«За время карантина мы раздали клиентам 830 миллионов миль». Интервью с председателем совета директоров S7 Airlines Татьяной Филевой
Ɔ. Первый вопрос, который, я думаю, сейчас волнует очень многих: когда мы полетим за границу? Какие у вас прогнозы? В Ростуризме и Еврокомиссии считают, что границы откроют в июле.
Была информация, что, возможно, 15 июля «откроется» Турция. Потом эту дату начали транслировать на все остальные страны. Но точную дату вам сейчас никто не скажет. По нашей оценке, какие-то направления действительно начнут открываться с июля, при этом будет достаточно много различных ограничений при въезде в ту или иную страну. Думаю, открытие будет медленным, а спрос — очень низким.
Ɔ. Как изменится гражданская авиация после пандемии? Коллеги пишут, что теперь проверка температуры у пассажиров, маски и перчатки станут обычным делом, а между сидениями и рядами могут начать устанавливать прозрачные щиты. Что-то подобное действительно планируется?
Изменения заметны уже сейчас. Экипаж обязан работать в масках и перчатках, есть специальные требования к отдыху и питанию экипажей во время перелетов — их ввели, чтобы минимизировать физические контакты. Бортпроводники просят пассажиров надеть маски и перчатки — мы выдаем их на бортах. К сожалению, к нашим сотрудникам прислушиваются не всегда. Если позволяет загрузка, мы автоматически рассаживаем всех пассажиров через ряд и через кресло. После каждого перелета проводится дезинфекция кресел, всех поверхностей и санузлов. Воздух внутри салона раз в три минуты прогоняется через специальные фильтры.
Мы пытаемся максимальное количество пассажиров регистрировать онлайн и вводить автоматическую онлайн-регистрацию во всех аэропортах, где мы работаем. Аэропорты тоже вводят специальные процедуры посадки и высадки. Например, в Домодедово есть требование — не больше 20 человек на один автобус. То есть теперь они подгоняют под рейс несколько автобусов, чтобы сохранялась возможность социальной дистанции.
Мы также внедрили поэтапную посадку пассажиров. Теперь на борт сначала проходят пассажиры, у которых по посадочным билетам места в конце салона, а бизнес-класс в последнюю очередь. Мы информируем пассажиров о рассадке по рядам с помощью e-mail-рассылки, push-уведомлений и СМС. Кроме того, на гейтах наши сотрудники вызывают пассажиров по группам, при этом им приходится кричать. К сожалению, пока мы единственная компания, которая внедрила в Домодедово такой подход, аэропорт отказался давать громкие объявления, потому что у него общая система оповещений.
Кстати, по данным исследования IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. — Прим. ред.), в мире не было ни одного доказанного случая, когда COVID-19 передался от пассажира к пассажиру. Я думаю, что сейчас нет более безопасного транспорта, чем авиация. У нас в отрасли огромное количество регламентов, чего нельзя сказать, например, о такси — никто не знает, кто ездил в машине и когда ее в последний раз дезинфицировали.
Ɔ. Раньше экипаж формировался заново на каждый рейс, никаких устоявшихся команд, которые летают только вместе и только на конкретном самолете, не было. Теперь что-то изменилось?
Да. Раньше экипажи комбинировала система, а сейчас, чтобы выполнить требования по безопасности, мы стали это делать вручную. И сейчас у нас более стабильные команды.
Ɔ. Каким образом пилоты поддерживали рабочую форму в режиме самоизоляции? Они занимались на тренажерах?
Во-первых, да. Во-вторых, мы летали в апреле и в мае, даже тогда, когда нам это было невыгодно, старались давать пилотам налет. У нас пилот с большим перерывом без налета за штурвал не садится.
Ɔ. Как изменится тайминг полета? В аэропорт теперь придется приезжать не за два часа до вылета, а как минимум за три? Нужно же успеть пройти проверки, в том числе медицинские.
Нет, наоборот, проведенное в аэропорту время будет сокращаться. Мы хотим внедрить в Домодедово новые киоски с биометрией. Если наши пассажиры — участники программы лояльности будут готовы сдать биометрию, то время от момента входа в зал аэропорта до прохода на борт для них сильно сократится. В этом направлении работают и авиакомпании, и аэропорты.