«На камере видишь одного человека, а на очных этапах встречаешь другого». Ректоры творческих вузов — о том, как студенты поступают онлайн
Ирина Сухолет, ректор Института современного искусства:
Все наши вступительные программы для музыкальных, актерских, инструментальных направлений очень разные. Сейчас мы работаем с каждым абитуриентом индивидуально и принимаем на первом этапе их заявки онлайн. Это сложно, потому что, несмотря на сложившуюся ситуацию, на сегодняшний день мы уже имеем более 700 заявлений от абитуриентов и прорабатываем огромное количество материала.
Онлайн-пробы многое искажают, и мы готовимся к тому, что не будет ясной картины, к которой мы привыкли.
Выпускники, поступающие на академический вокал, обязательно пройдут очный тур. На первом этапе мы можем их послушать онлайн, но уровень сложно оценить дистанционно. Отборочный тур для инструменталистов и музыкантов в интернете тоже может показать неточную картину: будет трудно понять, как человек дышит и как работает его диафрагма.
На актерском факультете онлайн-этап идет уже месяц. Мы высылаем на почту абитуриента инструкцию, где рассказывается, как сделать актерскую визитку: как нужно стоять, что лучше читать, как абитуриенты должны быть одеты и как им следует держать камеру.
Надо понимать, что у всех разное качество связи и техники — это может повлиять на то, что педагоги услышат и увидят. В интернете также легко не обратить внимание на недостатки. Проблема здесь в том, что одни дети боятся камер, другие чувствуют себя перед камерой значительно лучше, и это влияет на результат. Также мы можем не заметить особенности артикуляции и внешнего вида — рост и голос, элементы, связанные с органикой. Но я надеюсь, что наши педагоги все же обратят внимание на талантливых ребят благодаря своему опыту, потому что сейчас в условиях пандемии они учатся наблюдать и замечать малейшие детали.
Лозунг нашей приемной кампании: «Мы возьмем вас за руки и пройдем через это вместе». Мы пытаемся понять, как абитуриенты технически оснащены, как им показать себя в наилучшем виде. Если они просят посмотреть запись дважды — педагоги идут им навстречу. Сейчас ребята в сложном положении, приехать из другого города проблематично, деньги не позволяют и жить неизвестно как — в общем, обстоятельств миллион. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, мы даём возможность абитуриентам показать себя.
Евгений Князев, ректор Театрального института имени Щукина:
В этом году наш институт проводит дистанционный отборочный тур. Мы прослушиваем записанные на камеру визитки уже два месяца. Дальнейшие вступительные экзамены мы должны принимать очно, чтобы видеть способности этих детей, потому что иногда на камере видишь одного человека, а на очных этапах — совсем другого.
Что-то может ускользнуть от взгляда комиссии на этапе онлайн-отбора: мы не понимаем реального роста, темперамента, способен ли человек воздействовать на аудиторию, ведь работать на камеру пока многие из них не умеют — этому нужно научиться. Они могут испугаться педагога, кому-то легче перед мамой записать видео. Все индивидуально.
Я понимаю, что мы можем и ошибиться. Абитуриент, возможно, очень скромный, глубокий, а камера этого состояния не передает — так мы можем пропустить человека, который будет способен играть серьезные драматические роли.
Как бы то ни было, талантливых детей больше, чем количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. И наша задача в условиях пандемии остается прежней: мы хотим найти людей, которые могли бы в дальнейшем заниматься искусством и составить славу театра.
Анатолий Любавин, ректор Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова:
Наш институт проводит первый этап дистанционно, чтобы не допустить большого скопления людей и соблюсти санитарные нормы. Мы будем оценивать личные и учебные работы по рисунку, живописи и композиции.
Будет трудно определить подлинность предоставляемой работы. Поэтому абитуриент, прошедший первый дистанционный этап, должен будет приехать и очно доказать, что автор именно он. Надеемся, что проблема с коронавирусом решится и мы проведем очно все остальные испытания. Если же ситуация не позволит так организовать процесс, мы будем ориентироваться на рекомендации от преподавателя по художественному искусству, который занимался с ребенком. Сейчас главное — относиться лояльно ко всем абитуриентам, потому что ситуация очень непростая.
Первый онлайн-этап позволит нам отсеять какой-то процент абитуриентов. Потом будет легче разместить ребят в аудитории с соблюдением дистанции.
Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ:
Дистанционно проходит только первая консультация, на нее попадут около 3500 мальчиков и девочек. Мы надеемся организовать остальные туры летом в обычном порядке — очно, как в мирное, докоронавирусное время.
Театральное образование требует личного знакомства с абитуриентом, и с тем, что оно сейчас невозможно, связаны некоторые проблемы. Например, я не могу задать абитуриентам вопросы по видео, дать совет по антуражу. Но что с этим поделать, не писать же жалобу на коронавирус? Как и все, мы адаптируемся к ситуации — в таком мире мы сейчас живем.
Пока я отметил для себя, что проводить первый тур дистанционно даже удобно. Я посмотрел 50 заявок — видно все, что нужно на данном этапе. Первый тур — это сито с большими дырочками, потому что попадается много случайных ребят.
Во всем нужно искать положительные моменты, и они действительно есть. Обычно на очных этапах абитуриенты волнуются, потому что перед ними сидит педагог, на них смотрят конкуренты. Сейчас же они могут записать видео в одиночестве, в своей комнате, сделать несколько вариантов, если недовольны — переснять.
Также появились возможности у ребят из регионов. Нам присылают видео абитуриенты с Дальнего Востока, Сибири и Урала, которые по разным причинам на очные испытания не могут попасть.
Подготовила Карина Борзенкова