Кто в России делает общественный транспорт доступным для всех
Кому нужна безбарьерная среда
Во второй половине XX века сформировалась концепция доступной среды и универсального дизайна, цель которого — минимизировать или полностью устранить физические, сенсорные и когнитивные барьеры на пути людей через городское пространство. Понятие доступной городской среды обычно ассоциируется с потребностями инвалидов. На самом деле остро нуждающихся в ней людей гораздо больше: беременные, мамы с колясками, маленькие дети, пожилые люди. В целом, к этой категории можно отнести вообще всех, чей образ жизни или временные потребности страдают от разного рода препятствий: велосипедисты, скейтеры, бегуны, пешеходы с большим багажом, иностранцы (у них языковой барьер) и т. д. По большому счету, преимуществами доступного городского окружения пользуются все жители города.
Общественный транспорт — важнейшее звено доступной среды, особенно в мегаполисе с его расстояниями и функциональной специализацией удаленных друг от друга районов — спальных, деловых, рекреационных. В России с 2011 года действует государственная целевая программа «Доступная среда», ставшая первым шагом на пути к реализации Конвенции ООН «О правах инвалидов». Заметное место в этой программе отведено вопросам транспортной доступности. Также на региональном уровне принято более 175 законов, затрагивающих эту проблему.
Однако опросы показывают, что маломобильные россияне по-прежнему низко оценивают уровень доступности общественного транспорта. По мнению респондентов, он в наименьшей степени адаптирован для нужд людей с ограниченными возможностями.
Не секрет, что финансовые ресурсы регионов России сильно различаются. Если Москва тратит на доступную среду 1,2 млрд рублей в год, то, например, в Пензенской области на эти нужды в 2020 году выделено всего 3,8 млн рублей. Неудивительно, что Москва лидирует по показателям транспортной безбарьерности. Особенно заметен прогресс на наземном транспорте: в настоящее время 96% автобусов, 84% троллейбусов и 58% трамваев имеют низкий пол и оборудованы для проезда маломобильных пассажиров. Но на маршрутах других городов тоже постепенно появляется низкопольный подвижной состав.
Одна из причин, по которой это стало возможно, — переориентация российских автопроизводителей на выпуск моделей, соответствующих требованиям доступной среды, которые при этом обходятся существенно дешевле иностранных машин такого класса. Например, низкопольный ЛиАЗ-6213 в 2,5 раза дешевле западных аналогов.
Кто в России производит низкопольный общественный транспорт
Первым низкопольным автобусом российского производства стал ПАЗ-3237, который выпускался с 2002-го по 2014 год на Павловском автозаводе, входящем в «Группу ГАЗ». Для мегаполисов и крупных городов он был не вполне удобен — слишком маленький, двухдверный, всего на 54 места, из которых лишь 17 — посадочные. Зато для небольших городов ПАЗ стал настоящей находкой.
В 2004 году Ликинский завод (ныне тоже «Группа ГАЗ») выпустил первый в России большой низкопольный автобус ЛиАЗ-5292, который исправно бегал по улицам российских городов, прекрасно модифицировался и, в конце концов, превратился в первый электробус столицы.
В 2005 году в Энгельсе был представлен троллейбус Тролза-5265.0, ставший настоящим международным хитом, — низкопольный, вместительный, пригодный даже для междугородних поездок: 40 таких машин курсируют между Симферополем и Ялтой, по самому длинному в мире междугородному троллейбусному маршруту. «Тролза» ходит не только в России, но и на Украине, а еще в Аргентине. Однако времена троллейбусов проходят — 24 августа 2020 года в Москве начался демонтаж троллейбусной инфраструктуры. Троллейбусы заменяют на более экономичные и мобильные электробусы не только в столице: в прошлом году троллейбусы исчезли с улиц Перми, а в ближайшем будущем это может произойти в Крыму.
В 2017 году на маршрутах Москвы и Санкт-Петербурга появились низкопольные трамваи «Витязь» производства производства «ПК Транспортные системы». Этот трамвай имеет современный дизайн и отвечает самым высоким стандартам качества и безопасности. Сегодня уже четыре сотни «Витязей» облегчают жизнь маломобильным гражданам.
Низкопольные микроавтобусы
Мировая практика показывает, что микроавтобусы по-прежнему нужны и большим, и малым городам. Они более маневренны на стесненных улицах, экономически более выгодны в условиях колеблющегося трафика и позволяют сохранить регулярное сообщение с небольшими интервалами, когда пассажиропоток снижается в силу сезонных или иных факторов (как, например, из-за пандемии в этом году). А там, где пассажиропоток постоянно низок, — в малых городах, в сельской местности — они фактически безальтернативны.
Низкопольные маршрутки появились в России не так давно и до последнего времени были представлены в основном зарубежными моделями, которые большинству регионов не по карману. С 2016 года «Группа ГАЗ» производит автобус малого класса Vector NEXT, который в большинстве модификаций имеет низкопольную площадку в задней секции. А в этом году ГАЗ представил микроавтобус «ГАЗель City», аналогичный современной низкопольной продукции европейского автопрома. Подобную конструкцию имеет, например, Mercedes Sprinter City 35: заниженный уровень пола, двойная выносная дверь и такая же пассажировместимость — 22 человека. Низким полом преимущества «ГАЗель City» не ограничиваются: пневматическая подвеска обеспечивает дополнительное понижение пола до уровня бордюра, в автобусе есть откидная аппарель (пандус) и просторная накопительная площадка, оборудованная для размещения инвалида-колясочника. Производитель заявляет, что «ГАЗель City» сконструирована в полном соответствии с требованиями программы «Доступная среда». Уже этой осенью новые «газели» появятся на улицах Набережных Челнов: автобусный парк пополнится 50 такими микроавтобусами. Отдельные экземпляры уже вышли на маршруты Санкт-Петербурга, Московской области, Саратова, Ставрополя, Владивостока, Калининграда, Перми и Кемерово.
Наталья Плетникова, начальник управления развития продаж «ГК «Современные транспортные технологии» (дистрибьютор «Горьковского автомобильного завода»)
После передела пассажирского рынка в 1990-х годах большая часть перевозок осуществлялась микроавтобусами с цельнометаллическим кузовом, то есть фургонами, адаптированными под пассажирские перевозки. Мы вывели на рынок автобусы каркасной конструкции, созданной специально для пассажирских перевозок — отработали технологию их изготовления, усилили задний мост, разработали пневмоподвеску и, соединив все компоненты, получили современный продукт. «ГАЗель City» не уступает малым автобусам на улицах европейских столиц и по качественному уровню, и по конструктиву, и по духу.
Сложнее реализовать принципы безбарьерности в метрополитенах советской постройки. Например, московское метро строилось без учета потребностей маломобильных граждан, и полноценно адаптировать его для них пока не удается. Новые станции и МЦК строятся с лифтами и подъемниками, но в центре города таких лифтов нет и пока не предвидится. С 2013 года в метро работает Центр обеспечения мобильности пассажиров, то есть служба сопровождения инвалидов, услугами которой можно воспользоваться по предзаказу. В целом отставание России от развитых стран по степени безбарьерности все еще велико, но хочется верить, что множество локальных преобразований, государственных и частных инициатив когда-нибудь сойдутся в пазл по-настоящему доступной для всех городской среды.
Подготовил Валерий Абрамов