Начать блог на снобе
Все новости

Дети

Редакционный материал

Профессия, которой нет, но которая очень нужна всем

«Безыдейная» и «некреативная» девушка на встрече с психологом попросила помочь ей с профориентацией

2 марта 2020 8:25

Иллюстрация: Veronchikchik

Пришла женщина. Смотрит обескураженно:

— А дочка к вам еще не подошла?

— Нет. А должна была?

— Да. Ну, наверное, сейчас подойдет.

— А может, она решила, что это у вас, родителей, проблемы? С подростками такое бывает.

— Нет, что вы! Она сама просила меня ее к вам записать. Сказала: это по поводу профориентации.

— Тогда другое дело. Тогда, надо думать, придет. Может, в пробку попала. Сколько лет вашей дочери?

— Семнадцать.

— Так она уже сейчас школу заканчивает. И только сейчас собралась профориентироваться?

— Для меня самой это, если честно, несколько неожиданно. 

— Девочка проблемная?

— Абсолютно нет, в том-то и дело. Спокойная, старательная, без всяких закидонов, но и без всякого креатива. И учителя то же говорят: звезд с неба не хватает, зато никогда никаких проблем и можно положиться, и быть уверенным, что все будет сделано как положено. Мне есть с чем сравнить: у меня старший сын есть от первого брака, сейчас уже взрослый, работает, но когда он был подростком, я жила как в бурю на болоте и за два года поседела. А с дочерью мы уже в прошлом году решили, что, поскольку никаких выраженных увлечений у нее нет, она пока пойдет на экономический. Экономика — она все-таки в базе, за что потом ни возьмись.

***

— Здравствуйте, простите, пожалуйста, что я опоздала — выехала заранее, но троллейбус в пробке стоял. Меня Лидия Масленкина зовут, я у вас записана… Мама? А ты тут зачем?

— Я… тут… вот пришла… — Обе явно растерялись. Я не торопилась реагировать, наблюдала, пыталась сделать выводы.

Кто знает, что я сейчас услышу от Лидии Масленкиной?

Внешность у девушки замечательная, но совершенно не современная.

Очень симметричное лицо, классические черты, темные с рыжиной волосы на прямой пробор и назад, большие глаза. Не накрашена, брови не выщипаны. Во что одета — сразу даже и не разглядишь, настолько неброско. Курсистка с одноименной картины, кажется, Ярошенко.

Лидия наконец собралась и сформулировала предельно четко:

— Мама, я хотела бы поговорить с Екатериной Вадимовной наедине.

— Да, конечно, я тогда в коридоре подожду.

— В этом нет никакой необходимости, зачем тебе терять время. Поезжай домой или куда тебе надо. Я прекрасно доберусь сама.

— Ну, я все-таки подожду! — решительно заявила мать, подхватила сумку и вышла, не дожидаясь дальнейших возражений.

Лидия села, сплела пальцы. Смотреть на нее было приятно, как на произведение искусства. Но, чтобы увидеть ее как следует, надо, как и в иной экспонат в музее, вглядеться — это я уже поняла и по-прежнему выжидала.

— Я к вам пришла посоветоваться.

— В пределах моей компетенции я готова помочь. Твоя мама сказала, что это насчет профориентации. Но что-то я теперь сомневаюсь.

— Сомневаетесь? — искренне удивилась Лидия. — А почему? Я бы не стала врать маме. И я действительно хотела поговорить с вами о будущей профессии.

Я испытала некоторое облегчение. Как вскоре выяснилось, преждевременно.

— Мне нужен совет. Я читала вашу повесть «Гвардия тревоги»… (история о группе приблизительно современных, компьютеризированных тимуровцев, адресована подросткам лет 11–13. — Прим. автора).

— Когда?

— Давно. Но я ее запомнила. Идея служения. Вы умеете хорошо писать, и сейчас мне нужна ваша помощь, чтобы вы помогли мне написать письмо… наверное, в Кремль.

Я едва не хлопнула себя по лбу: идея служения! Ну конечно. Вот что написано на ее лице. Это так редко встречается в современном мире, что я не смогла прочесть, хотя и выросла в СССР, среди картинок именно с такими лицами. Но письмо в Кремль? Что ей там нужно? Может, она хочет стать революционером и в письме будет Святославово «Иду на вы!»? Тут я, конечно, несколько встревожилась, и на мгновение Лидия Масленкина показалась мне похожей на портреты Фигнер, Засулич и Софьи Перовской одновременно.

