Фото: Из личного архива

Подготовка

Я загорелся идеей покорить Эльбрус еще год назад, когда увидел в Instagram, что актер Сергей Романович собирает группу для совместного восхождения. На мою заявку тогда никто не ответил, но спустя год со мной связался гид этого проекта. Он предложил подняться на вершину в сопровождении двух опытных альпинистов. Я обрадовался: это была отличная возможность в очередной раз доказать миру, что меня не стоит сбрасывать со счетов.

Я шел к этому в течение пяти лет после травмы, занимаясь спортом. Мне не было страшно. Знал, что восхождение мне по силам, но беспокоился, что оно может сорваться из-за горной болезни или плохой погоды.

Подготовка к восхождению заняла примерно полгода. Я понимал, что подъем будет затяжным, поэтому занимался кроссфитом на выносливость, качал руки, плечи и спину. Сначала я думал, что поднимусь на санях: буду закидывать веревку и подтягивать себя вверх с помощью специального устройства. Но когда я уже приехал в горы и проходил акклиматизацию, выяснилось, что подняться на санях без посторонней помощи не выйдет: их кто-то должен подталкивать сзади. Мне хотелось подняться на вершину только своими силами, и я предложил использовать в качестве опоры для рук ледорубы. Мы попробовали и поняли, что это оптимальный вариант для спортивного восхождения.

На третий день тренировок на высоте в 3 тысячи метров меня настигла горная болезнь: тошнило, крутило живот, голова раскалывалась. В тот же день мы встретили одного профессионального и очень уважаемого в тех местах альпиниста. Он сказал, что подниматься на вершину с группой из трех человек для меня безумие и большой риск. И даже пригрозил, что пойдет в МЧС, чтобы они запретили нам выход. Судя по всему, он этого так и не сделал, но его слова придали мне сил. Когда люди в меня не верят, я пытаюсь доказать, что они ошибаются.

Восхождение

Нас подбросили до базового лагеря на высоту 4100 метров на ратраке — специальной гусеничной машине для передвижения по снегу. Дальше мы поднялись своим ходом до скал Пастухова, потом — до седла Эльбруса по самому трудному участку с узкой тропинкой, с которой легко можно сорваться, и оттуда — на вершину.

Сначала все было в порядке. Мы поднимались, страхуя друг друга веревкой, чтобы никто не упал, потому что склон был крутой. Со временем я начал уставать. Ледорубы отказывались цепляться за рыхлый снег и лед. Я вроде поднимался, но потом скатывался обратно. Были моменты, когда я чувствовал, что все, не могу идти дальше. Иногда ложился на снег и смотрел на небо: не понимал, зачем это делаю, почему я вообще здесь, хотелось кричать от бессилия. Вершину было видно, она казалась очень далекой, и я не понимал, сколько еще до нее добираться.

Мысли о том, что меня ждет впереди, не давали свернуть назад. Во-первых, я сам себе пообещал покорить эту гору. Во-вторых, я чувствовал ответственность перед людьми, которые в меня верили. Я видел, сколько уже прошел, и понимал, что дать задний ход сейчас будет неправильно. И продолжал идти. Мои сопровождающие предлагали помощь. Я отказывался: еще дома решил, что буду сам справляться со всеми проблемами в горах, какими бы сложными они ни были.

Когда мы поднялись на высоту 5300 метров и были почти у вершины, резко испортилась погода. Нам пришлось выбирать: переночевать на большой высоте в горах, рискуя заработать горную болезнь, отек легких или мозга, или развернуться и пойти обратно. Мы решили дождаться утра в спасательном пункте — железном бункере размером 2 на 2 метра.

Проснувшись утром, мы плохо себя чувствовали, но продолжили восхождение. Последние метры дались мне очень тяжело. Ближе к концу пути любая физическая нагрузка превращается в колоссальную из-за разреженного воздуха и нехватки кислорода. Я видел вершину и просто шел к ней на характере, сил у меня уже не было, как и желания. Я говорил себе: «Это была твоя цель, ради которой ты тренировался, ради которой ввязался во все это. Просто нужно дойти, вот и все».

На вершине я расплакался от счастья. Я прошел на руках 13 километров и очень устал. В горах из-за низкого уровня кислорода это ощущается как все 100. Стоя там, я благодарил себя за то, что смог это выдержать, и благодарил людей, которые меня поддержали. Думал о своих дочках и жене Индире. Я решил посвятить свой подъем им. Именно они дают мне стимул никогда не поддаваться печали, жить активной жизнью и двигаться дальше. Я рад, что мне есть для кого покорять новые вершины и зарабатывать деньги. То, что я являюсь человеком с инвалидностью I группы, не снимает с меня ответственности и не означает, что я чего-то не могу.

Без поддержки Индиры всего этого бы не случилось. После травмы я лежал прикованный к кровати, не понимал, что будет завтра. А потом она сказала: «Мне не важно, с ногами ты или без них, я тебя все равно очень люблю» — и это дало мне надежду. Я увидел свет в конце тоннеля. И вот спустя пять лет я на Эльбрусе, и мне не стыдно за свои слезы.