«Игра престолов» по-русски. Путешествие по зимнему Алтаю
Первое королевство Алтая: пятизвездочный Дорн
Вот уже четыре часа мы — шесть журналистов и два блогера — сидим в аэропорту Внуково. Туроператор Anex Tour и Ростуризм пригласили нас в путешествие по зимнему Алтаю, но в Горно-Алтайске метель, поэтому рейс задерживают уже в третий раз. «Я на прошлой неделе вообще не улетела, — говорит краснощекая женщина в меховой шапке, сидящая на скамейке напротив нас. — Восемь часов просидела тут, а в итоге самолет отменили».
Нам повезло больше: еще через два часа мы, наконец-то, садимся в самолет, а еще через четыре с половиной — около трех часов дня по местному времени — приземляемся в Горно-Алтайске.
В аэропорту нас встречает местная женщина — смуглая, кареглазая, широкоскулая. На голове у нее традиционная национальная шапка, похожая на купол. Зовут ее Сынару, в переводе с алтайского — «чистая душа». Сынару работает начальником отдела в местном Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма. В ближайшие дни она будет везде нас сопровождать.
Сынару везет нас в Altay Resort — пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, который находится в 40 километрах от Горно-Алтайска. Все дороги занесло снегом, поэтому едем мы медленно. На подъезде к отелю делаем остановку: дорогу переходит табун лошадей.
В общей сложности путь от дома до Altay Resort занял у меня 12 часов. Примерно столько же лететь до южноамериканского Перу. Но, кажется, оно того стоило. Несмотря на то что за окном минус 25, в Altay Resort царит атмосфера южного курорта класса люкс: роскошные номера, несколько ресторанов, спа-центр, банный комплекс, бассейн, кинозал, конгресс-центр с залами для переговоров, вертолетная площадка и даже собственный медицинский центр.
Формально центр принадлежит сети клиник МЕДСИ, но по факту сильно отличается от своих «собратьев». Центр специализируется, в том числе, и на альтернативной медицине: здесь ставят пиявки и предлагают пантовые ванны.
Пантовыми ваннами на Алтае лечат все: от заболеваний сердечно-сосудистой системы до бесплодия. Раствор для них готовят из рогов оленя-марала — пантов. Заготовка пант не приносит животным страданий: панты срезают в период с конца мая по начало июля, когда у маралов происходит пик гормональной активности и повышается кровяное давление. Из-за этого активизируется рост рогов: они растут так быстро, что не успевают ороговеть и остаются мягкими.
Срезанные рога замораживают, а потом весь год используют для приготовления ванн, лекарственных препаратов, настоев и косметических средств. «Чтобы приготовить “бульон”, мы вывариваем панты шесть часов в специальном аппарате — пантоварке, — рассказывает врач клиники Надежда Гуськова. У нее певучий голос и немного лукавый взгляд, как у истинной дорнийки. — Когда рога варятся, стоит резкий неприятный запах. Но готовый “бульон” пахнет уже не так сильно».
Одна ванна в Altay Resort стоит 4500 рублей. Для того чтобы ощутить эффект в полной мере, нужно пройти курс из 7–10 ванн. Сэкономить можно, если приехать на Алтай летом, в период заготовки пант. В это время на маральниках — хозяйствах, где разводят оленей-маралов, — ванны стоят значительно дешевле: от 700 до 1000 рублей. Правда, эти ванны отличаются не только по цене, но и по технологии приготовления: на маральниках ванны наполняют кровью, которая льется при срезке рогов.
Силы природы: Винтерфелл Алтая
Телецкое озеро, куда мы отправляемся на следующий день, — второе в России по объему запасов пресной воды. «По-алтайски Телецкое озеро называется Алтын-Кёль — золотое озеро», — рассказывает Сынару по дороге. Рядом с ним и правда есть золотые месторождения.
Сынару рассказывает нам легенду о том, как в озере появился драгоценный металл. Когда-то давно на алтайскую землю пришел голод. Когда есть стало совсем нечего, один алтаец решил обменять на еду свое единственное богатство — кусок золота размером с конскую голову. Он обошел все юрты в своем селе, потом отправился по соседним селам, но еды не было нигде, и его золото никто не хотел брать. Отчаявшись, алтаец забрался на гору Алтынту, проклял богов, бросил с размаху золото в озеро и сам бросился следом. С тех пор озеро и называют золотым.
Сынару считает, что все алтайские легенды похожи друг на друга, потому что так или иначе объясняют особенности места. Несмотря на активную деятельность алтайской духовной миссии в XIX веке и почти 70 лет жизни при советской власти, на Алтае до сих пор широко распространены традиционные верования.
Алтайцы, прямо как северяне из «Игры престолов», верят в «старых богов» — безымянных духов, живущих в каждом дереве, скале или ручейке. Боги природы всегда оказываются сильнее человека.
Тем временем наш микроавтобус подъезжает к горнолыжному комплексу «Телецкий», расположенному в семи километрах от самого озера. К озеру ведет заснеженная лесная дорога, проехать по которой можно только на специальном транспорте, поэтому часть нашей группы садится в джип-УАЗ, а те, кому не хватило места в джипе, — я в их числе — в «буханку».
Наша «буханка» едет первой. Машину немного потряхивает, но в остальном ничто не предвещает беды, пока на горизонте не появляется встречный автомобиль. Двум машинам на этой дороге не разъехаться. Мы съезжаем на обочину, но выехать обратно уже не можем: колеса увязли в снегу.
На улице около минус 20 градусов. Пешком до озера в гору идти 4 километра; вниз до горнолыжной станции — чуть меньше. Выйти из «буханки» через боковую дверь невозможно из-за сугробов, приходится вылезать через заднюю. На дороге стоят укутанные в сто одежд наши коллеги из уазика. Они тоже застряли. Атмосфера такая, словно вот-вот из леса на нас нападут одичалые.
Час спустя мы наконец-таки добираемся до озера. Под саундтрек из фильма «Жара» нас отвозит туда на своем Land Cruiser начальник по безопасности горнолыжного комплекса «Телецкий». О фоновой музыке в путешествии, кстати, стоит сказать отдельно: приготовьтесь открывать для себя русскую поп-сцену. Мой личный алтайский хит-парад возглавляет песня с припевом: «Одеваюсь по погоде, раздеваюсь по любви».
Королевская гавань: горнолыжная столица Алтая
Помимо «Телецкого», в республике есть еще несколько горнолыжных комплексов. Самый крупный — «Манжерок» — следующий пункт нашего путешествия.
«Манжерок» находится на озере с одноименным названием, у подножия горы Малая Синюха. Из-за наплыва туристов экология Манжерока страдает. В 2017 году местные власти почистили озеро, но вместе с мусором и илом из него практически полностью исчез водяной орех чилим, занесенный в Красную книгу.
Исчезновение дьявольского ореха — так в народе называют чилим из-за его необычной формы — привлекло внимание «правящей династии» — Сбербанка, которому принадлежит контрольный пакет акций горнолыжного комплекса. В сентябре 2019 года Греф лично приехал в «Манжерок» открывать канатную дорогу, строительство которой обошлось в 1,4 миллиарда рублей, обвинил местные власти в хищениях и пообещал, что впредь Сбербанк глаз не спустит со своих владений.