Потом вспомнила, что девушка говорила все-таки о профориентации. Может, она хочет стать, например, летчиком-испытателем или поступить куда-то, куда девушек принципиально не берут, и решила попросить о приеме в соответствующее заведение лично президента, который и сам, как всем известно, любит постоять за штурвалом чего-нибудь большого и милитаризованного? Ну что ж, в сложившихся общественных обстоятельствах это не такой уж и глупый ход.

Я решила дальше не ходить вокруг да около.

— Лидия, так кем же ты хочешь стать в будущем?

— В этом-то все и дело. Профессии, которую я для себя выбрала после долгих раздумий, на данный момент, кажется, не существует. Но она должна быть, я в этом уверена.

— Что же это за профессия?

— Я долго думала, класса, наверное, с седьмого. (Четыре года думала об одном и том же. А еще говорят, что современные дети совсем не умеют концентрироваться.) Про мир вокруг и про себя, конечно. У меня нет никаких способностей. И увлечений тоже нет. Не думайте, я себя не принижаю, у меня с самооценкой все в порядке — просто это и правда так. И учителя так же говорят, и родители, и брат, и друзья, да я и сама вижу и понимаю. Учиться мне бывает, конечно, интересно, но чтобы что-то так уж прямо захватывало — тоже нет. И таких, как я, наверняка много. И я не хочу становиться менеджером по продажам и всю жизнь, как у вас же где-то написано, втюхивать людям то, что им на самом деле не нужно. Я хочу делать то, что действительно нужно.

— И что это?

— Современный мир очень сложен и с каждым днем становится все сложнее. Я прочитала книжку про «футурошок», где написано, что только два процента людей в кайф себе оседлывают «волну прогресса», еще тридцать как-то справляются, а остальные не справляются совсем, чувствуют себя безнадежно отставшими и от этого депрессируют. При этом продолжительность жизни растет. Значит, появляется все больше пожилых и старых людей, которые теряются во всяких новациях. Часто они одинокие, или дети и внуки у них далеко, может быть, в других странах. Кто-то должен им всем помочь.

— Но как? Остановить прогресс?

— Нет. Я уверена, что современное общество может с этим справиться. Нужна только добрая воля. Ну и финансовые вложения на первом этапе, конечно. На самом деле это просто. Смотрите: должна быть такая специальная профессия — «помощник».

— Но есть же сейчас соцработники, которые помогают.

— Нет, я совсем не о том говорю, чтобы бабушкам продукты принести или врача вызвать. Это должны быть специальные люди, у которых базовое широкое образование, которые понимают, как в современном мире делается то и другое. Высшее образование или в крайнем случае колледж. И потом все время курсы повышения квалификации, потому что все очень быстро меняется, технологии и все остальное.

— Так что же на практике делает этот «помощник»?

— Всё. Обеспечивает любое взаимодействие с миром. Не подумайте, что это только бабушки. Любой человек звонит в соответствующую службу, и там ему обязательно отвечает живой человек, а не бездушный робот, от которых моя мама (вы же ее видели — молодая еще женщина) уже сейчас плачет. И, например, позвонивший говорит: мне нужно найти лучшего в городе специалиста по попугаям. Или: обставить комнату в итальянском стиле. Или: помочь моей пожилой маме организовать поездку и сопроводить ее на экскурсию в Пушкинские горы. Или: мне нужно собрать справки вот для этого и того, но я не знаю, как это делается, и не хочу делать это сам. Или: я хотел бы заняться хоровым пением, мне 62 года, куда бы я мог податься и что для этого нужно? И вот появляется один (это обязательно, чтобы один, чтобы они вас от одного к другому не пересылали) человек, которому вы платите деньги (служба вам сразу говорит сколько), и вы с ним лично общаетесь, и он то, что вы запросили, для вас делает. Если он сделал хорошо, то в следующий раз вы опять к нему обратитесь. Обычные люди платят за все это деньги, а малообеспеченным и пенсионерам, наверное, должно помогать государство. Подумайте: когда человек совершил преступление и идет под суд, он нанимает адвоката, потому что сам в законах не разбирается и защитить себя не может. А если у него нет денег на адвоката, то ему государство выделяет своего защитника. И не компьютерную программу, которая тоже, между прочим, все законы знает, а человека. А если человек никакого преступления не совершал, разве ему не нужен помощник, чтобы в этом невероятно сложном мире разобраться и со всем справиться? Так люди сразу станут спокойнее, и депрессий будет меньше, и болезней, и вообще сплошная выгода. Разве не так? В России сейчас 140 млн человек, так? Сколько человек может обслужить один такой помощник? Ну уж никак не больше десяти, правда? Значит, это почти полтора миллиона абсолютно новых рабочих мест. И абсолютно новая специальность для тех молодых, у кого, как у меня, нет никаких ярко выраженных способностей, но есть желание учиться (а учиться тут придется все время) и делать что-то полезное.

