Юлия Бюрг: Как сотрудникам компаний вести себя в интернете в условиях тотальной слежки
Я соискатель и хочу, чтобы меня взяли на работу
Вас будут проверять сотрудники двух отделов — HR и службы безопасности. Первым интересно посмотреть на то, как кандидат представляет себя в социальных сетях. Ведь после найма вы можете указать в профиле фейсбука или «ВКонтакте» место работы, а значит, в глазах общественности станете представителем компании. Вторым тоже небезразличен ваш моральный облик: если раньше вы писали о работодателе что-то нелицеприятное, делились внутренней информацией или разглашали закрытые данные, вряд ли служба безопасности останется в восторге и одобрит вашу кандидатуру.
Ваша страница в соцсети должна демонстрировать вас работодателю с выгодной стороны. Вот несколько рекомендаций:
- Реальные имя и фамилия, без никнеймов или странных кличек. Лучше избегать и сокращений или фамильярностей: Виктор звучит лучше, чем Витёк. Особенно если вы претендуете на серьезную должность.
- Нейтральная фотография с открытой улыбкой и хорошо видимым лицом. Вместо фото в купальнике лучше выбрать что-то в более закрытой одежде.
- Личные фотоальбомы: все, которые содержат фото с пляжа или в откровенной одежде, с алкоголем или сигаретами, либо удалите, либо закройте в режим «Только для друзей» (учтите только, что часто после найма коллеги, в том числе из отдела кадров, хотят добавиться к вам в друзья).
- Посты на стене: удалите или уберите под замок все, что может вас скомпрометировать. Политика, сомнительный юмор, нецензурные выражения — все это лучше убрать. Даже если это было давно и вы с тех пор серьезно повзрослели и изменили свои взгляды. Вспомните, какой скандал вызвали старые посты в ЖЖ свеженазначенного министра культуры. Вообще все соцсети, которыми вы давно уже не пользуетесь, стоит закрыть.
- Заполните профиль. Укажите места работы и учебы, интересы, подпишитесь на пару пабликов по вашей профессии или специальности. Также стоит написать краткий пост о себе — либо в описании профиля или специальном блоке, либо закрепить его сверху, если площадка позволяет это сделать.
- Проверьте свои подписки. Лучше описаться от спорных пабликов — алкоголь, запрещенные вещества и другие темы, которые могут сформировать о вас нежелательное представление.
Я работаю в компании. Кто за мной следит?
Тут несколько вариантов. Так же, как и в предыдущем случае, наверняка к вам в друзья добавились коллеги из HR — они будут ненавязчиво следить за тем, что вы публикуете, и смотреть на это с точки зрения работодателя. Служба безопасности тоже на страже: им интересно, не нарушаете ли вы NDA и не рассказываете ли о коммерческих тайнах. Еще могут подключиться отделы маркетинга или продаж: проверять, что вы не делитесь подробностями внутренней кухни, которые могут быть на руку конкурентам.
Интернет помнит все, часто даже удаленные посты можно найти в гугле. И не стоит думать, что, раз вы уже работаете в компании, вы в безопасности — история Джеймса Ганна свидетельствует о том, что это не так.
Поэтому общие рекомендации те же, что и для кандидатов: почистите свои соцсети и приведите их к виду «Я хороший человек и прекрасный сотрудник». И впредь десять раз подумайте, прежде чем опубликовать что-то в сети (не только о работодателе — спорные высказывания тоже считаются).
Я давно уволился. Все равно следят?
Вероятнее всего, лично за вами — нет. Но вот на площадки, где оставляют отзывы на работодателей, а также на профессиональные тусовки и паблики кто-то из HR подписан. Такие сообщества или сервисы несут ценную информацию для формирования корпоративной культуры — из отзывов бывших сотрудников HR может узнать о каких-то внутренних моментах, негативно влияющих на атмосферу внутри компании, и устранить их.
Если вы решите раскрыть какую-то закрытую информацию или написать пост с клеветой, это наверняка не останется незамеченным. Поэтому стоит выбирать выражения и думать, что и как писать.
Я работаю в HR. Как снизить риски от публикаций сотрудников?
В первую очередь нужно работать над корпоративной культурой. Недостаточно просто создать регламент поведения сотрудников в соцсетях — его не будут соблюдать. Ваша задача — донести до каждого ценности компании, чтобы людям просто не хотелось никуда выливать негатив. А при появлении проблем, они решались бы внутри компании, а не выливались на форум про адских работодателей.