Ольга Королева: Как COVID-19 повлиял на отельный бизнес в Европе
Ситуация с гостиничным бизнесом в Европе
Начнем с того, что в большинстве стран Европы (Испании, Италии и др.) и в России правительством были отданы прямые распоряжения о закрытии отелей на время самоизоляции. В Германии подобных директив не было, но, согласно отчету European Hotel Performance Update от компании STR, загрузка упала до минимальных 4–5% (доклад STR не был предназначен для широкой публики, делался по заказу профессионалов рынка и не публиковался, но он есть в распоряжении UFG Wealth Management) естественным путем: отменились командировки, мероприятия, закрылось авиасообщение. Люди перестали путешествовать, и в гостиничный бизнес пришел кризис.
После открытия европейских границ ситуация начала исправляться, но очень медленно. В целом гостиничная отрасль в Европе (загрузка на текущий момент — около 40%) восстанавливается медленнее, чем в США или Китае (загрузка под 50%).
По данным McKinsey, в США заполненность люкс-отелей на начало мая составляла 15%, гостиниц экономкласса — ~40%. Цены на акции в сфере гостиничного бизнеса с 1 января снизились на 60%, тысячи гостиниц и отелей закрылись — эксперты компании считают, что рынок восстановится не раньше чем к 2023 году. Если приводить в пример гостиницу из нашего портфеля, которая расположена в Дюссельдорфе (Германия), то в сентябре загрузка в ней была на уровне 21%, и это уже хороший результат по сравнению с апрелем и маем, когда загрузка была 4–9%. Положительный тренд виден, но для полноценного обеспечения работы гостиницы таких показателей недостаточно. В то же время наша статистика показывает, что полностью отменили бронирование номеров лишь 10% клиентов. Остальные перенесли бронь — либо на 2021 год (80%), либо на четвертый квартал 2020 года. Таким образом, можно рассчитывать на реализацию отложенного спроса — приоритетной задачей становится выживание отеля до указанного периода.
Лучше всего себя чувствуют региональные и курортные гостиницы. В среднем в крупных городах Европы загрузка отелей составляет 20–30%, а в регионах — 40–60%. Причиной этого стал рост внутреннего туризма — жителей страны больше интересуют курорты и региональные достопримечательности, чем столицы, где обычно сосредоточена деловая жизнь.
Также выросла потребность в необычных гостиницах и альтернативных продуктах: глэмпинге, экоотелях, домиках на деревьях или юртах.
Другой положительный для существующих гостиниц момент: инвестиции в секторе были заморожены, сроки сдачи строящихся отелей сдвинулись на один-два года. Снижение конкуренции поможет пережившим COVID-19 компаниям быстрее восстановиться.
Что делает бизнес
Несмотря на то что отрасль начинает постепенно восстанавливаться, все еще существует риск второй волны заболевания и новых ограничительных мер. К примеру, в Марселе и Мадриде снова введен карантин, а в Англии — серьезные ограничительные меры на часы работы различных заведений. Власти Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии определяют действующие на их территории ограничения самостоятельно, и в настоящий момент они в основном строже, чем в Англии. С 14 октября ограничительные меры вступят в силу в Ливерпуле и графстве Мерсисайд. Уже третью неделю находится на жестком карантине почти весь бизнес Израиля.
Отельеры не теряют бдительности и придерживаются мер, которые позволят им выйти из пандемии с минимальными потерями. Как правило, меры у всех более-менее одинаковые:
● Максимальное сокращение расходов. Около 52% участников опроса, проведенного компанией Cendyn, сократили свои расходы в целом. 47% закрыли рестораны и прекратили маркетинговые активности, 41% закрыл часть площадей отеля и сократил персонал.
● Предоставление скидок. Критически важно сделать свое предложение привлекательным для клиентов, но опыт финансовых кризисов прошлых лет показывает, что отмена скидок в будущем будет воспринята аудиторией лояльнее, чем рост стоимости номеров, поэтому многие отельеры выбирают именно такой формат уменьшения цен. Некоторые отельеры ввели также дневные тарифы.
