В интернете вы вряд ли найдете конкретные рекомендации о том, что необходимо знать при покупке современной живописи. Многие удивленно скажут: «Какие тут могут быть рекомендации? Зачем они вообще?» Действительно, кажется: выбирай художника, описывай пожелания и жди результата. Однако это совсем не так. На российском рынке услуг художников творится настоящая неразбериха. Ежегодно на него проходит тысяча новых мастеров и такая же тысяча уходит. Постоянная текучка, отсутствие устоявшихся правил взаимоотношений между художниками и покупателями лишь усугубляют непонимание участников арт-рынка. Художники в буквальном смысле творят кто во что горазд, а большинство из них вовсе работают без соблюдения техники живописи и с не предназначенными для живописи материалами. Подавляющее большинство покупателей и заказчиков живописи лишь неосознанно подыгрывают художникам, совершая при этом первую и фатальную ошибку: они не думают, что у любой картины существует срок жизни и этот срок может быть весьма коротким.

В глазах обывателя все просто: купил или заказал живопись, оформил ее в красивую раму, поставил на стол или повесил на стену — и все, только протирай периодически пыль. Но вы даже не представляете, как быстро летит время... Уже через каких-то 20–30 лет — вместо, скажем, пары сотен, как тому положено, — большинство произведений современной живописи изменяются до такой неузнаваемости, будто картину каждую неделю на протяжении всего срока прокатывали под копировальным прессом: игра цветов пропадает, краски тускнеют, поверхность мутнеет, приятную глазу фактуру сменяют микротрещины и шероховатости.

Почему так происходит? Ответ на этот вопрос всецело зависит от такого понятия, как «качество живописи», то есть от правильного применения художником в процессе создания произведения технологии письма и художественных материалов. Именно от качества живописи будет зависеть, проживет ли картина с вами полноценную жизнь, порадует ли ваших потомков или же она обречена на быструю смерть.

Как выбрать художника?

Кажется, чем известнее художник, тем качественней его живопись. В реальности же большинство именитых художников пренебрегают не только техникой живописи, но и качеством художественных материалов как раз по причине своей популярности. Логика их примерно такая: «Я уже известен, мои работы все равно купят, а что будет с ними через 20–30 лет — не моя забота».

Поэтому выбирать известного художника не стоит, если вы не уверены в нем на все 100%. Однако зачастую даже ближайшее окружение художника не знает, как, чем и на чем он выполняет свои работы. Но все-таки впадать в противоположную крайность тоже не надо: ни в коем случае не выбираете художников, которые дешево ценят свои работы, — их живопись некачественная и, следовательно, недолговечная по определению. Лучше найти художника из золотой середины. 

Где его найти?

Многие думают, что лучше разместить свой заказ на картину на профильных интернет-площадках (типа gallerix.ru, illustrators.ru и т. п.) — и художники найдут меня сами. Подавляющее же большинство профессиональных художников не сидят активно в онлайне и не следят за подобными заказами. На такие заказы реагируют только начинающие художники либо художники общего профиля.

Выбирайте художника самостоятельно, используя сайты исключительно для изучения портфолио. К тому же, чем больше вы будете изучать работы художников, тем лучше поймете, что практически каждый из них имеет свой особый почерк. Это поможет вам более точно определить свои вкусы и предпочтения.

В каком стиле заказать или купить картину?

Прежде всего в том, который лично вам нравится. Однако если главная цель — приобретение фамильного актива для нескольких поколений, то остановите предпочтение на импрессионизме или реализме. Это два бессмертных направления живописи, которые будут понятны и приняты обществом всегда. Если же вы хотите, чтобы картина со временем приобрела дополнительную антикварную ценность, то выбирайте узкоспециализированных художников: портретистов, пейзажистов, маринистов.

Фото: Szilvia Basso/Unsplash
Фото: Szilvia Basso/Unsplash

Какие краски для картины выбрать: масло или акрил?

Выбирайте только масляные краски. Создать долговечный реалистичный портрет, пейзаж или тот же натюрморт акриловыми красками практически невозможно. Со временем акриловые краски выгорают, а живопись превращается в неестественную и начинает отдавать «пластмассовым» принтом. Если вы не фанатичный любитель того же портрета в поп-арт или дрим-арт-стиле, то ваш выбор только масло.

Однако не все масляные краски на рынке являются долговечными. Важно, чтобы художник использовал только профессиональные серии: Winsor & Newton Artists’, Schmincke Akademie/Norma, Daler Rowney Artists’, Royal Talens Rembrandt, Sennelier Artists’, Old Holland, Michael Harding. Использовать краски российского и китайского производства не стоит.

На каком грунте выбрать картину?

При написании картины краска ложится на специальную поверхность, обеспечивающую ее адгезию — сцепление красочного слоя. Эта поверхность и называется грунтом, от его качества также зависит долговечность произведения. Художник должен использовать только художественный универсальный грунт, который производится исключительно на основе акриловой дисперсии и титановых белил. Любой другой вариант грунта для живописи недолговечен. Особенно остерегайтесь художников, использующих морально и технически устаревший эмульсионный грунт.

Картину на какой основе стоит выбрать?

