Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Александр Кравцов: Найди ментора

Александр Кравцов, ментор, наставник по связям, работающий с топ-менеджерами крупного бизнеса и государственными деятелями, написал книгу «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»). Автор объясняет, для чего нужен ментор, как и где его найти и как выстроить с ним правильное и приносящее пользу сотрудничество. «Сноб» публикует некоторые главы
2 октября 2020 12:05
Уоррен Баффет Фото: Rick Wilking/Reuters

Уоррен Баффет и Бенджамин Грэм

Уоррен Баффет — основатель Berkshire Hathaway, легендарный инвестор и филантроп, один из богатейших людей в мире. За свое феноменальное чутье Баффет получил прозвища Провидец и Волшебник из Омахи — так его называют трейдеры с Уолл-стрит. В июне 2010 года он объявил о безвозмездной передаче своего состояния — около 37 миллиардов долларов — пяти благотворительным фондам и стал крупнейшим благотворителем в истории человечества.  

Баффет никогда не скрывал, как он приобрел свою «магическую» способность угадывать, куда следует вкладывать деньги. Его наставником и учителем в прямом смысле этого слова был известный американский экономист и профессиональный инвестор Бенджамин Грэм, которого по праву называют «отцом стоимостного инвестирования». В одном из интервью Баффет назвал его вторым человеком после отца, оказавшим на его жизнь наибольшее влияние. 

Бенджамин Грэм Фото: Equim43/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Они познакомились в 1950 году. Уоррен Баффет успешно окончил университет в Небраске и решил продолжить образование в более престижном учебном заведении. Его всерьез заинтересовал фондовый рынок, но Баффет быстро понял, что одной предпринимательской жилки и чутья тут недостаточно: чтобы преуспеть в бескомпромиссной среде Уолл-стрит, нужны первоклассные знания. Он попытался поступить в Гарвард, но приемная комиссия отказала ему с формулировкой «слишком молод» — Баффету было всего 20 лет. Тогда он решил поступить в Колумбийский университет в Нью-Йорке, где читал лекции Бенджамин Грэм — легенда фондового рынка. К слову, книги Грэма «Анализ ценных бумаг» и «Разумный инвестор» даже сегодня, спустя почти 70 лет, считаются обязательными для всех, кто работает на фондовом рынке.

Слава Грэма началась еще в 1920-е. Он скупал недооцененные акции, которые никого не интересовали, но через какое-то время их котировки начинали резко расти. Начав с простого посыльного, работавшего за 12 долларов в неделю, Грэм через несколько лет превратился в одного из самых высокооплачиваемых трейдеров с зарплатой 600 тысяч долларов. Причина такого «везения» заключалась в том, что Грэм одним из первых разделил понятия «инвестирование» и «спекуляция». Если другие трейдеры воспринимали игру на бирже именно как игру, где все зависит от интуиции, ловкости и удачи, то Грэм утверждал: инвестиции должны основываться на тщательном анализе финансовой отчетности компаний, оценке фактов, перспектив, безопасности и доходности вложенных средств. В краткосрочном периоде рынок подвержен случайным колебаниям, но в долгосрочной перспективе правильно оцененная акция проявит себя. Этому он учил и Баффета. Как показали дальнейшие события, ученик хорошо усвоил эти уроки. 

Несмотря на то что Баффет далеко не во всем соглашался с Грэмом, тот поставил ему высший балл, хотя способность Баффета работать на фондовом рынке оценивал скептически. Не желая расставаться со своим наставником, Баффет был согласен работать на Грэма бесплатно. И хотя Грэм поначалу отклонил это предложение, через некоторое время он все же взял Баффета на работу в свою фирму Graham-Newman.

Грэм недооценил способности своего подопечного. Под его руководством Баффет за шесть лет заработал начальный капитал в 140 тысяч долларов, который решил вложить в собственное дело. 

Но куда более значимым вкладом стали знания, опыт и стратегическое видение того, как работает фондовый рынок, — все это он почерпнул у Грэма. Через полгода капитализация его фирмы выросла втрое и родилась новая легенда — о Провидце из Омахи.

Марк Цукерберг Фото: David Paul Morris/Bloomberg via Getty Images

Марк Цукерберг и Стив Джобс

Марк Цукерберг познакомился со Стивом Джобсом, когда Facebook — детище Цукерберга — переживал непростые времена. В 2006 году Yahoo предложила купить Facebook за один миллиард долларов. Учитывая, что сеть, созданная двумя годами ранее, приносила всего 20 миллионов долларов выручки и ноль долларов прибыли, предложение было невероятно щедрым. Совладельцы Facebook Питер Тиль и Джим Брейер были готовы согласиться. 

Цукерберг, которому тогда было всего 22 года, отказался. Он сказал, что Yahoo не разделяет его видение будущего социальной сети. Многих это решение шокировало. Эксперты недоумевали. Пресса злорадствовала, смакуя самонадеянный инфантилизм молодого выскочки. Отказаться от кучи денег ради какого-то абстрактного «видения», по сути, мечты? 

Одним из немногих, кто одобрил решение Цукерберга, был Стив Джобс. Он и раньше регулярно делился с молодым предпринимателем советами по ведению бизнеса. Они гуляли по Пало-Альто, и Джобс рассказывал, как создать команду, которая будет сосредоточена на том, чтобы выпускать качественный продукт, и как по мере роста компании удерживать этот фокус.

Стив Джобс Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Однако совет Джобса по поводу сложившейся ситуации был неожиданным. Цукерберг вспоминает:

«Мы достигли плато в развитии, и казалось, что компания в тупике. Люди стали говорить, что потенциал ее роста исчерпан, и советовали мне подумать о продаже. Но я считал, что это не предел. 

Я обратился к Стиву Джобсу.

Стив спросил, верю ли я, что компания может добиться большего. Я ответил, что да. Я думал, что он даст мне какое-то бизнес-решение, но, к моему удивлению, он посоветовал мне посетить один храм в Индии. 

И это сработало! Я побывал там, и понимание того, как работают социальные связи, открылось мне. Я отклонил все предложения о продаже Facebook и стал работать над тем, чтобы связывать людей».

Но самым ценным уроком Джобса для Цукерберг было понимание того, что важно сохранять связь с тем, что ты делаешь. Джобс объяснял своему другу, что цель современного бизнеса — не просто зарабатывать деньги, а менять жизни людей. Только так можно добиться успеха в столь динамичной и конкурентной среде, как сфера высоких технологий, — когда тобой движет что-то большее, чем деньги или продукт. Видение будущего — вот что самое главное. 

Эта идея упала на благодатную почву. Уже через 4 года Facebook получил 606 миллионов долларов прибыли. Спустя еще 4 года, в 2014 году, — 2,93 миллиарда долларов. Наконец, в 2018 году компания вышла на 22 миллиарда долларов чистой прибыли и стала одной из самых влиятельных компаний мира с ежемесячной аудиторией в четверть населения Земли. 

Таким образом, Марк Цукерберг сделал с Facebook то же самое, что и Стив Джобс c Apple. Цукерберг предложил людям идею, а не продукт. Образ жизни, а не ценность. Видение, которое оказалось дороже денег. 

Дональд Трамп и Рой Кон Фото: Bettmann/Getty Images

Дональд Трамп и Рой Кон

Сорок пятый президент США Дональд Трамп является, пожалуй, одной из самых ярких и противоречивых фигур, когда-либо занимавших этот пост. Трамп всегда пользовался репутацией жесткого переговорщика, упрямого и бескомпромиссного бойца, авантюриста, который не страдает избыточной щепетильностью и разборчивостью в выборе средств. Как минимум некоторыми из этих качеств он обязан своему ментору — Рою Маркусу Кону.

Они познакомились на вечеринке в 1973 году — молодой, но очень амбициозный девелопер и успешный адвокат, один из самых влиятельных юристов Америки. Трамп в своей типичной задиристой манере с ходу заявил новому знакомому, что терпеть не может юристов. Они-же вечно говорят «нет» вместо того, чтобы помогать заключать сделки. А когда дело доходит до суда — предпочитают идти на мировую вместо того, чтобы бороться. 

На удивление, Рой Кон согласился с этим утверждением и тут же поинтересовался у молодого бизнесмена, носит ли разговор чисто теоретический характер. «Нет, — ответил Трамп. — На меня подало в суд федеральное правительство, и мне нужен хороший адвокат».

Рой согласился помочь. Прежде чем стать адвокатом, Рой Кон много лет проработал в различных органах власти США. Там он не только обзавелся влиятельными знакомыми, но и заслужил весьма неоднозначную славу борца с «красной угрозой», который не остановится ни перед чем. Его звездный час настал, когда он выступил в качестве государственного обвинителя на скандальном судебном процессе над Юлиусом и Этель Розенберг, которых подозревали в шпионаже в пользу Советского Союза. Несмотря на очень слабую доказательную базу, заступничество многих известных людей и осуждение общественности, считавшей суд несправедливым, супруги были приговорены к смертной казни — во многом благодаря агрессивной позиции Кона.

Впоследствии выяснилось, что многие доказательства были сфальсифицированы, а на свидетелей оказывалось давление. Однако карьера Кона пошла в гору: он переехал в Вашингтон и вскоре стал помощником генпрокурора и правой рукой другого ярого «антикоммуниста» — сенатора Джозефа Маккарти, возглавлявшего печально известную Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Ее работа также сопровождалась многочисленными злоупотреблениями.

После краха маккартизма Кон открыл частную адвокатскую практику и быстро преуспел. Его услугами пользовались многие влиятельные люди — от медиамагната Руперта Мердока до мафиози Джона Готти. На руку Кону играли не только его многочисленные связи в верхах, но и страх: в свое время Комиссия собрала немало компромата на многих политиков и бизнесменов. Кон вел дела агрессивно, действуя по принципу «атакуй и не отступай». В ход шли любые средства — от подачи многочисленных исков с целью измотать противника до распускания слухов и угроз.

При всей своей неоднозначности методы Кона пришлись по душе молодому Трампу. Именно такой юрист ему и был нужен. Но в лице Кона Трамп нашел больше чем адвоката. Суть дела была в следующем. Трампа обвинили в расовой дискриминации, практиковавшейся в принадлежавших ему квартирных комплексах. Если квартиру пытался снять афроамериканец, ему отказывали под предлогом отсутствия свободного жилья. Зато для пришедшего следом белого квартира сразу же находилась. Власти провели несколько «контрольных закупок», и позиции обвинения были очень сильны. Другая адвокатская контора советовала Трампу пойти на мировую. Но Кон решил контратаковать. По его совету Трамп публично заявил, что министерство юстиции сфабриковало доказательства, чтобы принудить его сдавать квартиры получателям пособий. Кроме того, он подал иск на 100 миллионов долларов, что вызвало шумную реакцию в прессе. 

Суд Трамп все-таки проиграл — дело действительно было безнадежным. Но он навсегда усвоил три правила Кона: защищаясь, атакуй еще сильнее; проигрывая, делай вид, что выиграл; не бойся скандала — плохого пиара не бывает.

Кон был личным адвокатом и наставником Дональда Трампа на протяжении многих лет. Кон вытаскивал Трампа из разных громких историй, в которые тот регулярно попадал. Знакомил Трампа со многими ключевыми фигурами и учил, как вести с ними дела в стиле Роя Кона. 

Однако наиболее существенным вкладом Роя Кона в становление Дональда Трампа была его, мягко говоря, скандальная репутация. Все знали, какие методы предпочитает Кон, какими связями он располагает и насколько сильно может испортить жизнь тому, кто осмелится встать у него на пути. Мало кто рисковал лишний раз вступать в споры с Коном или с его перспективным подопечным.

Этим Трамп и пользовался. Рассказывают, что во время сложных переговоров Трамп иногда доставал портрет Кона и произносил: «Ты что, хочешь иметь дело с ним?» Как правило, контрагент быстро соглашался на уступки.

Может, это и выдумка, но доля истины в ней явно присутствует.

Спустя много лет после смерти Кона Дональд Трамп так охарактеризовал своего ментора: «Он был гением. Паршивым юристом, но гением».

Приобрести книгу можно по ссылке

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Что такое питчинг, для чего он нужен, как лаконично, интересно и доступно презентовать свою идею спонсору и сделать шаг навстречу работе мечты, рассказывает креативный продюсер и редактор телеканала ТВ-3 и платформы Premier Анна Гудкова в своей книге «Питчинг: Как представить и продать свою идею». «Сноб» публикует одну из глав
Стратег и основатель консалтинговой компании Sapiens Consulting Святослав Бирюлин написал прикладную книгу для бизнесменов «Архитекторы бизнеса. Пересоберите свой бизнес за 60 дней». В ней он рассказывает, что поможет компании пережить кризис и стать сильнее, на чем можно и нужно экономить и чем плохо краткосрочное планирование. «Сноб» публикует одну из глав
Эксперт в области российско-американских отношений Анджела Стент раскладывает по полочкам действия России на международной арене за последние 20 лет. В центре внимания автора книги «Мир Путина: Россия и ее лидер глазами Запада» российский президент, его влияние на экономику и взгляды россиян. «Сноб» публикует некоторые главы книги