● Расширение клиентской базы при помощи нетипичных услуг. Один из наших отелей серьезно усилил работу с корпоративными клиентами, ввел новые программы лояльности и опции. Также подготовил предложения для проведения свадеб и других мероприятий, что было неактуально до карантина. Его пути следуют и прочие гостиницы: 41% респондентов, опрошенных Cendyn, придумали альтернативные способы использования ресторанов, 12% стали сдавать свои площади как рабочее пространство.
● Акцент на чистоте и безопасности. Обязательный элемент для снятия опасений клиентов. Люди беспокоятся о своем здоровье, поэтому рекомендуем уделять санитарной обработке всех помещений максимум внимания и афишировать это.
● Запланированная модернизация. На первый взгляд внедрение новых бизнес-процессов — это дополнительные затраты. Однако практика показывает, что использование сервисов автоматизации (удаленное заселение, бронь со смартфона, сенсоры для энергосбережения) быстро окупается и начинает приносить прибыль. 48% отельеров, опрошенных Cendyn, пустили свои ресурсы на разработку решений, улучшающих клиентский опыт, 41% занялся специальными проектами, а 59% освободившееся время потратили на обучение персонала.
● Оптимизация работы с F&B. В одной из гостиниц мы сократили ассортимент завтраков и заключили договоры с сервисами доставки еды, что снизило расходы отеля без значимого уменьшения качества обслуживания.
Вышеперечисленных мер оказалось достаточно для того, чтобы обеспечить существование отеля в период первой волны коронавируса. По прогнозам владельцев, в 2021 году минимум пять месяцев они будут в минусе, однако компания проживет до восстановления рынка и реализации отложенного спроса без значимых сокращений персонала.
Помощь государства и страховка
Правительства разных стран отреагировали на ситуацию по-разному. Большинство выдает предприятиям малого и среднего бизнеса субсидии или заверенные государством кредиты. Но есть и другие меры.
Так, еще в марте Германия анонсировала отмену социальных взносов по зарплатам сотрудников на пять месяцев, но на практике сделала только отсрочку платежа на два месяца.
В Италии правительство приостановило сбор налогов и прочих выплат для наиболее пострадавших отраслей бизнеса, также предприятиям возвращена часть аренды.
Правительство Франции также приостановило сбор налогов и социальных взносов, а кроме того, создало «фонд солидарности», в который могут вкладываться частные компании для предоставления помощи самозанятым и малому бизнесу.
В Голландии в настоящее время есть только два вида компенсации. Правительство компенсирует до 90% затрат на ЗП с апреля по сентябрь, при условии что падение выручки относительно прошлого года составило –80%. Если падение выручки ниже, то и компенсация меньше. В среднем, по подсчетам UFG Wealth Management, получилось до 50–60% компенсации. Пока не знаем, будет ли продление этой меры до конца года. Кроме того, правительство Голландии предоставило отсрочку выплат налога на три месяца.
Что ждет нас в будущем
По данным исследовательской компании STR, к концу 2020 года средний доход на номер все еще будет на 30–40% ниже показателей 2019 года. При этом загрузка отелей будет восстанавливаться быстрее — к концу года разница с 2019 годом будет составлять 20–30%, а уже в 2021 году она составит 50–60%, что на 10–15% ниже показателей 2019 года. В 2022 году загрузка отелей полностью выйдет на докризисный уровень.
Быстрее всего восстанавливается Китай — прочие страны пока ведут себя осторожно и ждут распространения вакцины, которая станет сигналом о возвращении к прежней жизни.
Однако всю отрасль недвижимости ожидают серьезные изменения, поскольку кризис повлиял на мышление людей и они стали лучше относиться к онлайну. Это означает, что не только часть сотрудников останутся на удаленке навсегда, но и что бизнес-мероприятий станет меньше. Зато вырастет ценность офлайн-мероприятий, так как люди будут нуждаться в большей социализации при работе из дома. Это повлияет и на всплеск количества качественных бизнес-мероприятий и числа их организаторов в середине 2021 и 2022 года и, как следствие, на количество бизнес-поездок по Европе и миру.