Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Правила успешного питчинга

Что такое питчинг, для чего он нужен, как лаконично, интересно и доступно презентовать свою идею спонсору и сделать шаг навстречу работе мечты, рассказывает креативный продюсер и редактор телеканала ТВ-3 и платформы Premier Анна Гудкова в своей книге «Питчинг: Как представить и продать свою идею». С разрешения издательства «Альпина Паблишер» «Сноб» публикует одну из глав
24 сентября 2020 12:25
Иллюстрация: Боксер Н.

С этой главы, пожалуй, и началась вся книжка. Каждый пункт приведенных здесь правил был сформулирован на материале десятков питчингов и тренингов к ним — тех, где я была и которые проводила. Эти правила мы разбираем как на лекциях для начинающих кинематографистов (студентов киновузов), так и на практических занятиях с опытными продюсерами. Если вам в ближайшее время предстоит готовиться к питчингу, возможно, стоит начать читать эту книжку именно отсюда, используя приведенные ниже инструкции как своеобразный чек-лист.  

Вот примерная структура идеального питча:  

* Кто вы такой, какая у вас роль в проекте (сценарист, режиссер, продюсер, агент). 
* Почему именно вы представляете этот проект? 
* Почему вы представляете именно этот проект? 
* Почему именно вы представляете этот проект именно сейчас — и именно здесь? 
* Жанр вашего проекта. 
* Хронометраж и формат (что именно вы представляете: сериал, веб-сериал, короткометражку, полнометражный фильм и так далее). 
* История — без общих слов, предельно коротко, но предельно конкретно. Сюжет: завязка, кульминация, развязка, герои, обстоятельства места и времени действия. 
* Ваша личная связь с историей (эта информация может войти в пункты 2–4, но может быть и отдельным «микросюжетом», который вы сочтете нужным рассказать).
* Что вы ищете, чего вы хотите и чего ждете от аудитории. 
* Благодарность аудитории — жюри за то, что отобрали, фестивалю — за то, что пригласили. Важно: не забудьте упомянуть, сколько вы здесь (то есть на питчинге, фестивале или рынке) пробудете и как вас найти для продолжения разговора.

Теперь разберем некоторые из этих пунктов немного подробнее.  

1. Очень короткое изложение сюжета (в трех предложениях), которое на протяжении презентации вы развернете и дополните подробностями. 

Пример номер один. На гигантском океанском лайнере случайно встречаются парень из низов и девушка из высшего общества. За несколько длинных дней они изменят жизнь друг друга, а катастрофа на лайнере войдет в историю человечества. События большого мира и маленьких судеб окажутся тесно переплетены в нашем фильме-катастрофе… 

Пример номер два. На людном перекрестке девушка теряет мобильный телефон. Его находит парень, которому через пару дней предстоит надолго уехать из страны. Но случайная находка изменит жизнь обоих… 

2. Жанр. 

* Драма. 
* Комедия. 
* Триллер. 
* Хоррор. 
* Экшен. 
* Фэнтези.  

С одной стороны, мы живем в такое время, когда жанры в чистом виде уже почти не встречаются. В любой романтической комедии есть элементы драмы, в любой драме найдется место чему-то смешному. В глубоко драматичном фильме Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» (Sorry we missed you), участнике Каннского фестиваля 2019 года, рассказывающем о чудовищно беспросветной жизни водителя-курьера и его семьи, которую разрушают нищета и тяготы жизни, все равно встречаются трогательные и забавные сцены: водитель пытается обдурить непреклонную женщину-полицейского, выписывающую ему штраф, отец разговаривает с воинственным сыном-подростком, а тот блестяще парирует его нудные нотации и так далее… Мультижанровость вошла в плоть и кровь современного кинематографа и сериалов, тем не менее вам придется определиться (хотя бы на этапе питчинга) с магистральным, определяющим жанром вашего проекта. Во время презентации ни в коем случае нельзя пытаться вписать его больше чем в два жанра, иначе вы рискуете произвести впечатление автора фильма-компота, фильма без аудитории вообще. Фэнтези-экшен — чудесно, драматическая комедия — понятно и логично, боевик с элементами юмора — вообще классика («Крепкий орешек» помнят все без исключения). 

3. Мир истории и его правила (если речь идет о мире будущего или прошлого, о фэнтези-мире, или трансмедийном проекте). Нет особой необходимости формулировать правила мира, если мы говорим о нашей с вами современной реальности: в ней все более или менее ориентируются. Но, скажем, снимай вы «Игру престолов», или «Властелина колец», или фильм в рамках киновселенной Marvel, или «Особое мнение», вам придется обозначить правила, по которым действуют герои, и обстоятельства, в которых происходит история. Это одна из самых сложных задач: с одной стороны, ваш мир должен быть понятен слушателю, с другой — рассказ о нем не может изобиловать подробностями и занять собой все пространство питча. 

4. Герой. 

Ключевые вопросы, на которые вам нужно будет ответить в ходе питча: 

* Кто ваш главный герой? 
* Какая его главная проблема или задача? 
* Как он справляется с ее решением — преодолевает трудности, побеждает или терпит поражение? 
* Каковы основные поворотные моменты в истории, требующие решений героя? 

