Артем Лоскутов. «Беларусь», 2020
Артем Лоскутов. «Беларусь», 2020

Удар на три миллиона

Стартовой ценой работы «Беларусь» был рубль, первая ставка составила 7777 рублей, а за считаные минуты до окончания аукциона анонимный покупатель предложил за картину три миллиона рублей и выиграл лот. Как рассказал сам Артем Лоскутов после торгов, картину в итоге приобрели сразу несколько человек вскладчину. Кому она достанется и где будет храниться — неизвестно.

Работа Лоскутова — своего рода художественная интерпретация действий силовиков на белорусских улицах. Он обмакивал полицейскую дубинку в алую краску и затем в буквальном смысле избивал ею холст. В итоге получился бело-красно-белый флаг, испачканный каплями то ли краски, то ли крови.

В разговоре со «Снобом» Артем Лоскутов отметил, что столь высокая цена за работу стала для него полной неожиданностью. «За все время, пока я провожу  facebook-аукционы, таких ставок не было. Три миллиона — это дороже всего цикла дубинописи, в котором сейчас порядка сорока работ». До прошлой пятницы самой дорогой картиной серии была «Америка», ушедшая за 120 тысяч рублей.

Артем Лоскутов. «Америка», 2020
Артем Лоскутов. «Америка», 2020

Жанр дубинописи Артем Лоскутов изобрел летом прошлого года и посвятил его протестам, прошедшим в Москве после недопуска оппозиционных кандидатов к выборам в Мосгордуму. Тогда участников митингов «За честные выборы», по его словам, «с удивительным остервенением лупили этими самыми дубинками».

Автозаки на вышиванках

Тысячи лайков и перепостов набирают работы инстаграм-художницы Руфины Базловой. Сама она родом из Гродно, но последние 12 лет живет в Праге. Ее работы — отсылки к классическим белорусским вышиванкам. Под народные узоры художница стилизует кадры белорусской хроники протеста — то автозак, сбивший протестующего, то опустивший щиты ОМОН. Инстаграм для своих иллюстраций художница завела лишь второго августа. А уже на этой неделе о ней написал влиятельный англоязычный сайт об искусстве The Art Newspaper.

«Каждый протестует своим "оружием". В моем случае это искусство. Иллюстрации могут концентрировать в себе происходящие события, эмоции, идеи. Искусство не имеет границ и может привлекать внимание к происходящему в Белоруссии даже тех, кому раньше до нее не было никакого дела. Раньше народная вышивка использовалась как оберег против злых духов. Мне хочется верить, что она не утратила своей силы и в наши дни», — рассказала Руфина «Снобу».

Белоруссия в картинах Пикассо

Другой набирающий известность арт-оппозиционер — графический дизайнер Юрий Ледян из Минска. Он сопоставляет фотографии белорусских протестов с шедеврами мировой живописи — и кадр, на котором задерживают участника митинга, у автора перекликается с «Герникой» Пикассо. «Меня не было в Минске, когда это случилось, и я хотел сделать траурный пост, поддержать людей, — рассказал Юрий Ледян “Снобу”. — Изначально я думал сделать подборку из черно-белых фотографий с мест событий. Но едва я убрал с них цвет, как в памяти возникла "Герника". Я стал подставлять ее к фотографиям из интернета и понял, что снимки логично продолжают картину Пикассо. Те же эмоции: страх, отчаяние, жестокость, месиво из гримас и поз. Откормленные черные быки спущены с цепи. Они не создают, напротив — ломают, изувечивают, сокрушают, разбивают и калечат».

По мнению Ледяна, арт-протест — действенный способ выразить гражданскую позицию: «Права человека на жизнь и свободу священны. Вначале было слово? Вначале был голос, и его отобрали у белорусов, растоптали сапогами ОМОНа».

Распродажа картин

Рисунки художника-графика из Минска Дмитрия Каштальяна стали использовать в качестве плакатов на белорусских митингах. Как и Артем Лоскутов, деньги от продажи работ Дмитрий решил отдать в фонд поддержки пострадавших белорусов. «Множество людей из разных стран откликнулись на призыв, приобретают мои работы или просто донатят, — рассказал иллюстратор. — Для прозрачности деньги они напрямую отправляют в фонд, а я им — работы по почте».

Например, шлем со звериным оскалом, раскрашенный в цвета нынешнего белорусского флага вместе с парой красно-белых голубей, выступающих за оппозицию. «На мой взгляд, яркие и оригинальные образы, которые выстроены в правильном порядке, способны влиять на сознание и настроение людей, — говорит Дмитрий. — Карикатура на диктатора, его шутливо искаженное изображение или другие переигранные агрессивные символы могут помочь людям побороть страх».

От комиксов до арт-флешмоба

Художники из России тоже творят под хештегом #жывебеларусь. Протестам посвятила новую работу Анастасия Горшкова из Новосибирска, известная серией комиксов о древнегреческих богах на приеме у психолога.

«Я не вижу особой разницы между арт-протестом и тем, когда люди выходят на улицы, — рассказала она "Снобу". — Мы все разговариваем на том языке, на котором умеем. Многие не могут смотреть на фотографии искалеченных людей и пролистывают подобные посты. Задача художника — создать нечто, что поможет распространению информации, а не отпугнет. И мне радостно, что мой арт стали использовать с этой целью».

Создательница комиксов из Урюпинска Маргарита Сидорова рассказала, что многие ее подписчики вообще ничего не знали о протестах до того, как художница выложила рисунки о событиях в Белоруссии: «Я согласна с мнением, что все великое зло творится с молчаливого согласия большинства. Поэтому молчать нельзя, даже если это арт. Несколько человек, увидев мой пост, перевели деньги в фонд помощи белорусам».

Другой популярный арт-хештег протестов — #women_in_white. Художники и иллюстраторы со всего мира рисуют женщин или девочек в белой одежде. Уже в первый день художественного флешмоба число иллюстраций перевалило за тысячу. Почему за основу проекта взяли именно этот образ, «Снобу» объяснила организатор акции Катя Панченкова: «Меня вдохновили мирные женщины, которые выходили на улицы в белых одеждах и с цветами в руках. Персонажи с картин художников из разных городов и стран тоже будут держаться за руки. В наших рядах россияне, белорусы, украинцы, французы, немцы, ирландцы, шведы, американцы, поляки, грузины».

Подготовила Анастасия Харчишена