Скажите, а вот вы бы такой службой воспользовались? Если бы знали, что это не случайные люди, а действительно специалисты с образованием, которые понимают, что где искать и с какого конца за что взяться?

Я думала приблизительно минуту, а потом почувствовала, как на лице расплывается глупая улыбка:

— Да прямо сейчас, немедленно. И по десятку разных поводов.

— Вот видите, — улыбнулась в ответ Лидия. — И все бы хотели, кого я спрашивала. И я еще анонимный интернет-опрос провела. Сто процентов. И я бы хотела еще успеть поучиться в таком институте.

Тут я почувствовала, что разозлилась. И вот про эту 17-летнюю девушку с таким обдуманным в течение четырех лет предложением родная мать говорит «никакого креатива», а учителя «старательная, но звезд с неба не хватает»? Как же мало мы знаем о тех, кто рядом.

Мы с Лидией, конечно, написали письмо с предложением в Кремль. Но кто его знает, куда оно там попадет. Так что, если кто из читателей «Сноба» куда надо вхож, замолвите, пожалуйста, словечко. Стоящая ведь идея, решающая сразу и одновременно бездну назревших общественных вопросов.

Поддержать лого сноб
18 комментариев
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Ольга из Киева. 
 
Какая чудесная героиня у вашей статьи, наблюдательная и действительно очень креативная! Её идея мне чрезвычайно понравилась.
 
Но честно говоря, мне кажется, писать в Кремль и вообще пытаться взаимодействовать с властью тут не очень эффективно. Я бы начала с небольшой инициативы и пыталась бы привлечь частный сектор. 
 
И ещё. Лидия описала широкий спектр компетенции таких помощников. Это усложняет и поиск, и обучение таких людей. Я бы предложила сузить их обязанности. Лидия правильно, на мой взгляд, сформулировала главную проблему - люди не успевают за инновациями. Можно остановиться на этом: обучение условной "компьютерной грамотности": как пользоваться компьютером, смартфоном, интернетом.
 
Причём разделить на две части:
1 - технические навыки, в тч безопасность
2 - информационная гигиена, оценка достоверности источников (критическое мышление в сети)
 
После этого люди уже сами могут найти и про попугаев, и про итальянский стиль.
 
Первым шагом могут стать, например, курсы для людей 50+ (условно). Под такой проект можно поискать поддержку у бизнеса, открыть аккаунт на патреоне. Возможно какие-то гранты (не знаю, как с этим в России в связи с "иностранными агентами"). Сделать аккаунт на ютюбе и записывать занятия - это и пиар, и распространение знаний, и монетизация.
 
А главное, это посильно и героине, особенно если найдёт менторов (наверняка в Петербурге есть какие-нибудь инкубаторы / акселераторы, которым будет интересно поддержать такое начинание).
 
В любом случае, желаю Лидии всяческих удач! 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

 

Катерина МурашоваОльга, курсов компьютерной грамотности в том числе для пожилых, сейчас очень много. Идея Лидии меня лично привлекла именно своей базовой нерушимой гуманитарностью: сохранить человеку - человека. Одного конкретного человека с которым можно поговорить и которому можно объяснить - что именно тебе надо. А вот уже он именно этому и учился: искать возможности в современных электронных джунглях и помогать оптимальным образом их реализовывать. Наверняка ведь у Вас (и у меня;)) прямо сейчас есть пять-шесть задач, которые надо бы решить, но как подумаешь какая все это непредсказуемая волокита, да и не совсем понятно с какого конца начинать... А в пределе же это чувство: не справляюсь :(( - сколько людей по миру сейчас его испытывают? И - современные рабочие места с ощущением нужности и пользы, это тоже немаловажно. Вряд ли конечно Кремль сейчас отреагирует ;))) но боюсь что вообще без государства тут трудновато будет...

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяна, Санкт-Петербург

Ольге из Киева: «Можно остановиться на этом: обучение условной "компьютерной грамотности": как пользоваться компьютером, смартфоном, интернетом.» - в крупных городах России таких курсов сколько угодно. В СПб они есть даже бесплатные для пенсионеров при домах культуры и центрах социального обслуживания.   Только пользуются ими те, кто хочет и готов пользоваться.

