Директор Музея Фаберже Владимир Воронченко: Счастьем нужно делиться
Ɔ. Как вы придумываете и выбираете выставки? Фрида Кало, Сальвадор Дали — на первый взгляд не самый очевидный выбор для Музея Фаберже.
Наш музей молодой и амбициозный; и поэтому нам приходится очень много работать. Сегодня мы можем с гордостью констатировать, что за шесть с небольшим лет работы мы приобрели всемирную известность и завоевали доверие со стороны крупнейших музейных институций, фондов, издательств и коллекционеров. Это своего рода подвиг: в мире немного примеров того, как небольшому частному музею за столь короткий срок удалось добиться столь многого.
Если говорить о нашей выставочной программе, то мы стараемся делать то, что до нас еще никто в нашей стране не делал. Сейчас мы создаем серию выставок величайших художников-модернистов XX века — Дали и Пикассо, Модильяни и Сутин, Фрида Кало и Ривера. Это очень сложный процесс — на подготовку каждого проекта уходит несколько лет, не говоря уже о финансовой составляющей. Мы выбираем знаменитых художников, которых или совсем до нас не выставляли в России (например, Фриду Кало), либо выставляли, но на гораздо более скромном уровне (как Модильяни и Дали).
С творчеством Дали мы работаем уже давно — еще до основания Музея Фаберже наш фонд «Связь времен» помогал организовать его выставку в ГМИИ им. Пушкина, а в 2017 году в Музее Фаберже мы представили проект «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик», посвященный позднему периоду его искусства. Сегодня же мы представляем выставку совершенно иного уровня. «Сальвадор Дали. Магическое искусство» — это выставка-ретроспектива, охватывающая все периоды его творческой биографии, начиная от импрессионистических пейзажей и портретов 1910-х годов и заканчивая последними абстракциями 1980-х. Самое главное, что зрители получат уникальную возможность увидеть шедевры сюрреалистического и атомно-мистического периодов — такие знамениты холсты, как «Мягкий автопортрет с беконом», «Невидимый человек», «Дематериализация под носом Нерона» и многие другие.
Ɔ. И все же почему именно Дали?
Есть ряд имен, которые всегда вызывают огромный интерес, и не важно где — в Париже, Мадриде или Москве. Почему Дали? Я его люблю. Дали — это один из самых любимых художников Виктора Вексельберга (учредитель фонда «Связь времен». — Прим. ред.). У нас с ним очень схожие вкусы.
Обычно каждый человек старается сделать что-то приятное для себя. Мы не государственный музей и можем делать то, что нравится нам и самой широкой аудитории. Нет ничего приятнее, чем видеть эмоции людей и получать благодарности. В этом мы видим свою миссию.
Ɔ. Сложно ли получить такую выставку?
Сложно. Есть объективная реальность — весь мир старается получить вот такие выставки-блокбастеры, на них стоит очередь из самых знаменитых музеев мира. Поэтому еще большая проблема эту выставку получить частному музею. К тому же мы всегда стараемся собирать произведения сразу из нескольких источников. На нашей выставке Дали большая часть работ — из фонда «Гала — Сальвадор Дали», часть — из национального музея «Центр искусств королевы Софии», отдельные работы предоставлены частными коллекционерами. Для того чтобы собрать все это воедино, нам понадобилось провести много сложных переговоров. Но у нас все получилось, и куратором проекта стала директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер, в сотрудничестве с которой музей сделал это проект.
Ɔ. Но выставка продлится всего два месяца.
Да, к сожалению, по длительности она получается даже чуть меньше, чем два месяца — семь недель. Мы получили картины для экспонирования в течение трех месяцев и надеялись, что Мэрия Москвы сможет нам предоставить Манеж именно на этот срок. Но 15 января в Манеже было послание президента к Федеральному собранию, а уже в апреле начинается монтаж выставки к 75-летию Победы.
По этой причине мы постарались сделать удобным сервис для покупки билетов через сайт dali2020.ru где каждый может купить билет и пройти на выставку без очереди. Мы предполагали, что с первого дня у нас будет много желающих увидеть выставку, и не ошиблись — в первый день через всю Манежную площадь стояла очередь.
Ɔ. А какая параллельная программа планируется? Будет ли детская, подобная той, что была на выставке Фриды Кало и Диего Риверы?
У нас будет большая параллельная программа: цикл лекций, круглые столы, флешмобы с участием посетителей. Для детей будет сделана отдельная программа — игровая, образовательная и развлекательная. Также нам нравится работать с компанией Painty Party, они проводят сеансы коллективного рисования. На Фриде была программа, когда мы покрыли стену на входе холстами, всем желающим дали в руки краски, и они рисовали что-то, посвященное Фриде и Диего. Получилось так красиво, что мы перевезли эту работу в Петербург и украсили ей стену нашего музейного кафе. То же самое обязательно сделаем в этом году.
