Больше интереса — меньше стресса. Что такое хобби с научной точки зрения
Зачем нам хобби
Многие относятся к хобби несерьезно, считают их пережитком детства и даже их стесняются. К лицу ли серьезному взрослому человеку смотреть аниме, клеить модели танков или рисовать комиксы? На самом деле увлечение — это не просто серьезно, а критически важно: оно дает нам точку опоры, которая помогает устоять посреди суматошного мира. Но почему их роль так велика? В попытке найти ответ на этот вопрос медиакомпания Discovery, Inc., в чье портфолио входят всемирно известные телевизионные бренды Discovery Channel, TLC, Eurosport и другие, провела масштабное исследование и выявила пять основных сфер, в которых хобби помогают людям и выступают в качестве системы поддержки в повседневной жизни.
Первый аспект — это контроль. Сегодня, когда вокруг океаны информации и данных, людям как никогда важно чувствовать определенность, иметь точку опоры. С утверждением «Я чувствую, что контролирую свою жизнь» согласились всего 17% людей без каких-либо увлечений, 23% увлеченных чем-либо и 26% сверхувлеченных респондентов. Во многом ощущение контроля возникает благодаря чувству собственного мастерства и наличию экспертных навыков и знаний в какой-то области, а также из-за принадлежности к определенному сообществу. Доктор Том Чэтфилд, один из авторов исследования, отмечает, что вместе с чувством контроля увлечения привносят в нашу жизнь стабильность, что позволяет лучше справляться со стрессом и легче переносить напряженные ситуации. Это подтверждают и данные опроса: увлеченные (50%) и сверхувлеченные (56%) люди проще переносят стресс в повседневной жизни, а вот среди тех, у кого нет никаких хобби, этот показатель заметно ниже — всего 27%.
Второе положительное влияние увлечений — это повышение уверенности в себе. Люди, у которых есть хобби, на 43% более уверены в принятии решений в повседневной жизни, чем те, кто ничем не увлекается. Эта дополнительная уверенность может быть напрямую связана с первым аспектом — чувством контроля, ведь, когда мы ощущаем, что держим руку на пульсе чего-либо, мы действительно становимся уверенней в себе, в своем следующем шаге, в правильности сделанного выбора.
Третий позитивный аспект увлечений — это чувство целостности, смысловой наполненности жизни. 91% согласны, что наличие хобби приносит им удовлетворение от достижений. Одна из респонденток сравнила свое увлечение кулинарией с настоящей магией: «Это заставляет меня чувствовать себя алхимиком, будто я ведьма, которая творит волшебство». Еще один участник опроса особенно подчеркнул чувство свободы, появляющееся, когда он посвящает себя своему хобби, мотоциклам: «По сути, моя страсть к моторам означает свободу. Это наполняет мой день и заставляет чувствовать, что у меня есть цель».
Четвертый фактор — это взаимосвязь с миром и сообществом. Увлечения — это «социальный клей», который помогает людям не потеряться в современном мире, перестать чувствовать себя одинокими как онлайн, так и в реальности, знакомиться с новыми людьми и укреплять существующие связи. 87% отметили, что своими интересами они охотно делятся с семьей и друзьями, 73% — что у них есть чувство принадлежности к какой-либо группе, и еще 64% — что благодаря хобби они обрели прочный круг друзей и близких, на которых всегда могут положиться. «Это действительно сильное чувство связи, которое вы испытываете по отношению к окружающим вас людям, оно способствует появлению чувства принадлежности, счастья или удовлетворенности», — комментирует доктор Стефани Бейкер.
И наконец, пятый пункт — увлечения дарят нам счастье. 46% увлеченных и 54% сверхувлеченных людей более удовлетворены жизнью, 48% и 60% соответственно — более оптимистично смотрят на вещи. Это в полтора раза больше, чем у респондентов без серьезного интереса в какой-либо области. «Я думаю, что увлеченность — это действительно хороший ориентир для тех, кто ищет чувство глубокого удовлетворения жизнью. Многое дает вам временное, мимолетное ощущение счастья, но именно увлеченность делает вас счастливее на постоянной основе и ведет за собой вперед», — говорит доктор Том Чэтфилд.
Беспристрастное изучение страстей
Выявить, что хобби дают людям, — не единственная цель исследования «Сила наших увлечений». В ходе работы всесторонне изучались механизмы возникновения сильного интереса и влияния увлечений на жизнь человека. Специалисты провели опросы в Европе, США, Африке и на Ближнем Востоке, в которых приняли участие в общей сложности 13 тысяч человек. Им предложили рассказать о своих хобби, о том, как они помогают в жизни и зачем вообще нужны. Для анализа и трактовки полученных результатов медиакомпания привлекла трех экспертов — Ника Саутгейта, ученого в области поведенческих наук, социолога Стефанию Бейкер и Тома Чэтфилда, визионера, TED-спикера.