 

Равно как и по всем другим вопросам можно найти дизайнера-специалиста по итальянскому стилю или маклера по продаже/покупке недвижимости, юридического консультанта или заводчика попугаев, бизнес-консультанта и экономиста-аудитора.  Но все это стоит денег, часто больших денег,  и всегда несет некоторый риск (можно нарваться на мошенника, могут раскрутить на дорогой вариант услуги).

Каким именно «всеобщим консультантом» хочет стать девушка?  Одновременно средней руки юристом, экономистом, инженером, ИТшником, врачом, ветиринаром, строителем и т.д.?  Или посредником между малограмотной частью населения и Интернетом, находящая там ответы на чьи-то  запросы?  Или маклером на все руки, помогающим немощным, ленивым  и сильно занятым людям получать госуслуги? Хотя последнее сложно, многие даже по ген.доверенности не оказывают, нужно личное присутствие человека.

В общем, из реального - юридический и экономический консалтинг, социальная работа. Все это и так есть и этому учат. Остальное - маниловщина.

 
 
.
 
 
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Гиацинт:

Хотелось бы коротко сказать кое-что по поводу сегодняшнего материала. 
Прежде всего, инициатива Лидии чрезвычайно занимательна и, как мне кажется, полезна, альтруистична до невозможности и посему практически утопична. При современных условиях власти будет достаточно проблематично даже не продвинуть саму идею - филантропия в ходу - а именно качественно, так, как Лидии и хочется, её реализовать. И не только в широком спектре работ проблема - сколько людей с реально хорошим основным образованием и художественным вкусом -  так называемая интеллигенция - а скорее в отсутствии желания так помогать людям. Да, многие бы воспользовались таким сервисом, но сколькие из нас готовы возиться ежедневно с каким-то 62-летним юбилеем хорового пения? 
 
И, как мне кажется, дело тут не в компьютерной грамотности, или непонимание попугаев, или отсутствии понимания бюрократической аппарата, а в одиночестве. Люди хотят помощи во многом, они не успевают за прогрессом, что и рождает такие мысли, но за всем этим прячется именно самое естественное желание не быть забытым. Так что такая служба по ходу дела может и удариться в спасение людей от одиночества. 
 
И одиноки не столько старики, сколько люди молодые, даже и старшие школьники. 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Вам Мария из Санкт-Петербурга.
 
Сначала я хотела написать, что мало найдется желающих платить за такую помощь. Ведь как бывает, спрашиваешь у человека, ты бы хотел, чтобы тебе помогли, например, собрать справки, он отвечает — Да, конечно. А сколько ты готов за это заплатить?и тут желающих платить оказывается очень мало или сумма оплаты будет совсем небольшой.
Но потом оказалось, что такие сервисы уже есть,например, Youdo и WANT. Так что получается, что идея рабочая!
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Мне кажется, что нужна не новая профессия. Для этого в уже существующих профессиях нужны люди — открытые, добрые, умные и с крепкими нервами. И условия, которые бы не превращали этих людей в загнанных лошадей или лживых роботов, озабоченных лишь отчетностью и/или прибылью компании.  А новая профессия, по-моему, ничего не изменит. Тем более что в описанном виде обязанности такого консультанта-универсала выглядят слишком уж широкими. И со справками помочь, и комнату в итальянском стиле обставить, и маму на экскурсию сводить.
Человеку, желающему помогать людям, я бы предложил так. Занимайся любой работой, которую ты в состоянии выдержать психологически и которая не противоречит твоим моральным принципам, и в рамках этой работы будь максимально человечен и участлив. С клиентами, с сослуживцами, со всеми, кто нуждается в участии и с кем тебя сталкивает работа и жизнь в целом. А если тебе жизнь совсем уж не мила у тебя нервы из стали, хорошее понимание людей и желание сделать мир лучше —  иди в педагоги.
--
Алексей из Санкт-Петербурга
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Елена из Германии.

