Все новости

Фото: Andrea Piacquadio/Pexels

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Andrea Piacquadio/Pexels

Инна Коробка: Маркетинг и кризис.

Как адаптироваться к новой реальности ради выживания

Редакционный материал
Глобальный финансовый кризис всегда сопровождается масштабными изменениями на рынке. Меняется абсолютно все: спрос, предложение, баланс сил, даже сам состав игроков вашей ниши, причем достаточно стремительно. Направления, которые еще вчера выглядели бесперспективными, сегодня становятся трендом, а завтра снова могут потерять популярность, считает бизнес-консультант, маркетинговый эксперт Инна Коробка
17 июля 2020 15:35

Чтобы выжить в продиктованных кризисным временем условиях, компания должна постоянно адаптироваться к новой ситуации. Именно поэтому разработка маркетинговой стратегии, учитывающей высокую динамику рынка, становится одним из первоочередных приоритетов. 

Тактическое мышление — ключ к успеху

На самом деле, термин «маркетинговая стратегия» актуален прежде всего для стабильного и спокойного времени. Любая стратегия — это глобальный план действий, рассчитанный на достижение успеха в долгосрочной перспективе. Обычно он включает в себя кампании и проекты, отдачу от которых бизнес получит месяцы или даже годы спустя. Это работает, потому что стабильный рынок прозрачен и предсказуем.

В условиях кризиса ситуация выглядит совершенно иначе: планировать что-то на несколько месяцев или лет становится крайне затруднительно. События развиваются стремительно, и каждый день промедления с адаптацией к новым условиям приводит организацию к новым потерям.

Первое правило маркетолога, который стремится обеспечить выживание своей компании в кризис: действовать быстро. Стратегическое планирование отходит на второй план, уступая место решительным тактическим действиям. Реагировать на изменения нужно здесь и сейчас, иначе того самого будущего, которое предусматривает стратегия, у бизнеса может просто не быть.

3 фактора, которые должны быть в центре внимания маркетолога

Одна из главных вещей, которые необходимо сделать во время кризиса: отбросить все лишнее. Это касается не только сокращения материальных расходов, но и сферы планирования. Вы должны полностью сконцентрироваться на самых важных моментах, каждый из которых имеет ключевое значение для принятия решений:

  1. Спрос. Основа всего: вы должны знать, что в данный момент нужно вашим клиентам. Многих из них, скорее всего, затронул кризис: доходы сократились, свободные средства перестали быть таковыми, соответственно, изменились и приоритеты потребления. Ваша задача — вовремя заметить эту динамику и вывести на рынок соответствующее новому спросу предложение. Помните: нет клиентов — нет продаж — нет поступления средств, а это самый верный путь к банкротству.
  2. Стремления и возражения целевой аудитории. С наступлением кризиса ожидания целевой аудитории от продукта и их опасения, как правило, подвергаются серьезному пересмотру. На первый план выходят как вполне очевидные характеристики общего плана, например цена, так и специфичные для данного конкретного кризиса особенности. Например, в свете пандемии коронавируса уровень гигиены в магазине и забота о здоровье покупателей стали одним из самых весомых плюсов торгового предложения.
  3. Конкуренты. Во время кризиса трудности испытываете не только вы: все организации, работающие в той же нише, столкнулись с теми же самыми проблемами. Прямо сейчас многие из них серьезно сокращают свое присутствие на рынке или даже вовсе с него уходят. Одновременно с этим другие компании более активно вступают в конкурентную борьбу, выводя новые продукты и усиливая давление. Отслеживая эти события, вы можете пересматривать свою стратегию рекламного продвижения, предпринимать шаги в сторону распространения своего влияния на новые сегменты и территории рынка, а также своевременно реагировать на действия конкурентов — это станет хорошим фундаментом для восстановления после кризиса.

Отслеживая эти три фактора, вы буквально держите руку на пульсе кризисного рынка. 

Что именно нужно сделать в кризис? 5 простых советов

Эти рекомендации помогут вашей компании выжить в кризис. Учитывая их при разработке новой маркетинговой стратегии, сохранить свои позиции на рынке (или даже укрепить их) будет намного проще:

  1. Пересмотрите свои продукты. Взгляните на каждый товар/услугу в своем ассортименте с учетом кризиса: есть ли на него спрос? Соответствует ли этот продукт новым ожиданиям клиентов, снимает ли он их опасения? Совсем неподходящие позиции временно уберите, остальные переработайте таким образом, чтобы они соответствовали новой ситуации.
  2. Обдумайте ввод новых продуктов. Во время «коронакризиса» был момент, когда на рынке возник явный дефицит гигиенических масок. Те швейные производства, которые смогли быстро перестроиться с пошива модной одежды на выпуск масок, оказались на заметно более выигрышной позиции, чем их менее расторопные конкуренты. Если вы можете оперативно ответить на новые потребности рынка, делайте это без раздумий — ищите любые возможности укрепить свои позиции.
  3. Обновите коммуникации с клиентами. В кризис всегда меняется потребление контента аудиторией: одни рекламные каналы начинают работать хуже, другие показывают заметный рост эффективности. Опять же, возвращаясь к «коронакризису»: с введением режима самоизоляции резко возросло потребление видеоконтента — соответственно, и охваты рекламы на видеохостингах увеличились.
  4. Избавляйтесь от балласта. Все, что не дает нужных результатов прямо сейчас, замораживайте или обрезайте. Экспериментальные рекламные кампании с прицелом на будущее? Отключаем. Вывод нового продукта, который неясно как примут? Откладываем. И так далее. В любой непонятной ситуации снижайте расходы — оставляйте лишь те траты, в которых вы уверены.
  5. Переходите на онлайн-площадки. Эффективность перехода к онлайн-продажам обусловлена не только необходимостью соблюдать режим самоизоляции, но и в принципе более широким охватом интернет-торговли. Продавая товары и услуги через сеть, вы можете снизить расходы и увеличить целевую аудиторию — это именно то, что нужно в кризис.

Более конкретные рекомендации должны опираться на специфику вашей ниши и конкретно вашего бизнеса, но пять приведенных выше советов универсальны. Они работают для большинства организаций, почти всех сегментов B2C и многих областей B2B-деятельности. Именно поэтому мы предлагаем их в качестве фундамента для вашей маркетинговой стратегии.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В этом году в издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга для подростков «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» от основателя Школы критического мышления Никиты Непряхина и преподавателя логики и философии Тараса Пащенко. Сейчас к печати готовится книга от Никиты Непряхина для взрослых — «Анатомия заблуждений, или Большая книга критического мышления». В ней автор рассказывает о базовых законах работы мозга, основах логического мышления, а также о самых распространенных когнитивных искажениях. «Сноб» публикует некоторые главы
С начала пандемии бизнесу пришлось пережить небывалую встряску. Под ударом оказались и крупные сетевые организации, и малые частные компании. Как владельцам бизнеса все-таки найти силы, чтобы пережить коронавирусный период и успешно перезапуститься после его завершения, рассказывает Ольга Собченко, управляющий партнер Центра корпоративных коммуникаций С-ГРУП
Конфликты, напряжение в отношениях топ-менеджеров и отсутствие экологичного общения внутри компании приводят к снижению эффективности бизнеса и ограничивают перспективы его развития. Майя Мухамеджанова, CEO лаборатории переговоров Soft Skills Lab и один из создателей онлайн-симулятора для решения конфликтов, считает, что причина — в манипуляциях одних сотрудников другими и что справиться с этой проблемой компаниям поможет онлайн-образование

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.