Таких не берут в психонавты
Есть на нашем телевидении передача «Приют комедиантов», где артисты, собравшись в ЦДЛ, рассказывают друг другу байки на заданную тему. Предлагают им, например, поговорить о вреде пьянства — а у них уже наготове история о том, как, выпив бокал пива, они очнулись в Вилюйске, где провели прекрасные две недели, а по дороге, не приходя в сознание, сыграли свой лучший спектакль. Если нужно рассказать о пользе занятий спортом, будет увлекательная байка про то, как актер сломал две ноги себе и три руки сопернику, а потом отравился паленым изотоником. Интересная передача.
Примерно в этом жанре выступил Доник Кэри — даром что сам он не столько комедиант, сколько комедиограф, написавший, например, сценарий для той серии «Симпсонов», где Гомер решил стать хиппи и случайно заставил галлюцинировать полгорода. Над сериалом «Убить скуку» он тоже работал, так что его интерес к теме разных веществ, запрещенных и уже не очень, неудивителен. Фильм «Хорошего трипа: Приключения под психоделиками» по большей части состоит из небольших интервью, где о своих опытах с галлюциногенами рассказывают знаменитости разной степени актуальности: среди них, например, покойная Кэрри Фишер и еще более покойный (поскольку не снимался после смерти в «Звездных войнах») повар Энтони Бурден. Американским зрителям слушать эти откровения, кажется, значительно интереснее, поскольку они должны знать всех участников этого собрания деанонимизированных психонавтов. В отличие от нас: понятно, что Стинг или Бен Стиллер нам тоже как родные, но имена, например, Рози Перес, Пола Шира или Роба Кодри в наших часовых поясах не всегда на слуху.
Рассказывают они, в общем, интересно, но, поскольку Доник Кэри в шоу-бизнесе не первый день, он прекрасно понимает, что одних «говорящих голов» для такого фильма мало. Поэтому время от времени нам показывают реконструкции этих трипов (причем Пол Шир и Роб Кодри играют в них друг друга), пародию на передачу о страшной опасности психоделиков (там, кстати, появляется Хэйли Джоэл Осмент — подросший и поправившийся мальчик из «Шестого чувства), а также выступления ученых, одного ряженого (Ник Офферман) и одного настоящего, которого зовут доктор Гроб. Прямо так и зовут: даже жаль, что англоговорящие зрители не оценят выбора спикера для рассказа о полезных свойствах психоделиков. Еще там полно анимации, выполненной в разных стилях, — без предсказуемого оммажа «Желтой подводной лодке», разумеется, не обошлось.
Утверждать, что Кэри снял этот фильм исключительно для нашего развлечения, будет, пожалуй, лукавством. Да, рассказы смешные, и особенно хочется отметить чувство юмора мироздания, которое подсовывает людям психоделики в самые неподходящие моменты: например, Стингу, только что съевшему сушеный кактус, пришлось принимать роды у коровы, а Бен Стиллер под «кислотой» наблюдал за подготовкой к параду в честь Дня благодарения, когда на улице поднимались в воздух огромные воздушные шары в виде животных. Однако, похоже, главная цель режиссера — борьба с демонизацией и стигматизацией (забавно, что эти два слова стали почти синонимами) галлюциногенов. Действует он по довольно простой схеме. Байки звезд должны продемонстрировать, что все это не так страшно, а, скорее, забавно и даже может быть полезно. Пародия на воспитательно-образовательные передачи высмеивает нелепые мифы, насаждавшиеся противниками психоделиков. Ученые напоминают о пользе, которую могли бы принести эти вещества в психотерапии или при лечении зависимостей, если бы в свое время их применение не было запрещено даже в медицинских целях.
Назвать это пропагандой, конечно, нельзя: Доник Кэри предлагает просто задуматься над проблемой. Но у нас ведь как? Если ты предлагаешь подумать, нужен ли в этом тихом переулке светофор, создающий пробки и провоцирующий людей на нарушение правил дорожного движения, это обычно воспринимается так, будто ты въехал на танке в пешеходную зону, раздавив пару ларьков и намотав на гусеницы разноцветные сувенирные ушанки, после чего начал орать в мегафон, что ПДД нужно отменить как пережиток тоталитаризма. Что, кстати, дает обратный эффект: многим, кто просто хотел привлечь внимание к проблеме бессмысленных светофоров, приходится искать танк и мегафон.
В общем, даже обсуждать «Приключения под психоделиками» приходится осторожно. Кэри, правда, и сам напоминает об опасностях, связанных с употреблением запрещенных субстанций, но главное, что сводит на нет любые возможные обвинения в пропаганде, даже не это. Судя по историям, которые звучат в фильме, большинству людей психоделики просто не нужны. В картине есть, конечно, Стинг, который очень серьезно относится к таким опытам, рассказывая, как кактус с коровой навели его о мысли о жизни и смерти, есть актриса и хореограф Рози Перес, которой случайный прием галлюциногена (дети, не берите у незнакомцев в барах непонятных коктейлей!) помог осознать многочисленные психологические травмы, полученные в детстве. Но даже Кэрри Фишер, утверждавшая, что психоделики играли огромную роль в ее жизни (мы многого не знаем о джедаях), делится только байками о купании топлесс и танцующих желудях. Остальные истории примерно такие же: кто-то высадился на измену посреди мексиканской пустыни, у кого-то из члена выросла музыкальная радуга, кому-то станцевали веселый танец сосиски в тарелке. Многие, кстати, разумно не стали повторять этот опыт — в психонавты они действительно не годятся. Да и вообще, кажется, есть не так много людей, которым стоит пускаться в такие трипы — неважно, добрые или дурные. Мультиков с танцующей едой полно и в телевизоре — только не спрашивайте, кто и как их снимает.