В Германии много лет существуют социальные педагоги и работники (это не те, кто покупает продукты пожилым людям) - это практически такие люди, как их описывает девушка. Они получают высшее образование именно как социальные работники, работают при общественных организциях, церквях, больницах, домах престарелых итд. Их цель - помогать людям в решении различных проблем и вопросов в жизни и давать информацию. Есть еще различные специализированные консультации по всевозможным темам и направлениям или по группам населения. Все замечательно, но как всегда все зависит от человеческого фактора. Очень редко я встречала людей, которые действительно хотели помочь. Часто это просто отбывание часов за деньги с единственным желанием поменьше шевелиться. Некоторые просто не в состоянии помочь в силу ограниченности. Приблизительно также, как если спрашивать сотрудников справочной службы Сбербанка что-то нестандартное, не то, что на странице можно самому прочитать. Сотрудники обучены стандартным ответам и совершенно теряются, когда вопросы выходят за рамки заученого.

Ольге из Киева: к сожалению, я часто встречаюсь с ситуацией, когда люди с высшим образованием, владеющие компьютером не могут "найти и про попугаев, и про итальянский стиль." Для меня лично найти любую информацию не представляет проблемы и я всегда удивляюсь, почему вместо того, чтобы самому прочитать тот или иной закон, правило или информацию люди предпочитают ходить и спрашивать иногда у не слишком компетентных лиц. Но практика такова, что грамотные люди часто пробуксовывают при поиске информации.

Кстати, по наследственным делам в Петербурге и других городах есть такой сервис - наследство под ключ, когда не надо ходить с бумагами самому, но стоит это неоправдано дорого. И, увы, часто делегированые адвокатам или риэлторам дела надо постоянно контролировать и подталкивать исполнителей. Поэтому и в этом Лидином направлении все будет, как и в других - зависеть от совести и квалификации конкретного человека.

Еще вижу проблему с тем, что какой-нибудь такой придуманый Лидой сотрудник найдет список документов, требуемых по закону, а в какой-нибудь конторе скажут, что у них надо еще что-либо и так несколько раз.

 
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

 
 
 
 
 
Вячеслав из В. Новгорода
 
Катерина, я вот в настоящее время являюсь таким помощником. У человека уже лет 15 компьютер, а он не знает, где расположена клавиша esc и для чего она. Не знает, что «прописка» (регистрация) — это в паспортный стол, а история купли-продажи комнаты — это в ЕГРН. Вчера звонил, спрашивал, как вывести тараканов :). При этом и у меня есть «помощник», у которого я спрашиваю, например, что такое 4G, хотя могу и нагуглить. Однако, иногда встретишь что-нибудь, чего и названия не знаешь, и сфотографировать не всегда можно, и функции непонятны. Обмен у нас всех натуральный — услугами.
Знаю из интернета немало случаев, когда помогают вести блог, закупают на совместных закупках, помогают заказать или заказывают для людей товары на Али-Экспресс. Вызывают яндекс-такси со смартфона.
Смешной случай — предмет (не помню уж какой) продавался исключительно в киосках (они же ларьки, они же палатки), а в магазинах было не найти. Сейчас это, наверно, есть в FixPrice каком-нибудь. Спрашивал у знакомых, они объяснили.
Совершенно дикая ситуация со всеми этими реформами ЖКХ, когда даже человек «в теме» с трудом может разобраться в карусели управляющих компаний и квитанций на оплату.
Вот за что спасибо родному государству — так это за «Мои документы». Я помню еще ситуации, когда в банке или на почте 70-летней бабушке надо было самостоятельно заполнить все стопитьсот цифр счета, корсчета, КБК, МФО и грех еще ведает чего, причем у оператора не было обязанности как-то помогать, тем более заполнять. Недавно же я в этих «Моих документах чуть не упал, когда мне прямо в окошке протянули POS-терминал для оплаты госпошлины картой (а раньше — вот вам квитанция, банк или почту ищите сами, очередь не сохраняется, записывайтесь заново). 
Есть одно большое, вернее, огромное НО.
Это доступ к личным данным (принятый закон «о защите» скорее мешает жить, чем помогает). Фактически, за пределами мелких помогаек, помощнику придется оформлять натуральное опекунство, со всей ответственностью, включая уголовную.
Даже сейчас, когда социальный работник максимум — берет денежку, чтобы сходить пенсионеру за хлебом, легко входит в доверие и далее может убедить сделать в свою пользу что угодно. Погуглите «соцработник присвоил квартиру» — это есть уже сейчас, что же будет, когда помощник получит полный доступ не только к личным данным, но и к аккаунтам, счетам, привязанным к телефону и прочему?
Увы, простых решений тут нет.
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Идея Лидии 

Пишет Елена Санкт-Петербург ! 

Поначалу я очень радостно/эмоционально отреагировала на ИДЕЮ ! 

Именно чем-то подобным я сама бы и хотела заниматься !  Я даже больше скажу – я три года отработала в окошке в СПб МФЦ . Это был новый опыт совершенно для меня .

