Сегодня юристы предлагают множество наследственных инструментов для состоятельной семьи: завещания, брачные и наследственные договоры, прижизненная передача имущества наследникам путем дарения, ренты или купли-продажи. В российской юрисдикции можно предусмотреть создание после смерти наследственного фонда. За рубежом еще при жизни можно обособить свое имущество от кредиторов в траст или частный фонд, назначив бенефициарами членов семьи. Одновременно консультанты предлагают владельцам компаний услуги, а инфобизнесмены — полезную информацию по «систематизации бизнеса», «выходу из операционки», организации экспертных советов и систем корпоративного управления и так далее. 

Заказывая набор отдельных инструментов, семья рискует попасть в ситуацию героя известного монолога Аркадия Райкина, когда к пришитым узкими специалистами пуговицам и карманам претензий нет, а костюм явно не удался.  

Приведу пример из собственной консультационной практики: 

Дважды разведенный клиент рассказал, как планирует поделить имущество между наследниками. Одну квартиру он собирался подарить сыну от первого брака, другую купить детям от второго. Со своей новой семьей он собирался жить в третьей, которая будет оформлена на него самого. С точки зрения этики правильно и справедливо. Но в случае его смерти дети от первого и второго браков не потеряли бы права на обязательную долю в наследстве, а само наследство состояло бы из той самой квартиры, в которой наш клиент собирался жить со своей третьей семьей. Подаренные же квартиры выбыли бы из наследственной массы. То есть юридически безупречное оформление задуманных сделок дало бы на выходе явно незапланированный результат. 

Другой пример: Аптечная сеть «Имплозия» до ноября 2015 года контролировалась самарским бизнесменом Грантом Безрученко. «Оборот его фармацевтического бизнеса, включающего сеть из 1500 аптек, превышает 20 млрд рублей. По признанию конкурентов, бизнес-модель “Имплозии” и ловко выстроенная структура позволяют иметь прибыльность в полтора раза выше средней по рынку. В том числе и за счет оптимизации налогов», — так описывал Forbes дела компании за два месяца до смерти бенефициара. В ноябре Грант Безрученко умер, и уже к концу того же 2015 года в стране не осталось ни одной вывески с названием сети, хотя все аптеки были на месте. Система защиты бизнеса сработала против наследников, поскольку всю структуру контролировал Валерий Безрученко, родной брат покойного Гранта. Наследники остались ни с чем, и более того, в 2018 году гражданскую жену Гранта Альфию Гайнулину и двух их дочерей по решению суда выселили из единственной квартиры. 

Наследственная и семейная стратегия — это проектирование того самого костюма, и здесь не бывает единственно правильных решений. Для того чтобы стратегия привела к задуманному результату, надо сформулировать индивидуальные ответы владельца бизнеса и его семьи на универсальные вопросы о наследовании, используя лучшие практики, классические примеры и учитывая распространенные ошибки. 

Стратегия направлена на решение практических задач:  

  • Сделать так, чтобы компания не умерла вместе с ее основателем. 
  • При жизни подготовить преемника и передать ему операционное управление. Возможно, преемника в управлении надо искать вне круга семьи.
  • Предусмотреть в новой структуре место для наследников. Передать детям знания, опыт и навыки как в бизнесе, так и в жизни.
  • Решить вопрос о передаче следующему поколению активов, оформленных на доверенных номинальных собственников. Это актуально для многих в нашей стране.
  • Обезопасить наследство от кредиторов. 
  • Договориться с партнерами о жизни компании при смене поколений акционеров. Будут ли наследники участвовать в делах компании? Если да, то будут ли занимать какие-то должности или войдут в совет директоров? Если нет, то по какой стоимости будет выкуплена их доля?
  • Обеспечить согласие между наследниками при разделе семейных активов. Внутреннее ощущение справедливости решения главы семьи снижает риск конфронтации. Но что справедливо для вашей семьи? Равная стоимость активов для каждого наследника? Или распределение долей в соответствии с достижениями, когда каждому по труду? Или важнее поддержать слабого наследника, а сильный и так себя обеспечит? Только определившись в этом вопросе, можно приступать к оформлению завещания.
  • Проработать вопрос с зарубежными активами, снизить налоги и избежать проблем. 
  • Оставить информацию обо всем имуществе семьи, чтобы нотариус смог оформить наследство без потерь. 
  • Отдельная задача — наследование криптовалют, которые в России не считаются имуществом. Получить такой актив наследник сможет только при наличии логина и пароля.
  • Обеспечить расходы семьи на шесть месяцев, пока оформляется наследство. В некоторых семьях единственным «кошельком» является глава семьи, и его смерть лишает наследников возможности поддерживать привычный уровень жизни до тех пор, пока они не получат наследство.

Эти практические задачи мы взяли из нашей практики по подготовке наследственных стратегий для клиентов. Важно найти взаимодополняющие решения. Например, баланс между защитой бизнеса и его прозрачностью для наследников, чтобы избежать казуса «Имплозии». 

Стратегия переводит непростой вопрос наследования в понятную форму, где есть задачи, решения и набор необходимых шагов. Для безопасной передачи богатства семьи следующему поколению надо просто следовать намеченному плану.