Культура провала

Многие приходят в инновационный бизнес, чтобы построить корпорации уровня Apple и Microsoft (или успешно продать свои наработки таким гигантам). Но приведенные в пример компании регулярно совершают ошибки и стратегические просчеты, теряя на этом значительные средства.

Для стартапов провал — это норма, 90% молодых компаний терпят неудачу и уходят с рынка. Но и крупные предприятия регулярно имеют дело с ошибками. По статистике, четверть стратегических инициатив компаний проваливается. На это есть разные причины: меняются приоритеты и цели, не хватает финансирования, идеи оказываются нежизнеспособными, а продукт обладает плохими market fit показателями.

Умалчивание провалов — не стратегия, в худшем случае оно ведет к культуре порицания. В компаниях, которые предпочитают скрывать проблемы, чаще критикуют и наказывают сотрудников и тем самым подавляют желание развиваться и экспериментировать. Культура провала, наоборот, помогает создавать инновационные продукты и поощряет желание учиться и пробовать новое. 

Это правило подкрепляется научными исследованиями. Эксперименты показывают, что мозг человека учится на ошибках. Если рассматривать неудачу как пространство для роста, то в этом случае из поражений извлекается большая польза.

Признание ошибок — прогрессивный подход, которого следует придерживаться всем компаниям, независимо от размера и капитала. Речь не идет о намеренном саботаже и ошибках, допущенных из-за невнимательности или недальновидности, хотя они тоже могут подтолкнуть к позитивным переменам.

Культура провала должна стать частью более масштабной культуры изменений. Например, история нашей компании показала, что нельзя «почивать на лаврах» одной бизнес-модели. Когда-то компания получала большую часть выручки с комиссии за оплату мобильной связи в терминалах. Сегодня это лишь малая часть бизнеса. Нам приходилось постоянно меняться, и эта ДНК поиска помогает нам сегодня бороться с внутренней закрытостью. Чтобы компания росла и развивалась, нельзя говорить: «Это не наша территория, в эту область мы не идем». Наоборот, нужно рисковать и пробовать, постоянно исследуя новое.

Как развивать культуру провала? Для начала нужно признать неизбежность ошибок. Следующий шаг — обсуждение и анализ неудачных решений, в которые нужно вовлекать не только руководство, но и рядовых сотрудников. Можно создать нечто вроде департамента обработки ошибочных решений, чтобы разбирать неудачи, делать выводы и менять стратегию.

Хорошая идея — составить «кладбище проектов», коллекцию или базу неудачных идей, которая будет доступна всем сотрудникам. Это поможет наладить диалог в компании, чтобы открыто обсуждать ошибки, вместо того чтобы умалчивать о провалах, боясь порицания.

Разбор ошибок помогает оптимизировать и перестраивать привычные процессы — в этом мы убедились на своем опыте. Мы стали регулярно собираться и разбирать неудачные решения, а в результате частично перестроили логику работы. Сотрудники осознали важность постоянной связи с заказчиком в «долгих» проектах и необходимость тестировать пилотные решения на новых рынках быстро, как только появляется такая возможность. Провалы подсветили организационные вопросы, которые давно нужно было решить. 

Фото: Rawpixel
Фото: Rawpixel

Не бойтесь экспериментов

Эксперименты по своему определению подразумевают неопределенность. Эту особенность важно учитывать топ-менеджерам — они должны понимать, что результат не всегда будет явным и измеримым. Возможно, польза эксперимента проявится косвенно и не сразу. Но рисковать необходимо.

Любые эксперименты гарантированно приносят пользу. Например, однажды мы решили разработать отдельное приложение для простых переводов по номеру телефона. У нас уже были другие продукты, но включить в них дополнительную фичу было сложно из-за различных ограничений, в том числе из-за загрузки команды. Поэтому мы привлекли команду на аутсорсе и запустили продукт. 

Успехом он не пользовался, так что развивать сервис дальше мы не стали. Но зато сделали два важных вывода. Во-первых, команда на аутсорсе только кажется хорошим способом сэкономить ресурсы. Однако по факту на разработке мы экономим меньше, чем тратим на продвижение. Мы не учли, что поиск новых клиентов и расширение клиентской базы требуют колоссальных ресурсов.

Во-вторых, мы стали мыслить не отдельными фичами, а полноценными юзкейсами. Например, клиент пополняет свой кошелек в терминале, потом кладет деньги на аккаунт в букмекерской конторе, делает ставку, получает выигрыш и выводит средства на кошелек, а затем к себе на зарплатную карту. В этом случае денежный перевод — лишь последний элемент юзкейса, для которого не нужен отдельный сервис. Специальное приложение для переводов обладает ограниченной ценностью для пользователя, потому что не учитывает весь путь клиента и его потребности. Мы вряд ли смогли бы получить этот инсайт, если бы не провели эксперимент.

Эксперименты особенно полезны крупным компаниям, которые создают экосистемы и платформы. Важно, чтобы каждый новый продукт усиливал синергию и поддерживал баланс между отдельными элементами бизнеса. 

Примите ошибки как часть тестового этапа

При разработке нового продукта большая часть времени уходит не на первоначальный запуск, а на последующие итерации. И особенно это касается инновационных продуктов. «Набитые шишки» в тестовом режиме обходятся намного дешевле и позволяют предугадать зоны риска.

