Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин: Наш регион пока следует германскому сценарию борьбы с пандемией
Ɔ. В начале апреля Владимир Путин дал губернаторам достаточно большие полномочия для противостояния эпидемии в своих регионах. Какие решения вы принимаете в рамках этих полномочий?
Расширенные полномочия порождают соблазн все закрыть, но этот «легкий» путь разрушителен для экономики. Поэтому Нижегородская область пока следует по так называемому германскому сценарию: у нас временно не работают предприятия и организации, в которых сложно обеспечить соблюдение социальной дистанции между людьми, например, кафе и рестораны.
Организации, которые продолжают работать, обязаны соблюдать условия, прописанные в указе о введении режима повышенной готовности. В частности, это перевод всех сотрудников, чье личное присутствие не требуется, на удаленный режим работы, соблюдение работниками дистанции в полтора метра, создание входного фильтра. Мы сразу же всех предупредили: если организация не выполнит требования, обозначенные в указе, ее подтверждение на право работы будет аннулировано. Правила едины для всех: и для огромных предприятий, и для небольших компаний.
Жители области обязаны соблюдать режим самоизоляции: для выхода на улицу необходимо получить QR-код. Для того чтобы контролировать перемещения, мы внедрили систему цифрового мониторинга с использованием QR-кодов на базе «Карты жителя Нижегородской области». Также мы обязали работодателей снабжать QR-кодами своих сотрудников, которые не перешли в удаленный режим работы. По улицам проходят рейды, нарушителей штрафуют.
Ɔ. Для всего региона действуют одинаковые правила или есть различия по муниципалитетам?
Мы понимаем, что в условиях пандемии не может быть шаблонных решений. Все зависит от ситуации в муниципальном образовании. В зависимости от того, есть ли в районном центре или населенном пункте случаи заражения, мы определяем, каким организациям разрешено продолжать там работу. Нет инфицированных коронавирусом — значит, и перечень предприятий, продолжающих свою деятельность, можно расширять.
Ɔ. Кто, на ваш взгляд, в вашем регионе безусловный герой этой пандемии, на кого вы бы призывали ориентироваться?
Не буду оригинальным: наши абсолютные герои — медики и волонтеры. В областной волонтерской команде около 2500 человек. Это люди самых разных профессий и возрастов. Например, к волонтерскому движению присоединилось около сотни нижегородских байкеров.
Ɔ. Кто-то из представителей среднего и крупного бизнеса обратился к вам с предложением помощи?
Понятие помощи в условиях пандемии стало шире: каждое предприятие, которое сейчас продолжает работать, соблюдая все нормы безопасности, уже оказывает серьезную поддержку региону, сохраняя рабочие места и обеспечивая налоговые поступления в бюджет. При этом к нам обращаются и с конкретными предложениями о сотрудничестве. Десятки компаний, предпринимателей и общественных организаций активно помогают волонтерскому штабу, так, несколько частных автомоек в Нижнем Новгороде бесплатно моют и дезинфицируют транспортные средства волонтеров.
Мы со своей стороны используем готовность предпринимателей участвовать в борьбе с коронавирусом как возможность поддержать их заказами. Например, еду, которой с конца марта правительство Нижегородской области за бюджетные средства обеспечивает медицинский персонал и волонтеров, готовят местные рестораны. Медицинские специалисты могут за счет бюджета размещаться в гостиницах на территории Нижнего Новгорода и других городов области, где зафиксированы вспышки инфекции. Всего на время действия режима повышенной готовности возможность проживать в отелях получат более 750 врачей. Такая форма помощи помогает медикам не подвергать риску своих близких, а нам — поддержать гостиничный бизнес. Перевозку медицинского персонала из отелей на работу и обратно осуществляют муниципальные автобусы. Так мы поддерживаем работу муниципального транспорта в период всеобщей самоизоляции.
Ɔ. Какие меры поддержки региональное правительство готово оказать малому и среднему бизнесу?
