Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Партнерский материал

Директор Музея Фаберже Владимир Воронченко: Счастьем нужно делиться

Частный петербургский Музей Фаберже впечатлил Москву зимой 2018–2019 года, когда привезенная им выставка «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» вошла в число главных культурных событий года — ее посетили около 400 000 человек. 28 января в ЦВЗ «Манеж» открылась экспозиция «Сальвадор Дали. Магическое искусство». «Сноб» поговорил с директором Музея Фаберже, председателем правления культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимиром Воронченко о выставочной концепции, личном вкусе и о том, как за пять лет создать мировой бренд
3 февраля 2020 13:45
Владимир Воронченко Фото: Арина Гордеева


Ɔ. Как вы придумываете и выбираете выставки? Фрида Кало, Сальвадор Дали — на первый взгляд не самый очевидный выбор для Музея Фаберже. 

Наш музей молодой и амбициозный; и поэтому нам приходится очень много работать. Сегодня мы можем с гордостью констатировать, что за шесть с небольшим лет работы мы приобрели всемирную известность и завоевали доверие со стороны крупнейших музейных институций, фондов, издательств и коллекционеров. Это своего рода подвиг: в мире немного примеров того, как небольшому частному музею за столь короткий срок удалось добиться столь многого.
Если говорить о нашей выставочной программе, то мы стараемся делать то, что до нас еще никто в нашей стране не делал. Сейчас мы создаем серию выставок величайших художников-модернистов XX века — Дали и Пикассо, Модильяни и Сутин, Фрида Кало и Ривера. Это очень сложный процесс — на подготовку каждого проекта уходит несколько лет, не говоря уже о финансовой составляющей. Мы выбираем знаменитых художников, которых или совсем до нас не выставляли в России (например, Фриду Кало), либо выставляли, но на гораздо более скромном уровне (как Модильяни и Дали).  

С творчеством Дали мы работаем уже давно — еще до основания Музея Фаберже наш фонд «Связь времен» помогал организовать его выставку в ГМИИ им. Пушкина, а в 2017 году в Музее Фаберже мы представили проект «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик», посвященный позднему периоду его искусства. Сегодня же мы представляем выставку совершенно иного уровня. «Сальвадор Дали. Магическое искусство» — это выставка-ретроспектива, охватывающая все периоды его творческой биографии, начиная от импрессионистических пейзажей и портретов 1910-х годов и заканчивая последними абстракциями 1980-х. Самое главное, что зрители получат уникальную возможность увидеть шедевры сюрреалистического и атомно-мистического периодов — такие знамениты холсты, как «Мягкий автопортрет с беконом», «Невидимый человек», «Дематериализация под носом Нерона» и многие другие.  

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в ЦВЗ «Манеж» Фото: Арина Гордеева


Ɔ. И все же почему именно Дали? 

Есть ряд имен, которые всегда вызывают огромный интерес, и не важно где — в Париже, Мадриде или Москве. Почему Дали? Я его люблю. Дали — это один из самых любимых художников Виктора Вексельберга (учредитель фонда «Связь времен». — Прим. ред.). У нас с ним очень схожие вкусы. 

Обычно каждый человек старается сделать что-то приятное для себя. Мы не государственный музей и можем делать то, что нравится нам и самой широкой аудитории. Нет ничего приятнее, чем видеть эмоции людей и получать благодарности. В этом мы видим свою миссию.  


Ɔ. Сложно ли получить такую выставку?

Сложно. Есть объективная реальность — весь мир старается получить вот такие выставки-блокбастеры, на них стоит очередь из самых знаменитых музеев мира. Поэтому еще большая проблема эту выставку получить частному музею. К тому же мы всегда стараемся собирать произведения сразу из нескольких источников. На нашей выставке Дали большая часть работ — из фонда «Гала — Сальвадор Дали», часть — из национального музея «Центр искусств королевы Софии», отдельные работы предоставлены частными коллекционерами. Для того чтобы собрать все это воедино, нам понадобилось провести много сложных переговоров. Но у нас все получилось, и   куратором проекта стала директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер, в сотрудничестве с которой музей сделал это проект.  


