Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Жанна Агузарова, подсказки и чувство страха

Успех квеста на 80% зависит от темы. Дети, семьи и любители фанфиков могут бесконечно играть во вселенную Гарри Поттера — такие квесты даже рекламировать не надо. А, например, квест про Жанну Агузарову (да, есть и такой) априори создан под очень узкую категорию посетителей. Мы восхищались им на этапе идеи, а потом танцевали с бубнами, пытаясь хоть как-то «отбить».

Остальные 20% — это жанр квеста и его наполнение. Есть классический escape-room (англ. «выбраться из комнаты»), есть экшен, есть квесты с актерами, онлайн-квесты… И каждый создан под свою аудиторию. Например, на хоррор-тематику пойдут те, кто хочет получить разрядку и пощекотать себе нервы, — там сценарист давит на глубинные человеческие страхи. Вы можете бояться темноты, пустых помещений, тени за шкафом или резких появлений из-за угла, и со всем этим встретитесь на квесте. Все продумано — гостям кажется, что это они «правят бал», но на деле мы заранее продумываем, кто и как будет себя вести. Организаторы квеста знают, куда вы пойдете, знают вашу реакцию и сами «ведут» вас по всему сценарию.

На хоррор-квесте, кстати, состояние тревожности должно возникать без помощи актеров. У нас многие не доигрывают «Парк заброшенных аттракционов» только из-за атмосферы, а кто-то и вовсе выходит из комнаты спустя пару минут. Вы хотите открыть шкаф, но боитесь, что вас тут же схватят за руку. А этого не происходит! Когда посетитель постоянно ожидает опасности, это значит, что «наша шалость удалась».

Каждый жанр уникален. В escape-room игрок становится главным героем истории, которому нужно выйти из комнаты, решив множество загадок. Причем от того, как он решит их (и решит ли вообще) меняется вся развязка. Здесь не бывает проигравших — альтернативная концовка порой круче «правильной» и логичной. Не обезвредили бомбу? Значит, увидите взрыв, который запомните лучше счастливого спасения. Мы даже перестали давать игрокам подсказки. Они смекнули, что любая концовка крутая, и теперь хотят получить свой уникальный опыт.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Вырванные двери, секс в комнате и безопасность 

Комната, в которой вы находитесь, напичкана техникой и электроникой. Вам только кажется, что вы в бункере, где все обито сталью. Игроки думают, что все происходит само по себе, но это не так. Нажмешь на кнопку — откроется ящик. Достанешь из ящика ключ — услышишь жуткие шаги за дверью. Не сможешь подобрать код за пять минут — будто случайно увидишь нужную цифру на стене. Все эти алгоритмы детально срежиссированы, поэтому «ручного» участия с нашей стороны почти не требуется. А если что-то пойдет не так, то игроков направит «большой брат» — оператор, который постоянно следит за игрой.

Оператор, кстати, самая веселая профессия в квест-индустрии. По сути, его ключевая функция — следить за вашей безопасностью, за безопасностью комнат и за ходом игры. Но порой он смотрит кино покруче любого квеста. Например, часто игроки применяют силу там, где нужно применить голову, хотя мы еще «на берегу» предупреждаем, что силой квест не пройти. Однажды у нас с корнем вырвали железную дверь, причем вместе с электромагнитом, который легко открывал ее сам с помощью кода. Еще чаще игроки проходят квест «от противного». Вот скажешь им — пожалуйста, не трогайте горшки с цветами, там ни-че-го нет. Так угадайте, куда они полезут в первую очередь.

Поэтому такой инвентарь мы всегда закупаем с запасом — красивые стеклянные изделия все равно разобьют. Когда твоя задача — максимально перенести человека в другую реальность, «эрзац-инвентарь» не подойдет. Ты не можешь построить квест в виде замка, но установить туда пластиковые окна, или сделать прямоугольную пещеру. Заменители запрещены. Поэтому мы бегаем, как сумасшедшие, пытаясь найти охолощенную винтовку для квеста про войну, шьем тяжелые гардины для оперы и переворачиваем антикварные магазины в поисках печатной машинки для дома на Бейкер-стрит.

Все это гарантирует стопроцентное погружение в игру. Многие, кстати, сравнивают качественный квест с отелем — и там, и там люди ненадолго «выпадают» из реальной жизни. Помню, однажды на квест пришла пара и занялась любовью прямо в локации бункера. Бедный оператор сидел, краснел, но не знал, как тактично сказать игрокам о том, что камер там больше, чем в Пентагоне.

Онлайн-квесты, корпоративы и голоса в вашей голове

Москва — единственный город в мире, где квесты получили такое развитие. На заре этого формата игр  основатели — Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров — исколесили США и Европу и прошли местные квесты. Им не понравилось. Но идею привезли в столицу, решив открыть здесь квесты круче и качественней. Так мы стали первыми, кто познакомил российскую аудиторию с таким форматом развлечения. Никто не ожидал, что «выстрелит», а по факту люди бронировали игры за две недели вперед. 

В первое время в России играли в обычные escape-room со стандартным набором загадок. Это быстро наскучило и нам, и игрокам, поэтому мы сделали из «эскейпов» целую историю, подключили сценаристов и геймифицировали весь процесс. Позже подключили актеров, а в пандемию запустили онлайн-квесты. Люди сидели дома на карантине, держали перед собой гаджет и управляли реальным человеком на локации.

Сначала это был аудиоформат онлайн-игры — ведущий говорил с вами, погружая в историю, а вы сами рисовали в голове всю атмосферу. Затем мы добавили фотографии и анимацию, но и этого оказалось недостаточно. Аватар-квест в онлайн-формате выглядит как видеотрансляция с реальным человеком. На время квеста он — ваши глаза, руки и ноги, а вы — его голова. Нужно провести этого человека через весь квест, управляя им и подсказывая, что ему делать. Многие игроки переживают за этого человека больше, чем за себя на локации. К тому же это хорошая альтернатива «очному» развлечению, когда вам физически запрещено выходить из дома.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Бизнес — второй по спросу клиент квестов. Классический формат тимбилдингов уже немного исчерпал сам себя — компании захотели адаптировать сотрудников, проверять их скиллы и прокачивать навыки командной работы в формате edutainment — обучение через развлечение. Например, на скучной юридической конференции гостей в холле развлекают королева Елизавета, шут и тауэрский страж, а топ-менеджеры крупной компании спасают мир в кабинете премьер-министра.

У российского рынка в целом большой запрос на обучение, мероприятия и развлечения в онлайн-формате. Например, тимбилдинг «Мировое господство» проходит не на природе, как все привыкли, а онлайн. Сотрудники делятся на команды и начинают сражаться друг с другом за политическое первенство. Вот где настоящая командная работа! Они реально верят в происходящее, развязывают войны, дружат против кого-то и договариваются между собой.

Сейчас Москва первая в мире и по количеству, и по качеству квестов. Мы были в Будапеште, Дубае, Лондоне… Если там и были интересные и дорогие квесты, то чаще всего это частная история. Там нет выбора. В России квесты действительно делают круче остальных. Например, «Коллекционер» — первый перфоманс в Москве, в который вложили 10 миллионов рублей. В то время это была рекордная сумма вложений для одного квеста, и она оправдана: он пользовался сумасшедшей популярностью. Поэтому с тех пор, как в Москве появился первый квест, индустрия продолжает развиваться.