Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Chuttersnap/Unsplash

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Chuttersnap/Unsplash

Ольга Собченко:

Что ждет рынок деловых мероприятий после пандемии

Редакционный материал
Конгрессно-выставочный бизнес — одна из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. В мире отменены более 1600 международных и местных выставок. Чтобы выжить, отрасль сделала резкий поворот в сторону онлайна. Как индустрия деловых событий живет во время пандемии и заменят ли онлайн-конференции классический офлайн-формат, рассказывает Ольга Собченко, управляющий партнер Центра корпоративных коммуникаций С-ГРУП
26 мая 2020 18:04

Для индустрии деловых мероприятий способность бизнеса перейти в онлайн оказалась единственным возможным решением, чтобы продолжать работать в дальнейшем. Организаторы, которые смогли быстро отреагировать на новые реалии, связанные с распространением COVID-19, практически сразу перевели на удаленку все бизнес-процессы и адаптировали свои услуги под интернет-аудиторию. Благодаря их гибкости сейчас проходят деловые мероприятия в онлайн-формате, пусть и не в том количестве, что раньше. 

Кризис показал, что, несмотря на всеобщую доступность и широкие возможности интернета, за внимание аудитории нужно бороться и делать это придется в крайне ограниченных бюджетах. На данный момент многие event-компании делают онлайн-мероприятия бесплатно или по очень низкой цене. По сути, им приходится заново зарабатывать авторитет среди зрителей: сначала доказать свою пользу и ценность и только потом назначать цену за участие. Исключением являются только события с популярными спикерами и звездами мирового масштаба, за выступления которых люди были готовы платить и раньше. 

Труднее всего пришлось организаторам статусных конференций и выставок. Их, вероятнее всего, невозможно перевести в онлайн-формат. По крайней мере, за два первых месяца это не удалось никому. Ценность таких мероприятий — в присутствии первых лиц государства, представителей корпораций и транснациональных компаний. У нас есть особое отношение и даже пиетет к статусу. Одно дело — лично присутствовать на таком мероприятии, и совсем другое — участвовать в нем удаленно, общаясь с невидимой аудиторией через экран монитора. Интернет нивелирует статусность, а престиж таких мероприятий размывается. 

Интересные факты:

Согласно ежеквартальному обзору мировой выставочной индустрии, на 31 марта в мире отменены более 1600 международных и локальных выставок.

Договорные обязательства второго квартала не будут реализованы как минимум на 134 млрд евро, а к концу 2 квартала 2020 года мировая экономика недополучит более 80 миллиардов евро вложений выставочной индустрии.

За цифрами международной статистики — более 100 тысяч рабочих мест в России.

Выгоды онлайна

Для компаний с финансовым запасом прочности переход деловых мероприятий в онлайн оказался не таким сложным и сразу показал свои преимущества для индустрии. 

  • Полное отсутствие офлайн-логистики, что является основной организационной сложностью. Нет затрат на аренду помещений и оборудования, поездки и встречи, офлайн-регистрацию и персонал, работающий на площадке, размещение и питание участников.
  • Доступность спикеров стала на порядок выше: обсуждения выступлений перешли в мессенджеры и конф-коллы в Zoom, а период участия сократился до подготовки к выступлению и самого эфира. 
  • Удобство для зрителей: прямые трансляции можно смотреть в любой точке мира, а доступ к видеоархивам расширяет аудиторию в разы.
  • Экологичность. Ни тонн утилизированных стендов, ни миллиона единиц одноразовой посуды, ни бумажных раздаточных материалов. Нет мероприятий — нет мусора. 

Помимо этого, инструменты работы с интернет-аудиторией, которые организаторы успешно применяли ранее лишь как часть глобального процесса подготовки — это и регистрация участников, открытая в сети заранее, и проведение онлайн-голосований для формирования деловой программы, и опросы для сбора обратной связи, — сейчас заняли чуть ли не главные позиции и ускорили ее в разы. Для офлайн-формата этот период длится от шести месяцев до года в зависимости от масштаба. А сейчас мы видим молниеносную для event-индустрии реакцию — с момента анонсирования до старта проходит две недели, максимум месяц. Невиданная до этого роскошь! Неужели пандемия совершила революцию, и онлайн захватил мир офлайна? 

Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

Онлайн, офлайн или ничья?

Главным содержанием любого мероприятия остается коммуникация и взаимодействие людей, которые приходят на конференцию со своими ожиданиями и потребностями. Там они обмениваются информацией, знаниями, эмоциями и уходят с впечатлениями, которые сформированы не только контентом, но и атмосферой. 

По прошествии двух месяцев стало очевидно, что онлайн со всеми технологическими возможностями не способен стать полноценным аналогом офлайна и не может заменить настоящий, живой диалог. Контакта с аудиторией, энергетического посыла, который «заряжает» зал, не возникает. Спикеры не чувствуют друг друга, находясь каждый за своим экраном. Достаточно обратить внимание, насколько по-разному выступающие держатся на сцене и перед импровизированной камерой своего компьютера. Многим необходимы единомышленники и даже оппоненты, сидящие рядом. Кроме того, не хватает поддержки слушателей. Ораторам важно получить обратную связь, а сделать это в онлайне крайне сложно.

Еще один важный вопрос — как оценить охват и вовлеченность зрителей? Можно предположить, что 30–50% зарегистрировавшихся участников не только слушают, а отвлекаются на свои дела. Можно фиксировать регистрацию входящих заявок и видеть, сколько человек следят за трансляцией, но очевидно, что нетворкинг в привычном виде отсутствует. Знакомства, обсуждения «на ходу», устные договоренности, тет-а-тет встречи, непринужденные беседы за кофе — этого во время онлайн-конференций не происходит. 

Будущее деловых мероприятий

Учитывая все вышеперечисленные факторы, я могу предположить следующее. Проявленный сейчас дефицит личного общения сформирует большой отложенный спрос на офлайн-мероприятия. Это дает силы с оптимизмом смотреть  на рынок event-индустрии, хотя и не в самой близкой перспективе. Предполагаю, что нас ждет огромный поток событий после того, как ограничения, вызванные коронавирусом, будут сняты. Онлайн не заменит офлайн.

В будущем отрасль будет развивать комбинированные форматы. Организаторы офлайн-событий будут активно использовать опыт, приобретенный во время кризиса, и усиливать цифровыми решениями очные мероприятия. Например, в целях оптимизации расходов в деловой программе будет больше спикеров, выступающих удаленно, для привлечения внимания и увеличения количества участников стенды будут содержать больше визуально-интерактивного контента, а оцифрованные за время кризиса экспонаты полностью или частично заменят своих натурных предшественников. Не останется мероприятий без онлайн-трансляций и предоставления доступа к видеоархиву. А если посмотреть более креативно, то, возможно, кто-то продолжит традицию социального дистанцирования и организует на площадке отдельные комнаты для просмотра и прослушивания сессий, где могут находиться одновременно ограниченное количество человек. С одной стороны, полный комфорт и отсутствие необходимости переходить из зала в зал, с другой стороны, возможности очного участия на расстоянии нескольких шагов.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
Когда карантин закончится, людям еще долгое время придется сохранять социальную дистанцию. Ученые из Гарвардского института считают, что даже после преодоления пандемии карантинные меры придется периодически повторять вплоть до 2022 года. Что это означает для торговли? На этот вопрос отвечает Дмитрий Бороздин, сооснователь и гендиректор компании retailCRM
После просмотра фильма Юрия Дудя у многих могло сложиться впечатление, что для развития IT-стартапа необходимо ехать в Долину. Против такого переезда уже высказался основатель Telegram Павел Дуров. Как обстоят дела с развитием IT-стартапов в России? О своем опыте работы с ФРИИ и Сколково рассказал Дмитрий Степаненко, основатель компании Hot-WiFi
Несмотря на все бюрократические препоны и экономический кризис, иностранцы продолжают осваивать как малый, так и крупный бизнес в России. Для привлечения российских клиентов и покупателей экспаты активно используют зарубежные методики и технологии, добавляя своему бизнесу некую заморскую изюминку. Об открытии дошкольного образовательного учреждения в Москве рассказала основатель и директор детского сада Britannia School в Москве Холли Робертс

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.