Исследование показало, что у большинства опрошенных есть страсть к чему-то: 84% людей в возрасте от 14 до 54 лет имеют увлечения, при этом 56% из них — сверхувлеченные, то есть не просто активно интересуются чем-то, но и регулярно принимают участие в тематических мероприятиях, становятся волонтерами, строят карьеру в выбранной области. Хобби появляются и развиваются в относительно раннем возрасте — в среднем в 16 лет — и остаются с нами на протяжении всей нашей жизни. При этом 81% всех опрошенных подтвердили: хобби для них — одна из самых важных вещей в жизни.
«Наши увлеченности действительно формируют нас как личность, придают жизни цель и значение, но это еще не все. Это наше сердце, это то, кто мы есть на самом деле. Это то, что остается за пределами профессии, семьи, биографии и генетики. Это и есть мы», — отмечает доктор Стефания Бейкер.
Тройка увлечений-лидеров по итогам опроса выглядит так: на первом месте — путешествия (69%), на втором — окружающий мир и дикая природа (67%), на третьем — наука и техника (66%). Значительная доля опрошенных (48%) также отметила еду в качестве серьезного увлечения: к этой категории относят и изучение новых рецептов, и просмотр кулинарных шоу, и гастрономические путешествия, и знакомство с экзотическими блюдами, и готовку саму по себе.
Примечательно, что в сфере еды россияне несколько отличаются от жителей других стран: в среднем наш интерес к этой теме ниже на 10%, чем в других регионах. В этом мы похожи на жителей европейского Северо-Запада — Дании и Нидерландов. А вот в Италии, как нетрудно догадаться, увлечение едой, наоборот, заметно сильнее: если среди всех участников опроса эту страсть разделяют около 50%, то среди итальянцев — больше 2/3. На первом же месте среди всех увлеченных гастрономией в самой широкой трактовке этого слова — жители США. Россияне заметно чаще, чем остальные участники опроса, отмечали «приключения и исследования» в качестве главной сферы увлечения, а вот книги интересуют далеко не всех: россияне, некогда «самые читающие в мире», не очень склонны к чтению и писательству (эта сфера занимает у наших соотечественников 30-е место, ее указали всего 32%). Зато мы охотно увлекаемся музыкой: у россиян она оказалась на 9-м месте (53%), тогда как, например, у итальянцев на 12-м, а у французов на 28-м.
Как зарождалась страсть
Чем объясняется такое комплексное позитивное влияние увлеченности на критически важные аспекты нашей жизни? В ходе исследования эксперты выяснили, что увлеченность отвечает трем основополагающим человеческим потребностям: изучение окружающего мира, мастерство в чем-либо и принадлежность к чему-либо, сопричастность. Согласно теории самоопределения, вместе эти три элемента помогают нам формировать нашу личность и самобытность, мотивируют нас, дарят нам психологический и эмоциональный комфорт. Доктор Том Чэтфилд уточняет: «Доверяйте своему чувству увлеченности и внутреннему удовлетворению, которое вы ощущаете, когда делаете вещи, в которых разбираетесь. Это поможет вам выстроить жизнь лучшим образом, найти цель, развить навыки и справиться с неопределенностью».
Как показало исследование, увлеченность зарождается обычно в 15–16 лет, и главным катализатором в этом процессе выступают родители — 33% респондентов вдохновлялись примером кого-то из близких, членов семьи. На втором месте (23%) в области формирования увлеченностей — телевидение: оно обгоняет друзей, бабушек и дедушек, а также социальные сети и YouTube, которые не попадают даже в топ-5. Для многих людей телевизионные программы оказались главным внешним воздействием, которое позволило им превратить несерьезное увлечение в дело жизни. Сегодня существует широкий спектр тематических каналов, фокусирующихся на конкретной области — они помогают подпитывать и развивать интерес зрителя к его любимой сфере, будь то наука, еда, путешествия, авто- и мотоспорт, дизайн, медицина и т. д. Такие программы показывают истории, которые оказывают очень личное, человеческое, интуитивное воздействие на зрителя. О таком опыте нельзя прочитать или услышать — в него можно только погрузиться и позволить открыть для себя эту эмоциональную искру, которая будет направлять в новом путешествии и в новых открытиях.
Так что хобби вовсе не странная причуда или признак инфантильности. Это мощный инструмент, который помогает нам складываться как личностям, выдерживать стрессы, не сломаться под тяжестью повседневных обязанностей и забот. Словом, это наш якорь и спасательный круг в бурном океане, имя которому — жизнь.
В России телеканалы семейства Discovery представляет компания «Медиа Альянс». В ее портфолио входят всемирно известные телевизионные бренды, которые удовлетворяют интересам людей с самыми разными увлечениями: Discovery Channel, TLC, ID Investigation Discovery, Animal Planet, Discovery Science, DTX, каналы Eurosport, Food Network, Travel Channel.
Автор: Юлия Быстрова