Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Иллюстрация: CSA Images/Getty Images

1600.jpg

Иллюстрация: CSA Images/Getty Images

Николай Ягодкин: Как проходить собеседование

Редакционный материал
Как перестать бояться собеседований и произвести на потенциального работодателя позитивное впечатление? Можно ли затронуть скользкую тему зарплаты, чтобы остаться в выигрыше? Алгоритм прохождения этого испытания для получения работы мечты составил основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин
19 октября 2020 15:55

Любая деятельность — навык, которому можно научиться. Прохождение собеседования не исключение. Даже если вы смените 20 мест работы за жизнь, навык не сформируется. Почему? Важно учитывать «три кита» постановки навыка:

  • интенсивность;
  • изоляция;
  • обратная связь. 

Собеседование — сложный комплексный навык, состоящий из нескольких внутренних элементов, которые нужны для успешного результата: навыки самопрезентации, оценки работодателя, построения коммуникации, обсуждения зарплаты и многие другие.

Почему мы боимся собеседований?

В чем же заключается феномен ужаса, охватывающего кандидатов? Мы боимся, потому что подсознательно не хотим получить негативную оценку, которая воспринимается мозгом как изгнание из стада. Собеседование — это процедура, в результате которой человеку дается оценка в лице потенциального работодателя: подходит он или не подходит. Чтобы этого не допустить, мозг заранее блокирует поведение, которое может привести к любой негативной социальной оценке. Проще говоря, чтобы избежать риска «не подойти», мозг часто включает программу «притворись мертвым» и тормозит всю нашу психику. Побочные эффекты: зажатость, нечленораздельная речь, покраснение лица, изменение тембра голоса, заикание, ухудшение работы памяти и т. д. Все это мешает показать, на что мы способны. Сложно презентовать себя и убеждать в компетенциях, если находитесь не в своей тарелке. 

Чтобы преодолеть внутренние тормоза, можно долго саморефлексировать, уговаривать и переубеждать себя, ходить к психологу, но это долго и трудно. Быстрее и эффективней устроить себе небольшую интенсивную тренировку. Ваша цель — чувствовать себя как рыба в воде, не тратить много ресурсов на адаптацию. Нужно выделить пару дней и сходить на 4–8 собеседований подряд в качестве тренировки: так и работают интенсивность и изоляция. 

Сначала определитесь, какая работа вам нужна, и снизьте планку своих притязаний на ступень. Если вы хотите занимать должность ведущего дизайнера, откликайтесь на вакансии дизайнера и начинайте забеги по собеседованиям. В результате собеседование должно вызывать не больше волнений, чем чашка кофе с утра. А поскольку вы идете на позицию, которая вам неинтересна, то повода волноваться не будет. Выработанный навык сохранится и на важных собеседованиях.

Займите комфортное положение

Любой HR или руководитель обратят внимание, как вы ощущаете себя в незнакомом пространстве. Понимая, что собеседование может занять от 15 минут до пары часов, всегда садитесь удобно. Если вам неудобно, как минимум вслух обозначьте, что мебель не очень удобная (есть шанс, что на такой мебели вы будете работать постоянно).

В итоге, пройдя 5–8 собеседований, вы перестанете краснеть в незнакомой обстановке и будете в состоянии отрабатывать коммуникативные вопросы, которые в ходе собеседования возникают обязательно.

О чем нужно спросить работодателя?

Отработав навык, связанный с физическим комфортом, переходите к коммуникативной группе. Помимо подробной красочной, но краткой самопрезентации, есть смысл задать несколько вопросов, которые представят вас в выгодном свете. Неудивительно, если вы не знаете, что спросить, кроме уточняющих вопросов про зарплату и условия труда. Этот прием не распространен среди соискателей. Список такой:

 — Как будет оцениваться результат моей работы, по каким критериям?
 — Есть ли прописанные критерии для оценки моей работы на момент моего приема? Если нет, то как быстро мы должны их выработать? 
— По каким критериям будет оцениваться первая, вторая и третья недели работы?
— По каким критериям будет оцениваться испытательный срок?
— Есть ли цели работы, сформулированные по SMART?
— Частью каких процессов является результат моей работы? На что в жизни компании будет влиять моя работа на этой позиции? 
— Какой список задач должен быть выполнен, чтобы испытательный срок был пройден успешно?

Эти вопросы продемонстрируют работодателю, что вы ориентированы на результат и, более того, этот результат оцениваете через потребности работодателя. Естественно, важно учесть полученные ответы в своей последующей работе.  

Как говорить о зарплате?

