Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

Позвонила журналистка какой-то то ли газеты, то ли радиоканала.

— Екатерина Вадимовна, вы слышали про проект закона об оскорблении учителей, чтобы с родителей брать штрафы или даже в тюрьму сажать?

— Нет, не слышала.

— Ну, есть такая идея. Если ученик оскорбит или ударит учителя — тогда вот, как я сказала. Чтобы учителя защитить. Можете прокомментировать?

Я немного подумала.

— А если этот же подросток (вряд ли здесь речь идет о первоклассниках) оскорбит или, не дай бог, ударит бездомного или, допустим, водителя троллейбуса, в котором он едет, предполагается, что юстиция тогда будет действовать по каким-то другим принципам и законам? — уточнила я. 

Теперь задумалась журналистка.

— Не знаю, — в конце концов призналась она. — Но это действительно странно.

Прямо на следующий день моя знакомая учительница рассказала:

— Пришла новая порция указаний от нашего министерства. Трудно сказать, чем и о чем они там думают, но циркуляры производят исправно. В числе прочего, если перевести с канцелярита на человеческий, — нам нужно стараться ставить детям поменьше плохих оценок, потому что это может нанести им психологическую травму.

— Может быть, там речь идет о том, чтобы вообще ставить поменьше оценок? — уточнила я. — Мне-то самой уже давно кажется, что в связи с современными психологическими веяниями оценки можно было бы вообще отменить. У нас же все дети сейчас официально считаются личностями чуть ли не с пеленок, так? Ну вот и надо предоставить этим личностям свободный выбор: знания тебе дают, но твои старания их усвоить никак не оценивают — хочешь учись, хочешь не учись. В конце никаких экзаменов — они тоже наносят огромную психологическую травму, я с этим каждую весну сталкиваюсь чуть ни каждый день. Просто давать справку — ходил столько-то лет в такую-то школу. А вот во все техникумы, институты, университеты и ПТУ вступительные экзамены, наоборот, вернуть — и по полной программе. Чтобы они могли отобрать каждый себе только тех взрослых личностей, кто в школе уже получил по собственном выбору достаточное количество знаний, и значит, сможет теперь выучиться на достойного врача или фрезеровщика. Одним махом всех побивахом — и у детей нет никаких психологических травм, и взрослых специалистов получаем достойных и мотивированных.

— Утопия! — вздохнула моя собеседница. — А нам рекомендуют именно так, как я сказала: хорошие оценки ставить в полном объеме, а плохих — избегать.

***

Все согласны с тем, что современное школьное образование в кризисе. Традиционный способ подачи знаний существенно устарел с внедрением в нашу жизнь всеобщего интернет-доступа, всемирных сетей и поисковых систем. Также все понимают, что сами дети не смогут получить образование по справочнику «Гугла» и «Яндекса». То есть, надо что-то искать. Какую-то новую систему или системы. Придумывать, экспериментировать, обсуждать и делать выводы. Потом внедрять, накапливать опыт и совершенствовать.

И будьте уверены — уже ищут. Ищут интересно, творчески, интенсивно, в разных направлениях. Некоторые имена, системы и направления у всех на слуху. Что-то не лезет в СМИ, но по сути не менее интересно и перспективно. Я думаю — в ближайшее время найдут.

Но я сейчас не о том.

Учителя. Те, которые выучены учить по старой схеме. Те, которые здесь и сейчас, прямо сегодня учат детей. Тысячи, если не миллионы детей. Они учили их вчера (в прямом смысле вчера — в конце февраля-начале марта 2020 года) и будут учить завтра (в апреле и мае того же года). Это неизбежно так же, как смена времен года. Они будут учить, несмотря на все пертурбации, а потом выученные ими дети выйдут из школы и вольются в обычную жизнь.

И я говорю сейчас не про педагогов-новаторов и не про московские супероснащенные школы, где везде интерактивные доски, пандусы, тьюторы и все по последнему слову чего только можно.

Я скорее про школу на окраине Челябинска. Или в центре Сызрани. Где нет пандусов, пишут мелом на доске и учат читать по букварю, который подозрительно похож на тот, по которому я сама училась полвека назад. И Марья Петровна так узнаваемо орет на уроке:

— Иванов, ты опять ни черта не выучил! Садись! Два!

Марьей Петровной недовольны все. 

Дети — потому что она учит по старым программам чему-то, как им кажется, затхлому и им категорически неинтересному. При этом «Гугл» отвечает на вопрос быстрее, чем Марья Петровна успевает его до конца задать, Марья Петровна об этом, конечно же, знает и поэтому телефоны отбирает и складывает к себе в стол. Какое она имеет право? Чему она может их научить, и зачем сюда вообще ходить, если они видели на ютубе ролик про московскую школу, в которой бассейн и комната отдыха с VR-очками, и про школу в Швеции, где дети учатся, сидя на деревьях.

