Екатерина Гришина: Как мотивировать близкого человека и не навредить
История 1. «Ты у нас самый умный»
Сергей был самым молодым начальником отдела в компании. Он фонтанировал свежими, дерзкими идеями. Писать о «молодом инноваторе» начали, когда тот еще учился в школе. СМИ нарекли парня вундеркиндом, а первый же запущенный им стартап был куплен крупной корпорацией. Дома Сергей находил безусловную поддержку. Родители называли его не иначе как «наш умный, наш самый талантливый сын». Друзья завидовали, слыша: «Мы в нашем Сережке никогда не сомневались! Его способности открывают перед ним все дороги!»
Когда Сергей оказался в клинике с нервным срывом, выяснилось, что у молодого таланта проблемы. Последнее из разрабатываемых им видеоприложений не оправдывало ожиданий. Он понял, что почти наверняка внушительные вложения инвесторов не окупятся. Не в силах признаться в провале, Сергей начал скрывать правду от коллег, что могло вылиться в серьезные проблемы для компании. Родители недоумевали: «Но почему не рассказал хотя бы нам? Мы же всегда на его стороне!» И это правда: принятие Сергея родными было безусловным. Но тут есть одно «но»…
Что не так? Хвалить нужно за приложенные усилия, а не за ум и талант.
Доброе слово приятно не только кошке, но и самому суровому генеральному директору. Позитивная обратная связь, искренняя похвала и восхищение — мощная мотивация. При этом хвалить стоит за проделанный труд, за нестандартные решения, которые помогли добиться успеха. Напоминания автору о днях и месяцах сбора фактуры и шлифовки текста, благодаря которым его новая книга читается на одном дыхании, идут во благо. Они укрепляют желание оттачивать мастерство и дальше.
А вот за ум и талант, данные от природы, хвалить опасно. Фразы вроде «От такого гения, как ты, мир ждет шедевров!» обесценивают усилия. Они формируют установку не на рост, а на данность. Вместо того чтобы смотреть на сложности как на вызов, человек начинает переживать, как его оценят. Из-за страха провалов он избегает сложных задач, с которыми есть шанс не справиться. А если неудача случается, отрицает и скрывает ее, ведь провал ставит под сомнение его природные данные. «Выходит, не такой уж я и умный? Выходит, меня не за что любить?» Кто же с таким согласится? Никто.
История 2. «Лена, давай!»
Елена всегда умела добиваться всего, чего хочет, и жила победами. Прекрасная мать, идеальная жена, талантливый архитектор — это все о ней. Когда Елену пригласили на работу в крупную строительную компанию, она быстро стала одним из ключевых членов команды. Следующий шаг был очевиден: именно Елена возглавит новое подразделение. Муж и старшие дети поддерживали ее в стремлении к цели. «Хотим тобой гордиться! — говорили они. — Классно, что ты не из “домашних клуш”!» Узнав, что в пятницу будет объявлено о повышении Елены, семья отказалась от запланированного отпуска: «Хотим отпраздновать то, как ты их всех сделала!» В четверг неожиданно выяснилось: чтобы обойти конкурента, Елена фальсифицировала документы. Ее уволили. Семья была в шоке. «Неужели это все? — с тревогой спрашивали домашние. — Неужели карьере конец?»
Что не так? Необходимо поддерживать стремление к развитию, а не к конкретному результату.
Целеустремленность — важное качество лидера. Желание стать начальником отдела, получить пятерку по английскому или победить в конкурсе отлично мотивирует. И мы, безусловно, хотим помочь нашим близким раскрыться. У принципа «вижу цель — не вижу препятствий» есть и обратная сторона.
Он сужает фокус и ориентирует идти коротким, увы, не всегда честным путем. Подставить коллег, научиться мастерски списывать, подкупить жюри — все это даст результат, но не даст развития. Гораздо продуктивнее стремиться освоить навыки руководства людьми, научиться читать на иностранном языке без словаря, укрепить деловые связи в определенной среде. И при этом — постоянно поднимать планку.
Когда цели немного превышают возможности, но в целом достижимы, возникает «эффект потока», который подхватывает и дарит удовольствие и от самого процесса, и от покорения новых вершин.
Не стоит выбирать цели за своего близкого человека: постоянные «давай, давай!» дезориентируют. При этом можно создавать комфортную атмосферу для его развития. Вместо напоминаний, как много было принесено в жертву, как важна победа для семьи, лучше отмечать, какие перспективы уже открылись благодаря приложенным усилиям. Говорить, каких еще высот человек может достичь в совершенствовании мастерства. А должность, пятерка, победа станут лишь приложением к этому.