Ɔ. Но выставка продлится всего два месяца.

Да, к сожалению, по длительности она получается даже чуть меньше, чем два месяца — семь недель. Мы получили картины для экспонирования в течение трех месяцев и надеялись, что Мэрия Москвы сможет нам предоставить Манеж именно на этот срок. Но 15 января в Манеже было послание президента к Федеральному собранию, а уже в апреле начинается монтаж выставки к 75-летию Победы. 

По этой причине мы постарались сделать удобным сервис для покупки билетов через сайт dali2020.ru где каждый может купить билет и пройти на выставку без очереди. Мы предполагали, что с первого дня у нас будет много желающих увидеть выставку, и не ошиблись — в первый день через всю Манежную площадь стояла очередь.

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в ЦВЗ «Манеж» Фото: Арина Гордеева


Ɔ. А какая параллельная программа планируется? Будет ли детская, подобная той, что была на выставке Фриды Кало и Диего Риверы?

У нас будет большая параллельная программа: цикл лекций, круглые столы, флешмобы с участием посетителей. Для детей будет сделана отдельная программа — игровая, образовательная и развлекательная. Также нам нравится работать с компанией Painty Party, они проводят сеансы коллективного рисования. На Фриде была программа, когда мы покрыли стену на входе холстами, всем желающим дали в руки краски, и они рисовали что-то, посвященное Фриде и Диего. Получилось так красиво, что мы перевезли эту работу в Петербург и украсили ей стену нашего музейного кафе. То же самое обязательно сделаем в этом году. 

В саму экспозиции мы включили лаундж — пространство для отдыха, в котором разместили подробную биографию Дали, а также инсталляции, созданные современными художниками, вдохновленными великим сюрреалистом. У нас будет постоянно работать большой кинозал, в котором транслируется документальный фильм о Дали и его доме-мастерской в Порт-Льигате — единственном доме, который ему принадлежал и в котором он мог работать. Также мы сделали отдельный зал, где показываем фильмы, в создании которых принимал участие сам Дали: это знаменитый «Андалузский пес», созданный им и Луисом Бунюэлем, а также мультфильм «Дестино» — коллаборация Дали и студии Диснея. Мы надеемся, что посетители будут приятно удивлены тем, что мы для них приготовили. Эти дополнительные измерения выставки обогащают ее, она перестает быть сугубо академической. Зрителям нравится это разнообразие и театральность, они делают искусство ближе и понятнее.

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в ЦВЗ «Манеж» Фото: Арина Гордеева


Ɔ. Сколько времени занимает организация каждой выставки и сколько людей работает над проектом?

У нас очень маленькая команда — всего пять человек, которые отвечают за выставочную деятельность. Но, судя по Фриде, мы справляемся — справились и сейчас. Вообще, от момента возникновения идеи мы делаем выставку несколько лет. Мы ездим, смотрим выставки по всему миру, анализируем, ведем переговоры. И наша работа дает результат. Мы уже анонсировали следующий проект — это будет выставка Пикассо, такая же масштабная и интересная. Мы не ставим себе задачу делать ежегодно десяток выставок, как это делают большие государственные музеи. Там другие масштабы, ресурсы и возможности. Их проекты поддерживают крупнейшие компании, оказывая финансовую поддержку. Мы выставки делаем своими усилиями.  


Ɔ. Это политический момент?

Нет, спонсоры в большинстве своем хотят помогать государственным музеям. И это очень хорошо. Все выставки в мире делаются при участии спонсоров. Мы же на 98% делаем на собственные средства. Спонсорских взносов очень немного, и они невелики. 


Ɔ. Как вы думаете, что позволило Музею Фаберже стать таким?

Во-первых, энтузиазм. Не обязательно выйти из музейной среды, чтобы делать такие проекты. По крайней мере, сам себе я это доказал. У нас хорошо подобранная команда.  Мы учились, мы придумывали, смотрели, как устроено дело, но переняли только лучший опыт. Практика показала, что любовь и преданность делу — всегда залог успеха!  

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в ЦВЗ «Манеж» Фото: Арина Гордеева


Ɔ. Коллекция музея — 4000 единиц хранения. Сколько из этого экспонируется?