Общий объем планируемой финансовой поддержки — более 400 миллионов рублей. Помощь из областного бюджета выделяется из расчета 13 942 рублей в месяц плюс сумма обязательных страховых отчислений на каждого работника. Одно предприятие может получить такую поддержку на половину штатных сотрудников. Указ также предусматривает возможность компенсации неработающим предприятиям стоимости коммунальных услуг. На эти цели мы планируем направить 250 миллионов рублей.
Ɔ. Как региональное правительство поддерживает здравоохранение? Хватает ли медикам масок, защитных костюмов, лекарств?
С лекарственными препаратами особых сложностей нет. Сложным остается вопрос обеспечения средствами индивидуальной защиты, но его мы тоже решаем: привлекаем местных производителей, готовых осваивать производство новых изделий — медицинских масок, халатов, наркозно-дыхательных аппаратов, бактерицидных рециркуляторов. Уже около 40 региональных предприятий организовали производство защитных гигиенических масок — получается выпустить более 422 тысяч штук в день.
Большинство больниц, где сейчас есть пациенты с диагнозом пневмония, ОРВИ или коронавирус, оснащены рентген-аппаратами и компьютерными томографами. Для тех больниц, где нет томографа, мы организовали связь с другими райцентрами, обладающими этим оборудованием.
Кроме того, мы поддерживаем различные медицинские разработки на базе Нижегородского научно-образовательного центра, объединяющего предприятия, вузы и научные институты. Там молодые ученые из Университета Лобачевского разработали и организовали производство инновационных гелевых перчаток. Пока они ежедневно производят до 5 тысяч штук, но в ближайшее время увеличат объем выпуска до 20 тысяч. В университете также в сотрудничестве с одной из медицинских технологических компаний занимаются проектом по внедрению в производство наркозно-дыхательных аппаратов с функцией искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Мы со своей стороны вовлекаем в проект другие производственные компании, чтобы организовать производство комплектующих. Базы для сборки ИВЛ у нас есть, в частности, это завод имени Петровского.
Ɔ. Готово ли региональное правительство перепрофилировать имеющиеся или возводить новые лечебные учреждения, если количество зараженных резко вырастет?
При самом неблагоприятном сценарии мы будем готовы принять более 3 тысяч пациентов. На данный момент система здравоохранения полностью справляется с загрузкой. 17 апреля в Нижнем Новгороде завершилось строительство многофункционального медицинского центра Министерства обороны. Его построили по поручению президента в кратчайшие сроки — всего за 28 дней. Это первое из 16 подобных учреждений, строительство которых ведется в различных регионах России.
Ɔ. Перед тем как объявили режим самоизоляции, люди скупали впрок продукты длительного хранения, в результате возник дефицит гречки и консервов. Сейчас в регионе хватает продуктов?
Мы находимся в центре России, на пересечении многих торговых путей. В области расположены огромные логистические хабы федеральных сетей, так что даже в моменты пикового спроса дефицит определенных продуктов на полках быстро восполнялся.
Ɔ. Вы рассматриваете возможность закрытия границ региона?
Пока нет никаких оснований всерьез обсуждать этот вариант. Изначально мы определили, что прибывающие из Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области должны провести в самоизоляции 14 дней. Сейчас мы решили отказаться от постоянного списка и регулярно его обновляем. Теперь самоизолироваться должны и те люди, которые прибывают в Нижегородскую область любыми видами транспорта с территории субъектов федерации, где много заболевших коронавирусной инфекцией. Перечень таких регионов определяет региональный координационный штаб.
Что касается ограничений на въезд и выезд, то пока они коснулись лишь двух муниципальных образований: города Саров и села Дивеево. В Дивеево есть случаи заражения, а Саров и до эпидемии имел особый статус: это закрытый город, попасть в который можно только по спецпропуску.
Подготовили Сергей Цехмистренко, Ксения Праведная