
Режиссер Бегюм Эрджияс: На первый перформанс меня вдохновили шарики для пинг-понга
Ɔ. В университете вы изучали молекулярную биологию и генетику, одновременно с этим занимались хореографией, а теперь вы театральный режиссер. Как произошло это превращение?
Я занималась хореографией еще в детстве, и после того, как поступила на факультет генетики в университет Билкент в Анкаре, я вступила в танцевальную труппу Ближневосточного технического университета. Несмотря на то, что это была любительская труппа, мы все воспринимали хореографию очень серьезно, и многие мои друзья оттуда сейчас профессиональные танцоры. Что касается меня, то в моей жизни было искусство, но я также была увлечена наукой. Мне хотелось исследовать технологии, узнавать что-то новое и открывать что-то для себя и других людей, развиваться сразу в нескольких направлениях. Создание перформансов стало идеальным способом объединить две моих страсти.
К примеру, когда я решила создать Voicing Pieces, то ничего не знала про звук и получала удовольствие, погружаясь во все тонкости процесса, а при создании Pillow Talk я изучала алгоритмы, искусственный интеллект, программирование.
Ɔ. Проект «Между нами» — ваш первый театральный опыт?
Я создавала перформансы и раньше, но спектакли Pillow Talk и Voicing Pieces стали первым опытом работы со зрителем и его эмоциями. Раньше это были только объекты. К примеру, на создание первого перформанса меня вдохновили шарики для пинг-понга. В постановке Ballroom с двух сторон от сцены стояли огромные вентиляторы, после включения которых шарики начинали двигаться группой или поодиночке, создавая при этом уникальный хаотичный танец.
Хореография продолжает влиять на мою театральную жизнь. Даже проект «Между нами» я воспринимаю как некий танец. Скажем так, танец нашего собственного голоса и интонаций, танец голоса машины, танец наших эмоций, когда мы слышим искусственный интеллект или же самих себя.
Ɔ. Перформанс Voicing Pieces посвящен отношению человека к собственному голосу, а Pillow Talk — диалогу зрителя с искусственным интеллектом. Почему вы решили их объединить?
И Voicing Pieces, и Pillow Talk посвящены отношению человека к голосу. Просто в первом случае это собственный голос человека, а во втором — голос машины. Оба перформанса достаточно технологичны: в Voicing Pieces используется акустическая капсула, в Pillow Talk — алгоритмы искусственного интеллекта, которые «слушают» зрителя, обрабатывают информацию и ведут с ним дальнейший диалог, основываясь на этой информации. Оба перформанса предполагают полное погружение зрителя в процесс, и этот опыт он получает в одиночку, даже если пришел не один. Наконец, перед началом обоих спектаклей зритель получает инструкции, что ему следует делать, но при этом он чувствует себя достаточно свободным на площадке и может сам решать, как именно будет действовать в любой момент времени. Поэтому для меня они действительно являются частью одного целого. Но объединить их в один проект «Между нами» мне предложил Федор Елютин.