5. История. 

Вопросы, над которыми имеет смысл подумать в процессе подготовки:  

* Как устроена конструкция сценария (последовательный рассказ, флешбэки, сломанная или мозаичная структура)? 
* Стоит ли пересказать первую, открывающую сцену (и если да, то насколько подробно)? 
* Стоит ли процитировать реплики персонажей, если они слишком важны, выразительны и/или многое объясняют в характерах или художественном решении фильма? 
* Раскрывать ли концовку? 
* Упоминать ли референсы?  

Иллюстрация: Боксер Н.

К последнему: стоит уточнить, что в отношении референсов необходима особая аккуратность. Иногда референсы к представляемой истории скорее собьют с толку продюсерскую аудиторию, чем сориентируют ее и приблизят к нужной атмосфере и нужным эмоциям, которые пытается передать автор. Если у вас изысканный и сложный фильм, то отсылка к «Голому пистолету» или «300 спартанцам» поставит экспертов в тупик. Ваш ассоциативный ряд может быть вполне обоснован, но неочевиден слушателям. Референсы стоит предварительно обсудить с людьми, которые понимают ход ваших мыслей и которым вы доверяете. Если они согласятся с вашими предложениями — отлично. Если они будут обескуражены, то стоит подумать еще.  

Как же распределить между всеми этими пунктами судьбоносные пять минут, выделенные вам на фестивале?  

Последовательное изложение истории — примерно минута-полторы (главный герой; что с ним происходит; точка входа в историю; ряд крупных событий, через которые проходит герой и которые радикальным образом меняют его судьбу, позволяют осознать себя, свои подлинные проблемы и задачи; решение, которое позволяет герою изменить себя и мир вокруг себя или, наоборот, принять себя и отказаться от навязанных извне изменений).  

Далее — тоже минута-полторы — рассказ о самом себе: что именно связывает вас с этим сюжетом, ваше собственное место в этой истории.  

Оставшиеся две минуты можно использовать так: одна минута — визуальные материалы (трейлер, тизер, сцена из фильма и так далее), еще одна минута — рассказ о том, чего вы ищете и зачем вы здесь, информация о состоянии проекта (финансовом, организационном), ваши планы и ваше предложение потенциальным партнерам. Затем поблагодарите собравшихся и предложите задавать вопросы. 

В  таком распределении информации нет места абстрактным категориям («Это фильм о добре и зле, верности и  предательстве, человечности и  жестокости…»). Все общие слова, которые с тем же успехом можно сказать о любом другом фильме, следует убрать. Чтобы выявить эти общие слова, достаточно мысленно подставить другое название — подойдет ли данное вами описание к чужому фильму? Если да, откажитесь от него. Каждое слово, использованное вами, должно отражать вашу собственную индивидуальность и индивидуальность проекта. Глаголы, существительные, прилагательные — все они должны быть вашими, стилистически соответствующими вашим героям, вашей манере повествования, выбранному вами жанру и ритму. Русскому режиссеру в этом смысле, мне кажется, полезно перед питчингом (не в смысле накануне, а в процессе работы над сценарием и потом уже — над презентацией) почитать самые разные художественные тексты, чтобы осознать, оценить, нащупать свой собственный уникальный язык: сравните, например, как строят фразы разные авторы. Гоголь, Толстой, Достоевский, Булгаков, Платонов: язык один, а синтаксическое и интонационное построение, эмоциональный градус — все это везде будет разным. Разобрав хотя бы одну страничку каждого текста, вы поймете, как устроена авторская фраза, какой отклик вызывает, за счет чего и каким образом работает — и чего хотите от своей речи (в самом широком смысле — от текстовой до визуальной) вы сами. Кроме того, это просто полезное и развивающее упражнение — как для сценариста, так для режиссера и продюсера. 

Во время многочисленных тренингов по подготовке к питчингу на фестивалях, рынках и обучающих программах я выделила шесть основных правил, следование которым позволит вам использовать питчинг максимально эффективно.

Приобрести книгу можно по ссылке

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
За 13 лет существования шведская IT-компания стала стриминговым сервисом номер один в мире, помогла звукозаписывающим корпорациям избавиться от пиратов и заняла место в сердцах миллионов пользователей. О том, как и почему это произошло, рассказывают журналисты Свен Карлcсон и Юнас Лейонхуфвуд в своей книге «Против гигантов: Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию». «Сноб» публикует одну из глав
В этом году в издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга для подростков «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» от основателя Школы критического мышления Никиты Непряхина и преподавателя логики и философии Тараса Пащенко. Сейчас к печати готовится книга от Никиты Непряхина для взрослых — «Анатомия заблуждений, или Большая книга критического мышления». В ней автор рассказывает о базовых законах работы мозга, основах логического мышления, а также о самых распространенных когнитивных искажениях. «Сноб» публикует некоторые главы
В своей новой книге «Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю» американская писательница Кэти Мари Уэйланд рассказывает, как создать захватывающий текст, какие ошибки можно допустить при написании первой главы, всегда ли нужна предыстория, а также когда должен наступить переломный момент в сюжете. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» «Сноб» публикует одну из глав