Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»
Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

1. ВИЧ-инфицированные не могут усыновлять сирот из детских домов. Действующие законодательство юридически не запрещает ВИЧ-инфицированным брать детей-сирот под опеку, но формальным основанием для отказа служит наличие «инфекционного заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией». Люди с ВИЧ-положительным статусом пребывают под таким наблюдением на протяжении всей жизни. 

2. Мигранты с ВИЧ-положительным статусом подлежат депортации из страны. В России действуют одни из самых строгих в мире правил пребывания мигрантов с ВИЧ-инфекцией. В 1995 году был принят федеральный закон, согласно которому в случае обнаружения ВИЧ-инфекции у мигрантов и лиц без гражданства они подлежат депортации. В январе 2016 года было сделано небольшое исключение для мигрантов, имеющих в России близких родственников — граждан Российской Федерации.

3. Уголовная ответственность за распространение ВИЧ не помогает бороться с эпидемией. Россия — лидер по количеству обвинительных приговоров на основании 122 статьи Уголовного кодекса в отношении ВИЧ-положительных — занимает третье место по скорости распространения ВИЧ в мире. 122 статья УК предусматривает ответственность не только за преднамеренное заражение человека ВИЧ-инфекцией, но и за «заведомое поставление» другого человека в опасность заражения ВИЧ (ч.1). Причем есть случаи, когда обвинительные приговоры по этой статье выносились за укусы и плевки, хотя ВИЧ не передается через слюну.

4. Программы профилактики и лечения ВИЧ среди наркопотребителей устарели. Среди людей, употребляющих наркотики, риск заразиться по-прежнему выше, но если раньше основным путем передачи вируса были грязные шприцы, то сейчас, по словам  Алексея Лахова, заместителя директора некоммерческого партнерства «Е.В.А.», которое занимается защитой женщин с ВИЧ, в среде наркопотребителей все больше заражений происходит через половой контакт. Связано это с тем, что потребители опиоидов переходят на синтетические стимуляторы, которые не требуют инъекционного введения. «Они прекрасно знают, что нельзя пользоваться одним и тем же шприцом, но при этом они не соблюдают правила контрацепции», — отмечает Лахов.

5. На государственном уровне практически отсутствует программа третичной профилактики — профилактики СПИДа среди людей, уже имеющих диагноз ВИЧ. По словам председателя Координационного совета Всероссийской общественной организации «Объединение людей, живущих с ВИЧ» Владимира Маяновского, около 30% инфицированных, зная о своем диагнозе, не идут в СПИД-центры и не начинают получать необходимое лечение.

6. Дети, родившиеся с ВИЧ, подвергаются дискриминации. В любой момент, по независящим от желания семьи причинам, диагноз ребенка может стать известен в школе, поликлинике или детском саду, несмотря на то, что первая часть 13 статьи Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» всем гражданам России гарантирует соблюдение тайны диагноза. Вместе с тем, четвертый пункт этой же статьи допускает предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя при обмене информацией медицинскими организациями.

Подготовили: Ксения Праведная, Дмитрий Белковский