В саму экспозиции мы включили лаундж — пространство для отдыха, в котором разместили подробную биографию Дали, а также инсталляции, созданные современными художниками, вдохновленными великим сюрреалистом. У нас будет постоянно работать большой кинозал, в котором транслируется документальный фильм о Дали и его доме-мастерской в Порт-Льигате — единственном доме, который ему принадлежал и в котором он мог работать. Также мы сделали отдельный зал, где показываем фильмы, в создании которых принимал участие сам Дали: это знаменитый «Андалузский пес», созданный им и Луисом Бунюэлем, а также мультфильм «Дестино» — коллаборация Дали и студии Диснея. Мы надеемся, что посетители будут приятно удивлены тем, что мы для них приготовили. Эти дополнительные измерения выставки обогащают ее, она перестает быть сугубо академической. Зрителям нравится это разнообразие и театральность, они делают искусство ближе и понятнее.
Ɔ. Сколько времени занимает организация каждой выставки и сколько людей работает над проектом?
У нас очень маленькая команда — всего пять человек, которые отвечают за выставочную деятельность. Но, судя по Фриде, мы справляемся — справились и сейчас. Вообще, от момента возникновения идеи мы делаем выставку несколько лет. Мы ездим, смотрим выставки по всему миру, анализируем, ведем переговоры. И наша работа дает результат. Мы уже анонсировали следующий проект — это будет выставка Пикассо, такая же масштабная и интересная. Мы не ставим себе задачу делать ежегодно десяток выставок, как это делают большие государственные музеи. Там другие масштабы, ресурсы и возможности. Их проекты поддерживают крупнейшие компании, оказывая финансовую поддержку. Мы выставки делаем своими усилиями.
Ɔ. Это политический момент?
Нет, спонсоры в большинстве своем хотят помогать государственным музеям. И это очень хорошо. Все выставки в мире делаются при участии спонсоров. Мы же на 98% делаем на собственные средства. Спонсорских взносов очень немного, и они невелики.
Ɔ. Как вы думаете, что позволило Музею Фаберже стать таким?
Во-первых, энтузиазм. Не обязательно выйти из музейной среды, чтобы делать такие проекты. По крайней мере, сам себе я это доказал. У нас хорошо подобранная команда. Мы учились, мы придумывали, смотрели, как устроено дело, но переняли только лучший опыт. Практика показала, что любовь и преданность делу — всегда залог успеха!
Ɔ. Коллекция музея — 4000 единиц хранения. Сколько из этого экспонируется?
Примерно 70–75 процентов. До завершения реставрации Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге мы часто проводили выездные выставки, а теперь нашу коллекцию можно увидеть в музее. Мы делали выставки в Швейцарии, Германии, и даже в Ватикане была экспозиция «Фаберже. Святые образы», для которой нам отдали зал Рафаэля. Ее посетило все высшее духовенство. Никто ранее из частных музеев не делал свои выставки в Ватикане. Также мы сделали очень много выставок в нашей стране. После открытия музея надо было его развивать, но мы уже не могли позволить нашей коллекции так много путешествовать — в ущерб постоянной экспозиции. Однако сегодня, когда музей встал на ноги, мы начинаем вновь с интересом смотреть на предложения выездных выставок. Счастьем нужно делиться.
Ɔ. Как вы сами начали профессионально заниматься искусством?
Я коллекционер и увлекаюсь искусством, наверное, последние сорок лет. Я делаю это профессионально, хотя это и не моя профессия. Я всю жизнь собираю книги по искусству, и везде, где я живу, в разных странах и городах, у меня есть обширные библиотеки. И вот эта любовь к коллекционированию по сути дала толчок к тому, чем мы занимаемся.
Я сумел увлечь Виктора Вексельберга этой идеей. Купить коллекцию Форбса была моя идея, с этого мы и начали. Вексельберг сам коллекционер с прекрасным вкусом. Когда занимаешься таким проектом, как музей, обязательно должны быть максимально комфортные партнеры. Вот это у меня с Вексельбергом сложилось. Наверное, поэтому и музей так хорошо развивается — мы одинаково смотрим на многие вещи, и у нас практически никогда не возникает споров, куда и как развиваться, какие делать выставки и так далее. Мы единомышленники, что, с моей точки зрения, является основой для всего остального.
Ɔ. Будет ли Пикассо только в Москве и Петербурге? Ее дадут на больший срок?
Я думаю, что выставка будет и в Москве, и в Петербурге. Мы над этим как раз сейчас работаем — смотрим возможности музеев, фондов, общаемся с коллекционерами. Во всех музеях мира есть вещи, которые практические не путешествуют, и есть те, которые путешествуют больше или меньше. На все это есть расписание. У каждого музея все выставочные планы верстаются как минимум на пять лет вперед. На изучение этого вопроса и балансирование уходит очень много времени.
Ɔ. А есть еще какие-то планы помимо Пикассо?
Есть, конечно, но мы их держим в секрете. Одни и те же выставки хотят получить самые разные музейные организации. Поэтому объявлять нужно тогда, когда счастливый билет уже в твоих руках.
Беседовала Анастасия Рыжкова
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» проходит в Центральном выставочном зале «Манеж» с 28 января по 25 марта 2020 года.