Договариваться о зарплате тоже навык, который стоит отработать. Большинство соискателей стесняются этого момента, боясь показаться меркантильными, и могут оказаться в невыгодном положении. После вопроса: «Как будет оцениваться работа» можно спросить, исходя из каких критериев определяется рост заработной платы и что вы должны сделать, чтобы зарплата стала больше. Хорошие эйчары и работодатели увидят плюс в том, что человек заинтересован в росте, готов работать и ставить высокие планки. И работник, и руководство будут в выигрыше.

Если эти вопросы пугают работодателя или, что еще хуже, эйчара, значит, в компании все достаточно плохо с описанием процессов, результатов и так далее. Дважды подумайте, идти работать в такую компанию или нет (если не хотите заниматься структурированием процессов самостоятельно).

Обсудите ценности компании

Вопрос про принципы и ценности компании — хороший вопрос для собеседования. Главной ценностью любой коммерческой компании, по определению, является зарабатывание денег. Поэтому разговаривать про принципы или миссию компании, если они где-то прописаны, нужно обязательно. 

Спросите, действительно ли это рабочие принципы или просто номинальные. Если вам говорят, что это просто для сайта, то надо понимать, что в этой компании может быть много декларативного (и надо отдельно уточнять, что для сайта, а что для жизни). Если это реально рабочий инструмент, попросите привести пример из жизни компании, когда какой-то из принципов был важнее, чем прибыль. Например, отказ от заработка денег, которые не соответствовали целям компании. 

В любом случае вопрос эйчару о том, какие три главных принципа принятия решений есть в компании у вашего будущего непосредственного руководителя, будет полезным: вы или получите ценные сведения, или поймете квалификацию эйчара.

 

Иллюстрация: CSA Images/Getty Images

Как работают внутренние коммуникации?

Еще одна очень интересная тема для общения на собеседовании — задать вопрос о том, как решаются конфликты между руководителями или между подразделениями. Каковы механизмы принятия решений в условиях, когда разные центры экспертизы говорят разнонаправленные вещи (особенно если вы претендуете на управленческую должность).

Задайте вопрос о том, насколько в компании принято в лицо говорить правду. Если брать методологию бизнес-консультанта и писателя Ицхака Адизеса, то принцип «не гони волну» действует в умирающих, стареющих компаниях. В активно развивающихся, напротив, актуальна обратная связь, в том числе полученная достаточно прямо и категорично. Этот аспект полезно знать заранее для того, чтобы понимать, в каком виде обратная связь может приходить к вам и в каком виде ее ждут от вас.

Раз уж мы затронули обратную связь, то вопрос, есть ли в компании принципы, по которым она дается (или какие-то стандартные алгоритмы), тоже поможет оценке потенциального работодателя. В большинстве компаний, как правило, этому не уделяют внимания. Иногда бывает, что сформулированы правила, по которым обратная связь дается только наедине и без посторонних (или наоборот). Рей Далио, один из величайших финансистов современности, в своей компании ведет открытый журнал всех ошибок, которые совершали сотрудники, чтобы все могли быстро учиться на ошибках других, не повторяя их. 

Чем хороши все эти вопросы? Они показывают, что вы сильный кандидат с системным мышлением и умеете оценивать ситуацию целостно. Более того, работодатель убеждается, что вы в состоянии общаться практически на равных и тоже оцениваете работодателя по большому количеству своих критериев. Это важно для большинства руководителей, по крайней мере для тех, кто успешно выживает в кризисных условиях. Если кандидат слабый, на него нельзя опереться, тем более в каком-то сложном вопросе или важном проекте.

Бытует мнение, что руководство хочет видеть мягких и податливых кандидатов. Это миф, потому что большинству работодателей, особенно ведущим специалистам или управленцам, нужны люди, которые в состоянии отстаивать правильную точку зрения и менять ее, если она неверная. Поэтому нужно суметь продемонстрировать, что вы можете быть твердым в принятии решений и в то же время гибким к адекватным аргументам.

Не лукавьте на собеседовании

Многие кандидаты не видят ничего зазорного в том, чтобы приукрасить свой опыт, квалификацию. Часто ложь всплывает прямо на собеседовании путем уточняющих вопросов. Конечно, делать так не рекомендуется, потому что, даже если удастся пустить пыль в глаза во время беседы, обман раскроется на испытательном сроке. 

Есть категория вопросов, которые не любят кандидаты, например: «Какие три недостатка, влияющие на работу, есть в вашем характере?» Этот вопрос в моей компании задают всем кандидатам — и на первичных собеседованиях, и при внутренних кадровых перемещениях. Подумайте заранее, что ответить и как проиллюстрировать это на практике. Часть кандидатов пытается обойти эти вопросы, давая уклончивые ответы или выставляя в качестве недостатков свои преимущества. Например, кандидат может рассказать о том, что он перфекционист и не может спать, пока не закончит проект. Не надо говорить, что вы очень ленивый, поэтому всегда стараетесь придумать самый эффективный способ решения той или иной задачи. 

