Сезон наручников
В одном из исследований мужчинам в течение полутора лет показывали фотографии раздетых и одетых женщин различных пропорций и типов и просили оценить их привлекательность. Наиболее высокие оценки получили фотографии женщин в пальто и свитерах зимой, а вовсе не полуобнаженные тела в бикини летом.
И дело вовсе не в эффекте дефицита визуальных стимулов зимой по сравнению с летним засильем всевозможной телесной доступности, и не в эффекте контраста, когда наличие одежды заставляет воображение работать лучше, а в самой сезонности.
В западном сленге существует термин cuffing season, или «сезон наручников». К BDSM это не имеет никакого отношения. «Сезон наручников» — время, когда одиночки сбиваются в пары. Длится он с октября по февраль.
Данные сайта знакомств Hinge подтверждают это: в октябре на 15% больше одиночек начинают искать именно отношения, а не случайный секс. Потребность влюбиться, оказаться с близким человеком, а не продолжать покорять вершины секса с первым попавшимся мачо, на самом деле имеет под собой физиологическую и природную основу. Сокращение светового дня и понижение температуры загоняют нас в уютные норки с какао, глинтвейном и теплым телом под одеялом. Мы меньше жарим шашлыки и реже гуляем под луной, вечера становятся все более длинными и все чаще — одинокими.
Мы бережем энергию, обрастаем зимним согревающим жирком, варим супчики и сохраняем тепло, примерно как наши далекие предки переживали долгие зимы. Горячий секс на пляже или случайный флирт на морской прогулке становятся недоступными, и хочется, чтобы секс был дома, а не на промозглом ветру.
Согласно теории Воплощенного познания (Embodied Cognition), наше восприятие зависит от физиологических ощущений так же, как физиологические ощущения зависят от восприятия. Мы замещаем недостаток тепла в окружающей среде душевным теплом, и наоборот: например, участники другого исследования ощущали комнату более холодной, если ужинали одни, и более теплой, если ужинали с партнером. Тем, кому было тепло, чаще предпочитали одиночество, а кому холодно — стремились быть с людьми. И спрос на романтические фильмы имеет прямую корреляцию с температурой воздуха. Так что по градуснику за окном и качеству центрального отопления можно достаточно точно предсказать, будем ли мы в настроении влюбиться.
На октябрь-ноябрь у мужчин приходится пик выработки тестостерона, толкающий их на поиски партнерши. Как результат — наибольшее количество детей в северном полушарии рождаются с июля по сентябрь.
Сезонность сексуального драйва отмечают и другие исследования: так, на начало холодного сезона приходится пик продажи презервативов, запросов на порнографию и сайты знакомств в поисковиках, а также пик обращений к врачам с заболеваниями, передающимися половым путем.
Далее включается социальное давление. По мере приближения к Новому году на нас выливается водопад праздничной мифологии: счастливые пары в одинаковых шапках и варежках кружатся в снегу; кому-то нужно посмотреть в глаза, пока бьют куранты. Идея пробудиться первого января под елкой в одиночку или встречать Новый год в обнимку с телевизором становится все более пугающей. Часики тикают, и мы сбиваемся в пары.
Но у «сезона наручников» есть и обратная сторона. Согласно данным Facebook, один из пиков распада отношений приходится на середину декабря, как раз перед католическим Рождеством, которое принято встречать в семейном кругу и которое традиционно становится моментом, когда люди отвечают себе на вопрос: вот это согревающее тело, в отношения с которым меня бросила хмурая осень, настолько ли мое, что я хочу встретить с ним Рождество и познакомить с семьей?
У октябрьских связей есть всего пара месяцев, чтобы выяснить их серьезность и, если они не сложились, включить обогреватель и заменить отсутствие душевного тепла — электрическим.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь