Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Как в Сибири устроена новая частная школа для помощи в адаптации приемных детей

В 2017 году, когда в Иркутске только заговорили о строительстве некой «Точки будущего» — прогрессивной школы, в которой детям из приемных семей будут помогать адаптироваться в социуме, в успех дела не верилось. В регионе до сих пор есть десятки муниципальных школ, где туалет находится на улице, без канализации и отопления. На этом фоне современный образовательный комплекс по датскому проекту выглядел фантастикой. В сентябре 2020 года школу открыли — и она оказалась еще лучше, чем ее описывали. Корреспондент «Сноба» побывала там на экскурсии
24 сентября 2020 18:48
Фото: Пресс-служба школы «Точка будущего»

Оплатил строительство «Точки будущего» — это около шести миллиардов рублей — частный инвестор, бизнесмен Альберт Авдолян при поддержке гендиректора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Город выбрали неслучайно: Авдолян когда-то там работал, а Чемезов — уроженец региона. Изначально оба планировали создать детский дом, так как проблема сиротства в Иркутской области стоит остро. Потом идея трансформировалась — отделять приемных детей от социума оказалось не лучшим решением, поэтому начали строить образовательный центр — школу, где все дети будут в равных условиях, и небольшой поселок для приемных семей.

Эскиз зданий выбрали по конкурсу, в котором участвовали архитекторы из 26 стран. В финал вышли три проекта — из Финляндии, США и Дании. Последний — от датского бюро CEBRA — победил. По задумке датчан, здания образовательного центра — детского сада, младшей и старшей школы (в «Точке будущего», как в европейских школах, нет среднего звена) объединены под одной круговой крышей, и круг здесь символизирует одну большую идею или, например, людей, которые собрались вокруг костра в дружественной обстановке. Действительно, одновременно чувствуется атмосфера и равноправия, и уюта. Стальные минималистичные колонны, деревянная обшивка и огромные по сравнению с типовыми российскими школами окна — есть ощущение, что в спальном районе Иркутска образовался небольшой кусочек Скандинавии. Рядом — построенные также в скандинавском стиле двухэтажные минималистичные дома с видом на лес для приемных семей.

Воспитанников в детский сад и учеников в школу набирали со всего Иркутска и области — по заявлениям и на условиях очередности. Из 4,5 тысячи желающих в 2020 году зачислили 670 человек. В последующие годы доберут еще 352 ученика. Приемные семьи отбирали по конкурсу. Тем, кто успешно прошел все этапы тестирования, предоставили в бесплатную аренду дома, а также выделили по миллиону рублей на переезд и обустройство. В обмен на это семьи согласились стать ресурсными — брать больше детей на воспитание и помогать другим приемным родителям в регионе.

Хоть образовательный центр и частный, обучение и питание там бесплатное. В школу и из школы детей возит бесплатный автобус — он заезжает даже в отдаленные районы города. Содержать центр стоит порядка 600 миллионов в год, но учредители подчеркивают, что проект благотворительный и останется таковым.

Идея для России в целом кажется невероятной: бизнес безвозмездно готов оплачивать образование тысячи детей и при этом помогать приемным семьям. Удивление растет, когда заходишь внутрь школы и видишь, что ее пространство ничем не хуже, чем офис Google, а детей здесь больше учат не тому, как сдать ЕГЭ, а как спроектировать собственную жизнь.

Фото: Пресс-служба школы «Точка будущего»

Проектное мышление и гендерное равенство

Главная задача педагога в «Точке будущего» — показать ученику, как стать автором собственной жизни, научить его мыслить проектами. Это умение ребенку начинают прививать еще с детского сада. В младших классах упор делают на групповую работу, а в старших — на индивидуальную. Старшеклассник в начале учебного года представляет учителю свой проект и дальше работает над его воплощением. Проект не обязательно образовательный. Подросток, который недоволен своей внешностью, может поставить задачу полюбить себя. В этом ему помогут психологи, которых — нонсенс для российских школ — в штате 16 человек. Выпускник «Точки будущего», по задумке педагогов, имеет собственный проект жизни на ближайшие годы и знает, как работать на результат.

Образовательная программа в центре сформирована по госстандартам, однако на их основе учителя предлагают авторские методики преподавания. В старших классах детей делят на потоки, а потоки — на группы по интересам. За потоком — это более 70 человек — следит тьютор. Наставник организует процесс обучения и, если видит, что ребенок не заинтересован в выбранном направлении, помогает ему исправить ситуацию. К ГИА и ЕГЭ готовят, как везде, но работа, отмечают в школе, ориентирована не на статистические показатели, а на повышение интереса детей к обучению.

Важная особенность: в «Точке будущего» нет отдельных занятий для мальчиков и отдельных — для девочек. Мальчик может пойти шить платье, а девочка — делать табурет, и это норма для учебного учреждения.