История 3. Карманные деньги и самокат
Кирилл и Алена видели, что сын способен учиться без троек по точным предметам. Но как его мотивировать? Они точно знали, какой способ не работает. Саму Алену в детстве за невыученные уроки лишали подарков и карманных денег. Столь серьезный стимул давал прекрасный эффект. Только обратный. Ведь раньше Алену во многом сдерживало осознание, что, гуляя с подружками вместо выполнения «домашки», она поступает нехорошо. Ей было стыдно. Наказания помогли решить вопросы с совестью, как бы давая индульгенцию на проступки.
Поэтому со своим ребенком Алена и Кирилл решили поступить иначе: не отнимать желанные вещи, а давать. За четверть, законченную без троек, мальчику пообещали самокат. Это сработало, всерьез подогрев интерес к наукам. Энтузиазм оказался неподдельным. Родители не могли нарадоваться. Но когда в следующей четверти разогнавшийся сын получил по физике пятерку в четверти, он ожидал за нее подарка уже посерьезней. Не получив ни скутера, ни квадроцикла, мальчик был разочарован. Тяга к знаниям начала слабеть.
Что не так? Необходимо быть сопричастным, а не ставить условия.
Мотивация по принципу «сделаешь так, получишь это» работает, но недолго. И не важно, будет «это» наказанием или поощрением. Давление всегда негативно влияет на внутреннюю мотивацию. Люди начинают ненавидеть занятие, которое не было их собственным выбором, и взрослые в этом не отличаются от детей.
В роли «морковки» может выступать совместный уик-энд, а вместо лишения карманных денег с человеком перестанут разговаривать. Принцип один. Подобные манипуляции лишают человека внутренней независимости, столь важной для настоящего лидера. Гораздо продуктивнее проявлять безусловную любовь и заботу.
Для людей, стремящихся к большим высотам, крепкие и доверительные отношения приобретают особую ценность. И именно их наличие заставляет развиваться и двигаться дальше, а не обещание приза или страх наказания. Создать мотивацию у другого человека в принципе нельзя — можно лишь обеспечить условия, в которых он мотивирует себя сам. Люди от природы наделены энергией, талантами и способностями, и задача близких — организовать пространство для их процветания. Помощь с доступом к информации и обеспечением безопасности — это уже очень много. А дальше остается лишь ждать инициативы второй стороны.
Выражая эмоциональную поддержку, мы часто идем проторенными путями.
Плохие идеи:
1. Давать советы без запроса или пытаться решить проблему за близкого, не учитывая его мнение: «Я знаю лучше!»
2. Обесценивать то, что он видит как сложное препятствие: «Это разве беда?»
3. Выпячивать свою правоту: «Надо было меня слушать!»
4. Блокировать эмоции: «Слезами горю не поможешь».
5. Пытаться переключить внимание на другие аспекты жизни: «Не повышают на работе? Зато здоровье в порядке!»
6. Сравнивать человека с кем-то еще: «Не получается проект? А в Африке дети голодают!»
7. Забывать, что мотивация — дело индивидуальное. То, что вдохновляет одного человека, может не работать для другого.
8. Считать, что развитие человека зависит в большей степени от близких, чем от него самого.
9. Считать, что от близких не зависит вообще ничего.
Как пример правильной поддержки часто приводят историю Томаса Альвы Эдисона и его матери Нэнси Элиот. В детстве будущего изобретателя считали бестолковым ребенком. Обучение в школе не давалось любопытному мальчику. Привыкнув все исследовать самостоятельно, он с трудом мог усидеть на одном месте, твердя заученный текст. Эдисон бесконечно докучал окружающим «глупыми вопросами». Учителя не раз высмеивали его перед всем классом, что заставляло маленького Томаса плакать и испытывать ненависть к обучению. Через три месяца мать, в молодости сама работавшая учительницей, забрала его из школы. Нэнси Элиот занялась образованием младшего сына лично. Она отыскивала книги, способные заинтересовать мальчика, и не слишком мучила его нелюбимыми правописанием и арифметикой. Нэнси точно знала: ее сын не «бестолковый», просто к нему нужен особый подход. К девяти годам Эдисон изучал труды по всемирной истории, философии и был знаком со «взрослыми» произведениями классиков. В 21 год он запатентовал свое первое изобретение. Можно утверждать, что именно благодаря поддержке матери мальчик, по мнению учителей, не способный даже учиться в школе, стал одним из величайших гениев на планете.