участках в 1984 и 1986 годах соответственно бюджет на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам вырос еще больше. К 1990-м годам вопрос расходов на бесплатную юридическую помощь попал на радары политиков. Принципы оплаты работы солиситоров и барристеров пересматривались, подправлялись, разносились в клочья и создавались заново каждым новым правительством. Предлагались и обсуждались различные схемы предоставления такой помощи. В 1999 году был введен законодательно установленный потолок суммарных расходов на бесплатную юридическую помощь. Тем не менее траты на юридические услуги по уголовным делам продолжали расти, взлетев в 2005–2006 годах почти до 1,2 миллиарда фунтов, где они и продолжали находиться, понемногу опускаясь, пока к 2010 году ежегодная сумма расходов на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам не остановилась на 1,12 миллиарда долларов, причем по гражданским делам сумма была похожей.
2010 был знаменательным годом. Новое коалиционное правительство взялось решить проблему национального дефицита путем кардинального сокращения расходов, и легкой добычей стало министерство юстиции, а особенно его бюджет на бесплатную юридическую помощь населению. Правительство почему-то решило, что имеет право кардинально пересмотреть границы финансирования государственных служб, и было принято единогласное решение начать с системы юстиции. Наша система, как было торжественно заявлено общественности министрами, является самой дорогостоящей и щедрой системой бесплатной юридической помощи во всем мире. И она все дорожает. Жирные коты солиситоры и самодовольные красноносые барристеры обжираются снятыми с налогоплательщиков сливками, с хохотом уносясь из суда на своих спортивных БМВ с открытым верхом, чтобы хлестать купленные на государственные деньги Дон Периньон 1966 года после того, как полдня втирали очки присяжным, защищая какого-то растлителя малолетних. И будет вполне справедливо, как говорили министры и вторили им прирученные поддакивающие таблоиды, если в стесненные времена предпринять разумные шаги для уменьшения данного дисбаланса, снизить расходы, при этом позаботившись о том, чтобы нуждающиеся в бесплатной юридической помощи по-прежнему ее получали. Прижмем этих жирных котов к стенке.
В 2011 году министерство юстиции подготовилось к битве. Распознав в бесплатной юридической помощи потенциально уязвимую с политической точки зрения цель для быстрой экономии, оно покопалось у себя в запасах и извлекло самое мощное оружие удержания общественности на своей стороне, несмотря на все неизбежные вопли адвокатов. Начиная с этого дня каждый очередной министр юстиции зачитывал одну и ту же зазубренную мантру: «У нас самая дорогая система оказания бесплатной юридической помощи в мире». Как можно судить по приведенной в начале главы цитате, мантра эта была настолько действенной, что еще долго после отставки с поста министры юстиции не могли удержаться, чтобы не рассказывать всем готовым их слушать, что из расчета на душу населения стоимость системы бесплатной юридической помощи в Великобритании самая высокая в мире. Единственная проблема в том, что подобное утверждение было совершенно ложным, что можно без труда доказать.