Идея стеклянных перегородок Фото: Пресс-служба школы «Точка будущего»

Уроки за стеклом и «чистый дизайн»

Сразу на входе в школу бросается в глаза, что все стены, отделяющие классы и кабинеты от общественного пространства, стеклянные. Это создает атмосферу доверия и открытости. От коридоров тут вовсе отказались в пользу многофункциональных общественных пространств — в них стоят кресла-мешки, диваны, столы для самостоятельной подготовки, настольный теннис, аэрохоккей. В больших залах построены амфитеатры, установлены интерактивные доски. По сути учитель может провести урок вне класса, что журналисты и увидели на экскурсии — дети заняли амфитеатр и читали сказку по ролям.

В классах обычных школ парты стоят так, что неизбежно кто-то сидит на «камчатке». Здесь же помещения широкие и просторные, а легкие столы нестандартной трапециевидной формы можно выстроить полукругом, в линию или сдвинуть для работы в группах.

На занятие физкультурой ученики младшей школы взбираются в спортзал по горке с протянутым канатом. Также в школе есть бассейн, второй спортзал, танцевальный класс, мастерские. Детей будут учить играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, готовить, шить, резать по дереву или металлу, строить роботов, работать с видеокамерой и в кадре.

Восторг у взрослых вызвала лаборатория «Умный дом», где ребенку на примере комнаты в черновой отделке показывают, как устроена его квартира, в том числе водопровод и электропроводка. Школьник может научиться здесь делать мелкий ремонт по дому.

Дизайн детского сада тоже нетипичный — он «чистый». Стены не стали украшать мишками, цветами и жирафами, то есть намерено делать пространство детским. По замыслу главным украшением здесь должны стать сами дети и результаты их творчества.

Как живут приемные семьи

В поселке рядом со школой сейчас живут 19 семей, в которых воспитывают 111 детей — приемных и родных. В самой многочисленной семье 11 воспитанников.

Семья Антоновых переехала в Иркутск из маленького города Зимы. Он находится в 275 километрах от регионального центра. «Там Евтушенко родился, только этим и знаменит наш город», — говорит хозяйка дома Елена. У Елены с мужем пять детей — Дарина, Алдона, Стас, Игорь и Родион. Елена — экономист, ее муж — железнодорожник. В 2017 году координатор «Точки будущего» дала Елене буклет с информацией о проекте, та принесла буклет домой и предложила поучаствовать. Супруг тогда ей не поверил — «да кто тебе такое бесплатно даст, быть не может». Елена подала заявку, Антоновы прошли все этапы тестирования, и семью взяли. «Я тогда в машине ехала, остановилась на дороге, и меня как окатило. Такое было впечатление», — вспоминает Елена.

В 2020 году жизнь Антоновых резко изменилась. Они продали дом в Зиме и переехали в престижный район Иркутска, в охраняемый поселок рядом с самой современной школой региона. Дома приемным семьям предоставляют с мебелью и техникой. По словам Елены, во время ремонта подрядчики предложили салатовый кухонный гарнитур, но ей цвет не нравился — она больше любит спокойный синий и нежный лиловый. Пожелания учли: установили гарнитур синего цвета и повесили лиловые занавески. «Они даже посуду синюю закупили», — Елена достает из шкафа небольшую кастрюльку. Приемным семьям разрешили перевозить с собой домашних животных — Антоновы забрали из Зимы своего кота.

«Я каждый день встаю и радуюсь. Дети благодарят, говорят — как мама смогла все пройти. Стас и Алдона учатся в спецшколе для глухих, тут (в «Точке будущего». — Прим. ред.) еще нет такого оборудования. Хотят привлечь сурдолога, чтобы дети ходили в творческие мастерские. Алдона хорошо шьет и вяжет, Стас может освоить робототехнику. Игорь тут себя конкретно нашел — дома практически не бывает», — рассказывает Елена. Игорь занимается футболом и волейболом. Родион еще дошкольник, а Дарина окончила девять классов и училище по специальности «парикмахер». Елена говорит, что сама на фоне больших перемен подумывает освоить профессию барбера и вместе с дочерью организовать небольшой бизнес.

Пока «Точка будущего» — уникальный для России проект, однако в ближайшие годы такой же образовательный центр появится в Якутске. Авдолян и Чемезов подписали соответствующее соглашение с главой Якутии Айсеном Николаевым. 

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Российские работодатели жалуются, что к ним приходят устраиваться студенты-недоучки. Бизнес уверен, что в низкой подготовке потенциальных сотрудников виновата несовершенная система отечественного школьного и вузовского образования. Так ли это и должны ли корпорации самостоятельно решать проблему кадрового голода, «Снобу» рассказала президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко
Когда ситуация в стране и обществе более или менее стабильна, приходит время спокойного ее анализа и последующего эволюционного выбора. В данном случае речь пойдет о выборе системы образования: какой она должна стать в эпоху интернета
Пандемия заставила всех пересмотреть свои отношения с онлайн-форматом, в том числе и в сфере образования. Крупнейшие университеты мира выпускают один видеокурс за другим, появляются дистанционные школы и образовательные онлайн-программы даже для самых маленьких детей. Как сделать опыт онлайн-обучения максимально продуктивным и комфортным, рассказывает руководитель проекта «Университет детей» Политехнического музея Оксана Здобникова