Во всех этих случаях происходит скрытая похвала. Это выглядит нелепо и обычно достаточно сильно раздражает и эйчаров, и работодателей. Более того, это выдает низкий уровень самокритичности кандидата. Сложно позитивно относиться к человеку, который пытается обмануть. Цель этого вопроса — увидеть рефлексивность соискателя и заранее понять, как он будет относиться к критике. Займет он внешнюю обвинительную позицию (будет сопротивляться, спорить, проявлять вербальную агрессию в ответ) или, наоборот, будет благодарен за развивающую обратную связь. 

Соответственно, готовясь к собеседованию, нужно хорошо подумать над своими недостатками. Попросите высказаться лучших друзей о трех самых негативных чертах. На собеседовании называйте то, что совпало у «фокус-группы». Не бойтесь перечислять негативные качества (они есть у всех). Только объясните, в каком объеме вы ими управляете, а в каком объеме они живут собственной жизнью. Также будьте готовы на каждое качество привести хотя бы одну ситуацию. Просьба проиллюстрировать историей из жизни — стандартный способ проверить честность кандидата в этом вопросе. 

Не занимайте внешне обвинительную позицию

На многих собеседованиях проверяется локус контроля кандидата. Это то, что кандидат видит причиной своих успехов и неудач. Обычно среднестатистический человек все успехи приписывает себе, а в неудачах винит окружающий мир. Гармонично развитый и психически здоровый человек, которых очень мало в природе, объективно видит долю своего участия и долю случайности как в своих достижениях, так и в своих несчастьях и провальных проектах.

Соискатели, занимающие внешне обвинительную позицию, даже при очень высоком профессиональном уровне рассматриваются на любую должность в последнюю очередь. Потому что ни один руководитель не горит желанием постоянно тратить свой ценный ресурс — время — на споры с сотрудником, который в провалах винит всех, кроме себя. Если вас попросят рассказать о самом большом провале, сделайте это, заранее подумав над выводами, которые можно извлечь из этой ситуации. 

Всегда готовьтесь к собеседованию

Перед собеседованием желательно полностью изучить работодателя, чтобы некоторыми приемами произвести на него особо хорошее впечатление. Разумеется, нужно знать, чем занимается компания, какие продукты и основные проекты есть, где находятся остальные офисы и т. д. Но можно пойти еще дальше. Студенты нашего центра, устраиваясь на работу, используют лайфхаки, которые получили на курсах. Например, заранее изучают на сайте руководителей компании, применив технологию запоминания лиц. Приходя на собеседование, они знают всех по имени и отчеству, потратив на этот красивый жест всего 20 минут. Подобного рода подготовка оказывает позитивное влияние на работодателя, поскольку демонстрирует, что вы учитесь, голова работает хорошо. Более того, у вас есть навыки, которых нет у других членов команды. 

Также можно выделиться, указав в резюме список профессиональной литературы, которую вы прочитали за последние полгода, с пометкой, что вы постоянно развиваетесь и любую из этих книг готовы обсудить с эйчаром.

Смело вставляйте в резюме доказательства того, что вы постоянно развиваетесь и обучаетесь. Большинство работодателей оценит, если вы окончили курсы по обработке информации с хорошими результатами или принимали участие в соревнованиях по интеллектуальному спорту, скорочтению и так далее. Любой спортивный бэкграунд стоит указывать, потому что кандидаты с опытом соревнований и конкуренции, как правило, лучше добиваются поставленных задач, чем те, кто этого старается избегать.

Формула удачного собеседования проста: прокачайте общий скилл, оттачивая навыки изолированно. Пройдя собеседование 10 раз, вы будете значительно меньше волноваться, правильнее отвечать на вопросы и задавать их. Сбить вас с толку неудобными стульями или темами разговора будет трудно. В итоге вы научитесь быстро оценивать свои перспективы в должности и не будете тратить время на подозрительных работодателей, а главное — получите четкие векторы для своего личного развития, востребованные работодателями, ведь в жизни важно «быть», а не «казаться».

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Многим кажется, что купить квартиру в Москве — достойная цель. А что, если за десять лет ее можно превратить в десять квартир? СЕО сервиса для инвестиций в недвижимость Realiste Алексей Гальцев предлагает работающую инструкцию
Креативный директор контент-бюро «Сноба» Даша Решке вместе с Почта Банком провела двухмесячный эксперимент и выяснила, как превратить бездумные траты в эффективную систему накопления
Продумать удобный график, путешествовать по миру и при этом эффективно работать возможно. Екатерина Антонова, PR-консультант, сооснователь и CEO агентства Aeris PR успешно делала это задолго до начала пандемии и всеобщего перехода на удаленную работу и делится своим опытом

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.