Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Доктор технических наук Максим Железнов: Аварии на железной дороге можно предотвратить с помощью космического наблюдения

Накануне Дня российской науки в Кремлевском дворце молодым ученым традиционно вручают Премию Правительства Москвы за самые интересные разработки. В этом году по 2 миллиона рублей получили 87 исследователей, авторы 50 проектов. Среди них — доктор технических наук Максим Железнов, разработавший систему мониторинга железнодорожной инфраструктуры средствами аэрокосмического наблюдения. Он рассказал «Снобу», зачем следить за поездами из космоса и как использовать в повседневной жизни те возможности, которые дает наука
14 февраля 2020 8:05
Фото: Из личного архива Максима Железнова


Ɔ. Почему вы стали заниматься космическими исследованиями?

Я окончил факультет прикладной космонавтики Московского университета геодезии и картографии по специальности «информационные системы». На последнем курсе института мне предложили попробовать пройти отбор в отряд космонавтов, но это все-таки очень специфическая и преимущественно инженерная работа, связанная с множеством ограничений, поэтому я отказался. После вуза я семь лет занимался разработкой приборов и методов дистанционного зондирования Земли в Институте космических исследований РАН и параллельно преподавал в Московском университете путей сообщения. Поступил в две аспирантуры: одна — по экспериментальной физике, другая — по железнодорожной специальности. Кажется, что это очень разные сферы, но на самом деле темы моих диссертаций пересекаются: и там, и там я по сути занимался методами обработки координатной информации.


Ɔ. Как удается все успевать?

Днем занимаюсь научной работой и всеми организационными задачами, которые нужны для моих разработок, а по вечерам преподаю у аспирантов и магистров. Мне нравится преподавать, и отказываться от этого я не собираюсь. При этом у меня еще есть семья, четверо детей, которых надо воспитывать. Так что график, конечно, получается плотный.

Фото: Из личного архива Максима Железнова


Ɔ. Как начинался проект, за который вы получили премию?

Спустя год после окончания института, в 23 года, я защитил кандидатскую по вопросам спутниковой навигации железнодорожного транспорта по цифровым моделям — это была первая научная работа в России по этой теме. Так я стал победителем конкурса «Молодые ученые транспортной отрасли». Потом меня пригласили в один из ведущих железнодорожных институтов, чтобы создать там Центр внедрения космических технологий. Сейчас это уже целая научная школа. Я занимался развитием спутниковых технологий — дистанционное зондирование, то есть съемка, спутниковая навигация, плюс приборы для геодезического измерения — для задач строительства и контроля состояния инфраструктуры. Первый масштабный проект, который мы сделали в центре, — мониторинг сочинского побережья и Большого Сочи перед Олимпиадой-2014. В преддверии стройки множества транспортных объектов мы должны были определить потенциально опасные места — где песок, где неустойчивый грунт, где могут быть оползни, где нужно укреплять побережье, как меняют русла реки.

До того как мы сделали систему мониторинга, потенциальные угрозы определялись визуально и на основе статистики. При разработке наших технологий мы тоже использовали в том числе архивные записи. На освоенной территории опасные места в принципе легко определить — вопрос в том, чтобы составить карту рисков, вовремя все ремонтировать и предотвращать происшествия, а не разбираться постфактум. Мы использовали не только космические технологии, но и аэросъемку — в местах, где особенно активное движение и нагрузка на пути повышена, наблюдение с воздуха должно быть постоянным. Мониторинг состояния железнодорожной инфраструктуры особенно важен в районах с плотной городской застройкой: в случае аварии в таком месте ущерб будет больше, чем в аналогичном случае где-нибудь посреди леса в Сибири. Особенно если речь идет о поезде с опасным грузом — той же нефтью.


Ɔ. Какие у вас планы на будущее?

Мне интересно думать над новыми технологиями, придумывать, как можно использовать в повседневной жизни те возможности, которые дает наука. 

В будущем я хочу развивать технологии цифрового моделирования — вся железнодорожная инфраструктура должна быть оцифрована, а технологии аэрокосмического наблюдения станут частью глобальной системы мониторинга. Сейчас я работаю именно над этим — хочу реализовать систему, которая будет предсказывать и предотвращать аварийные ситуации. Я разработал четырехуровневую концепцию спутникового мониторинга: первый уровень — стационарные наземные комплексы, второй — подвижные единицы, то есть специальные устройства, которые ездят и проверяют, третий — то, что снимают дроны или самолеты, четвертый — спутники. Эти технологии пригодятся не только на железной дороге. Пример ситуации, которую с помощью подобной системы можно было бы предотвратить, — наводнение в Краснодарском крае в 2012 году. В перспективе таким способом можно будет отслеживать состояние обычной городской застройки.

Беседовала Ксения Петрова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
И правда ли, что в Европе и США лечиться лучше
Москва вошла в список мировых лидеров по качеству образования. «Сноб» рассказывает, что изменилось в московских школах за последние годы и как эти изменения повлияли на учителей, учеников, их родителей и систему образования в целом
Майя Стравинская
Несмотря на то что приложение Likee сделано для пользователей старше 16 лет, оно известно как «TikTok для маленьких». Автор блога и телеграм-канала CyberMom Майя Стравинская рассказывает, чем занимаются дети в этой сети, зачем туда приходят взрослые и при чем тут МММ