И мне нравилась эта работа – именно КОНКРЕТНОЙ помощью.

И я была человечным инспектором ! Но  перешла я на новую работу по разным причинам, например,  маловыполнимые правила работы и т. д.

Текучка в МФЦ очень большая ! Но не об этом речь сейчас

То есть идея ПОМОЩИ человек-человеку очень хороша. 

Но трудностей при внедрении ее в жизнь масса : 

– во первых, ВСЕ знать и помогать в ЛЮБОЙ области просто невозможно, т .е. необходимо разделение , т е привлечение узконаправленных специалистов или «командная» игра;

-во вторых, средства. Если это фирма, то будет прейскурант на услуги и не каждый сможет воспользоваться ;   

- и, как правильно , написал Вячеслав из Новгорода : все упирается сейчас в личные данные . 

Вот только, в выходной с подругой обсуждали , как тяжело оформить нотариальную доверенность на внезапно слегшего родственника , как надо иметь доверенности на все случаи жизни ( лучше сразу генеральную). А тут одно дело – найти информацию в Интернете , а другое дело помочь в чем-то другом !  

Идея супер, но требует доработки, а может, обречена на провал изначально …

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Уважаемые люди, может я была невнятна. Конечно, нельзя знать все одновременно и быть и юристом и водопроводчиком и риелтором. И речь вообще не об этом. Речь о том, что воображаемый помощник сначала учится тому где и как сейчас ищут риелторов и как отличить хорошего юриста от плохого, а потом помогает другому человеку их найти и при необходимости с ними коммуницировать. И самое главное - с ним (в отличие от роботов или узкоспециализированных девушек и юношей в разных отделах окошках и на телефонах - у меня самой они например порой вызывают дрожь своими стереотипными реакциями и ответами - мне начинает казаться что их уже где то клонируют :(() - можно обо всем этом по-человечески говорить. 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

самое главное - с ним (в отличие от роботов или узкоспециализированных девушек и юношей в разных отделах окошках и на телефонах - у меня самой они например порой вызывают дрожь своими стереотипными реакциями и ответами - мне начинает казаться что их уже где то клонируют :(() - можно обо всем этом по-человечески говорить. "
Переводчик с канцелярита на человеческий - крутая идея!
 
А насчет стереотипных ответов - так это часто требование работодателя. Сотрудников обучают отвечать именно так, и потом контролируют разговоры под запись. за нормальное человеческое общение гонят или штрафуют. Или вообще заменяют ботами.   Сетку ответов разрабатывают "специалисты": маркетологи, психологи, менеждеры-оптимизаторы.  Насколько они специалисты и насколько американские методики хороши в российских реалиях - это отдельный вопрос. Но вот имеем то, что имеем.  Т.е. много вежливых сладкоголосых "консультантов" и минимум людей, готовых вникать в суть проблемы и совершать действия по ее разрешению.  Однако раз бизнес идет по этому пути, значит, это приносит ему прибыль. Даже при реально низком качестве работ и услуг. 
 
Татьяна, Санкт-Петербург
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Анна:

Добрый день, как человек работающий с информацией, могу сказать следующие замечания:

1- проблема - данные: нигде нет такого всеобъемлющего ресурса, если эта девочка говорит о диспетчерах, обращающихся к такой универсальной библиотеке, то это огромный комплекс с проверенными источниками, обновляемый и рецензированный. Такого нет, и он очень дорогой в разработке и поддержании. Мы получим паркинсонный аналог существующих и успешно работающих «нейросетей».

Поисковые системы типа Яндекс не подходят, продвижение в них опирается на тысячи факторов, и выдача, как минимум, будет состоять из ресурсов, которые не дадут внятного и проверенного, с точки зрения профессионалов нужной отрасли, материалов.

Специалисты говорят на своем языке, мыслят и пишут свои работы в не приспособленном для среднего потребителя варианте, кто будет адаптировать и контролировать адаптив под "понятный стиль изложения"?

2- У девочки весьма смутные (видимо не от хорошего уровня самообразования и общего развития) представления о том, кто будет ее целевая аудитория, ей бы посидеть час в очереди во взрослой поликлинике, еще час в мособлерц, в пенсионном фонде -и она поймет, что 90% звонков в ее службу будет с размытым информационным запросом ( от таких пациентов выгорают медики, страдают кассиры и менеджеры по работе с клиентами).