Полезно проводить внутренние хакатоны: они позволяют тестировать побочные идеи и оценивать их жизнеспособность. Мы не раз проверяли разные гипотезы силами энтузиастов, создавая на хакатонах продукты «на коленке». Это быстрый и «черновой» способ, но он неоднократно помогал отсеивать проекты, у которых не было шансов на успех.

Другая эффективная стратегия для бизнеса — это привлечение внешних команд/стартапов для тестирования гипотез. Хороший пример — наша программа QIWI Universe, в рамках которой молодые технологические команды помогали нам решать разные бизнес-задачи.

При привлечении специалистов извне силы компании направляются на другие проекты, которые могут «выстрелить», и тем самым риск упущенной выгоды сводится к минимуму. Это помогает создавать сервисы на стыке корневых компетенций компании и дополнительных потребностей отдельных сегментов пользователей.

Еще одна полезная тактика — это двухнедельные спринты, в рамках которых продуктовые команды занимаются разработкой IT-решений. Это позволяет планировать дальнейшее развитие проекта в случае возникновения трудностей без особых потерь, а также определять потенциальные зоны риска.

Придерживайтесь политики прозрачности

Честное обсуждение ошибок и проблем — обязательная составляющая каждого спринта в нашей компании. Эту практику стоит распространить на весь рабочий процесс, сделать ее частью корпоративной культуры. Нежелание проговаривать ошибки вызывает страх провала, а значит, и страх эксперимента. Люди боятся предлагать новые идеи, потому что боятся осуждения. Когда мы организовывали разбор ошибок, сотрудники первое время не хотели даже вспоминать о неудачах. Разговор о проблемах провоцировал взаимные обвинения. Нам потребовалось два года, чтобы поменять культуру и показать, что ошибки — это нормальная часть процесса, и осуждения, а тем более наказания за ними не последует.

Нельзя создавать что-то новое, пытаясь всеми силами избегать неудачи: это сбивает фокус, заставляет осторожничать и закрепощает разум

Преодолеть эту проблему помогают демодни — регулярные встречи, на которых члены команды обсуждают успехи, сложности и провалы. Когда мы проводили их раз в квартал, то сотрудники больше фокусировались на результатах и удачных решениях. Они хотели показать, что успешно справились с задачами. Когда мы начали организовывать спринт-ревью (они же демодни) раз в две недели, а также проводить ретроспективы по итогам каждого спринта — оценку проделанной за две недели работы, то люди стали чаще обращать внимание на ошибки. Такие встречи соответствуют Agile-фреймворку и помогают повысить эффективность работы команд. 

Регулярные разборы показывают сотрудникам, что они находятся в безопасной среде, где можно обсуждать проблемы открыто. Дискуссия часто помогает поменять стратегию и найти правильное решение. На формирование доверия уходит много времени, поэтому нам потребовалось почти два года, чтобы сформировать новый майндсет.

Вводить политику прозрачности нужно, начиная с топ-менеджмента. Руководитель должен своим примером показать, что признавать ошибки — нормально. Недостаточно обещать, что сотрудника не накажут за ошибку — доказывайте на практике, что вы принимаете неудачи и умеете с ними работать, тогда люди избавятся от страха и будут более открытыми.

Фото: LinkedIn Sales Navigator/Pexels
Фото: LinkedIn Sales Navigator/Pexels

Относитесь к провалам как к повышению экспертизы

Важно не только признавать ошибки, но и предлагать решение проблемы, а также строить дальнейшие планы с учетом провала. Организовывая собрания с разбором ошибок, уделяйте внимание стратегии на ближайшее будущее: какие уроки вынесли из поражения, какие выводы сделали. Старайтесь включать в повестку достижения и победы команды. Собрания не должны превратиться в «разбор полетов» — важно фокусироваться на пользе, а не на осуждении и критике.

Ошибки помогают формировать коллективное знание и экспертизу, которая пригодится компании в дальнейшем. В будущем это поможет более эффективно расставлять приоритеты и делать выбор, а не тратить время на обсуждение нежизнеспособных проектов. Например, мы обсуждали построение бизнеса на социальных сервисах в «QIWI Кошельке». Для эксперимента мы запустили сервис открыток — клиенты могли прикреплять их к денежному переводу. Продуктом воспользовалось минимальное количество клиентов, поэтому мы оставили эту функцию в качестве дополнительной, но не стали строить вокруг нее целую вертикаль. Благодаря ошибке мы получили ценное знание, которое сегодня позволяет не делать лишнего и быстро определять, станет проект прорывным или нет.

В российском бизнес-сообществе не принято говорить о провалах во всеуслышание. Любой медиаресурс, рассчитанный на аудиторию предпринимателей, транслирует идеи из серии «как основать успешный проект и не потерпеть крах», «как сделать все правильно и идеально с первого раза». Складывается ощущение, что избегание провала — основная миссия инновационного рынка и его участников.

Правда в том, что нельзя создавать что-то новое, пытаясь всеми силами избегать неудачи: это сбивает фокус, заставляет осторожничать и закрепощает разум. Тут работает тот же принцип, что и в науке: настоящий исследователь никогда не расстраивается, если эксперимент не дает результатов, он просто анализирует причины неудачи и начинает все заново.

Мы на собственном примере убедились, что принятие ошибок как части процесса, честное их обсуждение позитивно влияют на операционную деятельность. Это помогает не только сплотить команду, но и улучшить качество работы и скорость разработки.