Примерно 70–75 процентов. До завершения реставрации Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге мы часто проводили выездные выставки, а теперь нашу коллекцию можно увидеть в музее. Мы делали выставки в Швейцарии, Германии, и даже в Ватикане была экспозиция «Фаберже. Святые образы», для которой нам отдали зал Рафаэля. Ее посетило все высшее духовенство. Никто ранее из частных музеев не делал свои выставки в Ватикане. Также мы сделали очень много выставок в нашей стране. После открытия музея надо было его развивать, но мы уже не могли позволить нашей коллекции так много путешествовать — в ущерб постоянной экспозиции. Однако сегодня, когда музей встал на ноги, мы начинаем вновь с интересом смотреть на предложения выездных выставок. Счастьем нужно делиться. 


Ɔ. Как вы сами начали профессионально заниматься искусством?

Я коллекционер и увлекаюсь искусством, наверное, последние сорок лет. Я делаю это профессионально, хотя это и не моя профессия. Я всю жизнь собираю книги по искусству, и везде, где я живу, в разных странах и городах, у меня есть обширные библиотеки. И вот эта любовь к коллекционированию по сути дала толчок к тому, чем мы занимаемся. 

Я сумел увлечь Виктора Вексельберга этой идеей. Купить коллекцию Форбса была моя идея, с этого мы и начали. Вексельберг сам коллекционер с прекрасным вкусом. Когда занимаешься таким проектом, как музей, обязательно должны быть максимально комфортные партнеры. Вот это у меня с Вексельбергом сложилось. Наверное, поэтому и музей так хорошо развивается — мы одинаково смотрим на многие вещи, и у нас практически никогда не возникает споров, куда и как развиваться, какие делать выставки и так далее. Мы единомышленники, что, с моей точки зрения, является основой для всего остального. 

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в ЦВЗ «Манеж» Фото: Арина Гордеева


Ɔ. Будет ли Пикассо только в Москве и Петербурге? Ее дадут на больший срок?

Я думаю, что выставка будет и в Москве, и в Петербурге. Мы над этим как раз сейчас работаем — смотрим возможности музеев, фондов, общаемся с коллекционерами. Во всех музеях мира есть вещи, которые практические не путешествуют, и есть те, которые путешествуют больше или меньше. На все это есть расписание. У каждого музея все выставочные планы верстаются как минимум на пять лет вперед. На изучение этого вопроса и балансирование уходит очень много времени.  


Ɔ. А есть еще какие-то планы помимо Пикассо? 

Есть, конечно, но мы их держим в секрете. Одни и те же выставки хотят получить самые разные музейные организации. Поэтому объявлять нужно тогда, когда счастливый билет уже в твоих руках. 

Беседовала Анастасия Рыжкова

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» проходит в Центральном выставочном зале «Манеж» с 28 января по 25 марта 2020 года.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Почта Банк — коллаборация «Почты России» и финансовой группы ВТБ — существует с 2016 года. Его часто воспринимают как банк для людей старшего возраста, которые живут в отдаленных районах страны. Так ли это на самом деле, «Сноб» выяснил у президента Почта Банка Дмитрия Руденко
Как Москва зарабатывает на праздниках и народных гуляниях, почему столица не нуждается в федеральном финансировании нацпроектов и удается ли ей на равных конкурировать с крупнейшими мегаполисами мира — об этом и многом другом «Сноб» поговорил с министром правительства Москвы, начальником Главного контрольного управления города Евгением Данчиковым. Беседа состоялась во время Гайдаровского форума, проходившего в Президентской академии (РАНХиГС) в середине января
Число жертв коронавируса 219-nCoV за последние сутки выросло в полтора раза — до 80 человек. Эту информацию распространил китайский государственный телеканал CGTN. При этом в интернете и социальных сетях множатся посты о том, что официальные данные сильно занижены. «Сноб» обсудил последствия вспышки вируса в КНР и освещение этой темы в медиа с востоковедом, профессором «Высшей школы экономики» Алексеем Масловым, который называет сообщения о заниженных цифрах «фейками»