Данная новая профессия будет очень тяжелой в плане психологической нагрузки, требовать высокого качества подготовки и образования от операторов (а люди, получившие хорошее образование, умеющие быстро понять и оперировать терминологией в нескольких сферах - не будут там работать).

Мама плачет - увы, но и программист, осваивающий очередную технологию тоже "плачет", это нормально, прокладка новых нейронных дорожек позволяет сохранять мозг в рабочем состоянии. Вообще не вижу проблем, кроме не уравновешенной мамы, у меня дед в 80 пользуется скайпом и поисковиками.

3- человека вернуть человеку - тут проблема: те, кому нужно больше общения им за 40, но они плохо обучаются и медленнее компилируют данные, а их компетенции могут быть устаревшими, молодежь не нуждается в подобном общении, любой человек за 20 между пообщаться "с человеком", или погуглить, выберет Google.

Думаю, все ее темы с Служением в лице информационного Прометея, это попытка не очень дальновидной, успешной личности, обратить внимание на себя, в 10 лет такое очень хорошо, в 17 уныло, ей бы хоть в чем-то, хоть в попугаях научиться разбираться хорошо – потом хоть на самом простом «сайтике по шаблону» попробовать поддерживать 1 тему в актуальном состоянии – и она поймет, какой это труд и объем затрат.

Если берется говорить о информационных источниках и способах подачи информации, не плохо бы разбираться: что сейчас есть и на каких технологиях это работает. Тут: , мы имеем: « я вот хочу», ничего толком не умею, но вот «идея» - пусть создадут для меня профессию.

Курсов для пожилых очень много, гораздо меньше, молодых людей, обладающих устойчивой доброжелательностью, чтобы долго там работать. 

И я, честно, опасаюсь таких информационных проектов за счет гос. бюджета, если такое будут создавать, боюсь на пенсию мое поколение выйдет в 90.

Скорее таким помощником станет Алиса, она и умнее, и с данными работать умеет.

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Это Елена из Москвы.
 
Мне кажется, предлагаемая «помощь» делится на две основные вещи: помощь в борьбе с бюрократическими процедурами и помощь в поиске/узнавании чего-либо.
К вопросу о помощи в преодолении бюрократии хотелось бы привести цитату из книги И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»:  Пришла самая великолепная во всей истории человечества ЭОТ – Эра Общего Труда с ее веками Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Изобилия и Космоса.
Так вот я о «Веке упрощения вещей». Насколько я понимаю, в первую очередь, Ефремов писал об устранении потребленчества, упрощении быта, универсализации всего — от пищи до одежды, но, как мне кажется, не только вещей материальных, но и разных процедур. И именно упрощение всевозможных бюрократических процедур (в том числе и замена суда искусственным интеллектом — почему нет? Хуже-то не будет) — это то, за что стоит бороться, если человек действительно хочет принести пользу обществу («служение», о котором Вы писали), а не просто похайповать на тему «как я стремлюсь принести пользу обществу» — безо всякого полезного результата. Предложенный девушкой метод создания несуществующих (и ненужных) профессий приведет к дополнительному созданию и нагромождению структур на уже избыточные и плохо работающие и к появлению новых выгодоприобретателей от этого нагромождения. И, я не сомневаюсь, выгоду получат все, кроме тех, для кого формально это и будет делаться. Словом, креативная девушка предложила вариант, как сломанную ножку у табуретки связать ленточкой и завязать красивеньким бантиком. Очень мило, вот только служить такая табуретка табуреткой не будет. Разве что декорацией.
А что касается помощи несчастным, которые трагически не могут найти в интернете нужную им информацию, то или это совсем старенькие бабушки-дедушки, у которых для этого есть родственники или социальные работники (да и то при наличии желания эти бабушки-дедушки нередко очень даже учатся самостоятельно интернетом пользоваться), или это люди, которым лень думать, и у которых подобная «помощь» ускорит возрастную деградацию. Нет, мне не нравится эта идея не из жалости к ним, наоборот — если человеку лень думать, почему бы на этой лени кому-то и не наживаться. Вот только на служение это как-то не совсем похоже…
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Вячеслав из Великого Новгорода
Что-то я вижу, набросились на 17-летнюю девушку с критикой, типа «разве что в 10 лет о таком мечтать», «попробовала бы она в МФЦ поработать», «пусть старики сами мозгами шевелят, не фиг тут».
Хочется привести хоть и затасканную, но не теряющую актуальности фразу «Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума.» (авторство приписывают разным людям).
То-то обзаведется она семьей, и самое время будет думать о помощи людям. Я, когда у меня появилось двое детей, с некоторым удивлением увидел у себя способность не особо раздумывая, распихивать детской коляской прохожих.
Критика — дело хорошее, когда она конструктивна. Если видишь, что «не  взлетит», просто отойди в сторону. Никто не является лицензированным обладателем Абсолютной Истины.
Объективно — люди действительно нуждаются в помощи, и Алисе (ИИ), как бы хорошо она не «разбиралась в информации» еще очень далеко до человека.
Да, идея аморфна, а что, ожидалось, что на прием к психологу придет человек с готовым, как сейчас модно выражаться, стартапом? Чтобы психолог этот стартап в Кремль запустил?
Наверно, не надо за девушку делать какую-то работу, которую она должна проделать сама, но зачем же критиковать ради критики?
Вероника Деннингер