Родители недовольны, потому что Марья Петровна вместе со своими коллегами (каждый отдельно) требует от детей, чтобы они сидели тихо, слушались и учились. А современные дети не хотят слушаться и учиться, они спрашивают: «А почему я должен?» И в интернете пишут, что детей «надо заинтересовывать», а Марья Петровна их заинтересовывать вовсе не склонна, она им просто рассказывает про «жи-ши» и объясняет закон Ома, без всяких притопов и прихлопов, так же просто и радикально, как они работают в языке и в природе; у нее у самой сын-балбес, мама парализованная и, может быть, даже еще огород. И родители этих детей на своих кухнях говорят, что «школа вообще воспитывать перестала, чему же она такая выучит, и учительница на детей орет, и наносит им психологические травмы, и у них теряется мотивация, вот бывают же где-то в Москве и в Финляндии педагоги, а нашим с такими учителями, да с нашей окраины — что же светит?». А их дети все это слышат и мотают на ус, и у них в голове постепенно складывается грядущее качество их собственной судьбы и одновременно ответ на один из вечных вопросов русской интеллигенции.

Директор и начальство в главке Марьей Петровной тоже недовольны. Потому что на нее уже трое родителей написали жалобу (последняя: назвала «никчемным придурком» тринадцатилетнего парня, который регулярно свистел у нее на уроках и не давал ей их вести). Но заменить Марью Петровну им некем, и от этого они только еще больше раздражаются. Молодые учителя приходят и уходят, как оглядятся и поймут, что почем, а Марья Петровна уже 25 лет, как часы, и ни разу за четверть века на урок не опоздала.

Сама Марья Петровна? И она тоже собой недовольна, потому что и про «Гугл» в курсе, и про ролики с ютуба знает, и в общем-то даже понимает, как и почему свистит этот парень в общем контексте полученного им воспитания. У нее давление все время скачет, и иногда она даже с мрачным удовлетворением думает, что до нынешней отложенной пенсии она, пожалуй что, и не доживет, и тогда пусть те, кто останется, сами крутятся как знают. А пока — таблетку от давления под язык, распухшие ноги в чуть-чуть потрескавшиеся туфли-лодочки и — «делай что должно, и будь что будет!» — за минуту до звонка Марья Петровна уже в классе. «Тема нашего сегодняшнего урока…»

***

Помните широко известную историю про то, как когда-то великая, но ослабевшая и разваливающаяся Римская империя «позабыла» в Британии один из своих легионов? Они там остались и даже несли службу, как могли и как умели, поддерживали римскую дисциплину, имперскую мораль, что-то строили, чему-то учили местных. Сейчас, вроде, считается, что «забытый легион», его реальная деятельность и мифология повлияли на все многообразные последовавшие в Британии исторические события и на формирование нового англосаксонского мира.

Да, мы ищем новые формы школьного образования. Что-то где-то уже нашли. И обязательно найдем что-то еще. Я думаю, что скоро.

Но в образовании не бывает перерывов. 

И эти люди на посту — здесь и сейчас. Каждый день. В условиях, приближенных к боевым.

Совершенно неидеальные и несовременные, с устаревшим снаряжением, с маршами и прихватками, которые когда-то воодушевляли и даже устрашали, а теперь просто смешны нынешним поколениям.

Забытый легион на окраинах перестраивающейся на марше империи образования.

Салют им!

***

Я думаю, нужно не уголовное преследование, а просвещение и понимание — как устроено. Общественное понимание и родительское (а значит, и детское, ведь дети — имитаторы) тоже. Да, у нас, у всего мира переходный период в образовании. Вот от этого, традиционного — пока не совсем понятно куда. Но учиться вашему ребенку все равно приходится сейчас — его нельзя положить в криозаморозку и подождать, пока все устаканится. 

Поэтому ваш ребенок будет играть по правилам того места, куда вы его поместите. Хотите семейное образование? Это можно. Слушать онлайн-лекции, самому заниматься и потом сдавать? Думаю, и это уже возможно. Можете поехать куда-нибудь «в центр» и платить 50-200 тысяч рублей в месяц, чтобы у вашего ребенка было все «самое лучшее и передовое, что есть в образовательных технологиях»? Пожалуйста. Но давайте признаем факт, что пока доля всех вышеперечисленных невелика. И признав этот факт — отсалютуем «забытому легиону», тем, кто как умеет держит сегодня знамя некогда великой империи (традиционная модель школьного образования насчитывает около 4500 лет), не дает ему упасть в грязь и готов передать его восходящему будущему. Мне кажется, если все родители, дети и все общество будет понимать сегодня происходящее именно так, то дополнительные законы не понадобятся.