Помимо красок и грунта важную роль играет основа — она представляет собой фундамент картины. Существует три основных вида живописных основ: целлюлозные, твердые и тканевые. Целлюлозные основы — это бумага и картон. Твердые основы — дерево, стекло, пластик и металл. Тканевые основы — холст из хлопка, полиэстера и льна.

Бумага и картон — самые недолговечные основы, если вы не планируете хранить свою картину под герметичным стеклом. Твердые основы более уязвимы к сколам при даже небольших механических повреждениях и обладают нестабильной адгезией грунта, которая меняется с течением времени. 

Наиболее качественной основой для живописи является холст. Холсты, как и масляные краски, бывают по качеству совершенно разными. Качество всецело зависит от типа используемой ткани. Холст из хлопка — самый непрочный вид холста. Картину на хлопковом холсте рекомендуется хранить строго при температуре 27–30°C и влажности 20–30%, — достаточно некомфортные показатели для человека. Хлопок не переносит и быстро разрушается от «холода» — температуры ниже 27°C, «сырости» — влажности воздуха выше 30%, и особенно их постоянных перепадов.

Холст из полиэстера не впитывает и испаряет влагу из воздуха, однако его достаточно легко проткнуть даже ногтем. Холст изо льна обладает самыми сбалансированными эксплуатационными характеристиками. Но тут необходимо сделать ключевое уточнение: не просто льняной холст, а льняной длинноволокнистый холст. Более 90% льняных холстов на российском рынке производятся из коротковолокнистого льна — непригодного для высокопрочной пряжи волокна. Длинноволокнистый холст производят европейские производители: Lanificio Prato, Belle Arti, Claessens, Caravaggio, Museo, Charvin, Utrecht.

Как застраховать себя от обмана?

Как получить гарантию того, что все обещания художника будут реализованы? Человек может сказать одно, но сделать совершенно другое — и проверить это будет невозможно.

Здесь поможет адаптированный для России и стран СНГ Авторский договор AFA. Договор прекрасно мотивирует художника исполнить работу честно и качественно. Но не перегибайте палку: не требуете от художника предоставления каких-либо документов — например, сертификатов качества на используемые краски и холсты — таковых у него просто не существует и существовать не может. Задача договора для заказчика состоит в юридическом закреплении оговоренных материалов, названия которых будет вполне достаточно.

Не стоит думать, что заключение договора — это дурной тон и неуважение к художнику. Многие профессионалы, напротив, сами часто предлагают заключить договор для страховки на случай возможной неуплаты.

Фото: Dan Cook/Unsplash
Фото: Dan Cook/Unsplash

Какие сроки оптимальны для написания картины?

Сколько художник будет писать картину, зависит прежде всего от техники. Существует две основные техники живописи: однослойная и многослойная. Однослойная живопись, она же Алла прима (итал. a la prima — «в один присест»), — это написание картины за один или несколько подходов в один слой. Большинство произведений современной живописи выполняется именно в этой технике, она самая простая и быстрая. В этом случае картина может быть выполнена в срок от нескольких часов до нескольких дней. Многослойная живопись — это написание картины посредством нанесения красок слой за слоем, с перерывами в работе для высыхания каждого слоя. Данная техника более сложная в исполнении, сроки — от двух недель до месяца. Зато она позволяет создавать наиболее реалистичные и живые работы, более полно раскрывая все преимущества масляных красок. Если вам не важны сроки, не принципиальна «цена вопроса», то, безусловно, выбирайте художника, применяющего многослойную технику масляной живописи.

Кажется, что однослойная живопись живет существенно меньше многослойной. Действительно, в связи с массовым применением однослойной техники в современной живописи маслом сложилась реставрационная практика, при которой однослойная картина начинает буквально развалиться на кусочки уже через 10–15 лет, тогда как картина в многослойной технике выглядит более стабильной. 

Однако истинная причина данного обстоятельства заключается в том, что однослойной техникой, как правило, создаются пастозные работы, требующие большого расхода красок. Поэтому в целях экономии художник приобретает более дешевые некачественные краски, а в качестве основы использует оргалит, хлопок или же коротковолокнистый лен. Неудивительно, что подобные манипуляции приводят к катастрофическому сокращению долговечности картины. В действительности при применении качественных художественных материалов однослойная и многослойная живопись имеют равный срок жизни.

Сколько должна стоить живопись?

Верхней предел оценки живописи зависит от мастерства и признания художника, но как такового его не существует. Нижний предел цены качественной профессиональной живописи все же есть: так, при размере работы 30х40 сантиметров она не должна стоить меньше 300 USD. Более низкая цена говорит об использовании некачественных материалов или о неуверенности художника.

Эпилог

Почитатели живописи часто попадают в подобную ситуацию: влюбился в картину с первого взгляда, но оказалась она выполнена малярными красками на простыне.

Понятно, что большинство в такой ситуации все равно купят понравившуюся картину. В конце концов, мы покупаем не краску с грунтом на холсте, а произведение искусства — дух и энергию созданного образа. Грамотный покупатель все же оставит включенной голову. Воздержитесь от эмоциональной покупки и попросите художника сделать вам авторскую копию из более качественных материалов — она проживет существенно дольше.