Вероника Деннингер

Эта профессия давно есть и называется она консьержый сервис. 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Татьяна:

Вообще отличная идея и понятно как и денег заработать и как помогать большому количеству людей. 
 
Такая работа есть - называется личный консьерж или очень хороший ассистент 50% времени и оставшиеся 50% времени ‘умный помощник за символическую плату’.
 
Я легко займу на 6-8 часов в неделю и 500р в час отличная цена чтобы помогать разбираться с МФЦ и отвечать на простые письма, разбираться с бюрократией, выбирать куда в отпуск поехать, найти самого хорошего архитектора, репетитора, итд. Пусть делает веб сайт и ищет клиентов - надо то 5-6 постоянных клиентов. 
 
Если с хорошим английским - те немногочисленные экспаты в с руками оторвут от выбора концертов до протирания через бюрократию, поиск няни итп. - и ценник в час будет лучше.
 
30 часов в неделю работает на тех кто готов платить, оставшиеся 10 помогает кто не готов платить.
 
Через год нанимает 5 человек (потому что если хорошо работает то рекомендации разлетятся), поднимает ценник, тратит 50% часов на коммерческую часть и оставшиеся 50% на не коммерческую деятельность помогать кому душа лежит помогать. 
 
Вообще отличный бизнес и понятно как благотворительную часть к нему прикрутить. 
 
А по поводу куда учиться идти - самый хороший институт куда сможет поступить на любую специальность которая развивает логику (потому что разбираться во всем этом надо много думать) и дополнительно много английского. 
 

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваТатьяна, большое спасибо за позитив и конкретность :))
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяна, Санкт-Петербург
 
Обсуждение высветило очень важный момент профориентации. Он вообще постоянно всплывает на любых болталках о выборе профессии, хоть для подростков, хоть для потерявших или желающих сменить работу взрослых.Сейчас ведь столько уволенных "менеджеров" ищут работу и не знают, как и куда себя предложить. Уже к ним присоединяются осчастливленные люди старшего возраста, которые на прежней работе выгорели или сил на нее уже нет, а до пенсии теперь во-о-о-н сколько пахать...
Проблема в том, что большинство людей просто не в курсе, какие работы существуют, какие требования к соискателю, какое нужно образование, компетенции.  Профтесты худо-бедно выявляют психологическую совместимость с крупными блоками профессий: работа на природе или в офисе, с людьми или с абстракциями, с цифрами или с музыкой и т.п. Но реальных профессий на слуху десяток. Дальше - тьма непроглядная, и куда приложить свои склонности часто непонятно.
В случае с этой девочкой выяснили, что профессия такая есть, учиться стоит на таких-то специальностях, работать или в таких-то существующих структурах, или вот так-то создавать свой бизнес.  Однако девочка и ее мама готовы писать "в Кремль, Путину".  Парадокс: желающие работать "информационным помощником"  даже не смогли организовать поиск информации в данном поле!  
А ведь реально не найдешь человека, который знает все-все о разных профессиях. И в службе занятости тебе просто дадут распечатку базы вакансий, и на профетестировании просто махнут рукой в неком направлении. В СПб попытались было создать некую "базу профессий" для абитуриентов и выпускников - очень быстро все заглохло, качественного продукта не получилось. Так, рекламы немного накидали и все. 

 

Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Случай на стыке психологии и психиатрии. Мальчик не хочет разговаривать, но, кажется, он что-то видел и что-то знает
Пенсионеры счастливей молодых, люди с высшим образованием — людей со средним, а Фиджи — Америки. А почему так?
И в психологии есть чему поучиться у братьев наших меньших, особенно если обычная человеческая логика вдруг перестала работать