Я познакомился с г-ном Уокером в 2006 году в Нью-Йорке. Это был бизнес-тренер средней руки. Тиджей Уокер тогда обратил мое внимание на рост популярности YouTube и показал мне свой канал с учебными видео. Я вежливо поддержал разговор, но не придал значения идее обучения онлайн. А когда 13 лет спустя мы созвонились по Zoom и он пригласил меня в свой личный кабинет на платформе онлайн-курсов Udemy, вот тут я понял, как я ошибался в перспективах онлайна. Да, у Тиджея ушло семь лет на создание более 500 видео на самые разные темы. Да, первые четыре года он получал менее 10 тысяч долларов в месяц. Но когда он понял, как нужно снимать, как называть и как продвигать свои курсы, среднемесячный доход от онлайна вырос примерно в шесть раз. В 2016 году каждый месяц Тиджей зарабатывал около 30 тысяч долларов онлайн, а к 2019 году эта цифра достигла 65 тысяч долларов. Для центра Манхэттена это еще не гигантская цифра, но сама динамика этой истории меня впечатлила. 

Возможности, которые дает онлайн-пространство не просто отличаются от офлайна. Это иное измерение. Если раньше я редко проводил международные бизнес-тренинги, то сейчас — регулярно. Изменилось и количество участников. Моя аудитория в офлайне — это, как правило, корпоративные группы 10–12 человек, среднегодовая аудитория не превышает 1–1,5 тысячи человек. В 2020 году моя совокупная аудитория составила более 50 000 человек в 48 странах мира.

Ваша аудитория  больше не ограничивается размерами зала или местоположением, и в этом, безусловно, большой плюс. Но мало просто привести аудиторию, нужно сделать так, чтобы она осталась. И вот тут начинаются серьезные вызовы. Приемы, которые необходимы для того, чтобы удержать внимание «живой» аудитории, отличаются от технологии работы через веб-камеру. 

Вполне возможно, что половина ваших слушателей онлайн-трансляции параллельно проверяют почту, говорят по телефону или варят борщ. Поэтому первоочередная задача становится очевидной — максимально вовлечь аудиторию в те процессы, которые происходят в эфире. Интерактив, групповая динамика, эмоциональное заражение — все те приемы, которые хорошо работали офлайн, в онлайне не действуют. Здесь нужно другое. 

Во-первых, стоит иметь ввиду, что онлайн — это в первую очередь техника. Если во время офлайн-выступления у вас вдруг погас проектор или выключился микрофон, то вы собираетесь с силами и продолжаете вещать. Любая техническая заминка пройдет незаметно для вашей аудитории благодаря вашей личной харизме или остроумной шутке. Но если во время онлайн-трансляции вдруг обрушился wi-fi, слушатели оказываются перед темным монитором и никакие «крючки внимания» уже не помогут. Только представьте, вы начали прямой эфир, но участники забыли выключить звук и в эфире начинается какофония: кричат дети, у кого-то лает собака, слышен звук бегущей из крана воды, ваш собственный кот вдруг начинает орать как не свой. Кто-то пишет в чат, что вас не видно. Вы пытаетесь понять кто это, но имя человека отображается как «iPhone 11». Продолжать список накладок и нестыковок, которые могут произойти с вами во время эфира, можно бесконечно. Поэтому, если вы хотите сосредоточиться только на самом говорении, все остальные задачи необходимо делегировать. Даже если вы всегда работаете в одиночку, онлайн — это совсем не тот случай, когда следует полагаться исключительно на свои силы. Найдите человека, который будет отвечать за обратную связь с участниками, и админа, контролирующего всю техническую часть. Конечно, вам и самому придется научиться обращаться с техникой, чтобы не теряться хотя бы в самых базовых моментах.  

Когда технические проблемы преодолены, можно, наконец, сосредоточиться на самом процессе говорения. Казалось бы, пора выдохнуть, но и тут есть подводные камни. Говорить на протяжении полутора-двух часов, просто глядя в камеру, — все равно что разговаривать с глухой стеной. Ваша аудитория всегда видит вас как на ладони, а вы ее — нет. Видео вашего слушателя может быть выключено, вместо реального фото на аватарке может быть гладиолус, а вместо имени — ник. Между вами возникает не только техническая, но и психологическая стена, и чтобы завоевать аудиторию, вам нужно пробить эту стену. Вовлекать слушателя так, чтобы он захотел снять анонимность: включить камеру, представиться по имени, написать в чат или даже попросить вас включить его в прямой эфир. И вот здесь, как раз и будут необходимы приемы онлайн-спикера.  

Вещать «в пустоту», когда нет обратной реакции, тяжело, в первую очередь, для самого спикера. В офлайне ответ на посыл был моментальным, считывать аудиторию было просто, реакция была очевидна. В онлайне такое не пройдет. Кроме того, когда нет обратной связи, спикер додумывает ее в худшую сторону. Когда вам непонятно, «заходит» ваш контент или нет, вы тут же думаете, что нет. Это дезориентирует и деморализует. Поэтому задействуйте слушателя, например, с помощью его телефона, чтобы получать больше обратной связи в каждый момент времени. Подключите чат и устройте голосование или блиц-опрос. Предложите вашей аудитории игру: серьезную или веселую — в зависимости от ситуации. Викторины, квизы, мозговые штурмы, конкурсы — ваша аудитория будет не просто слушать, а формировать контент вашего выступления вместе с вами. 

Кроме того, в онлайне людей нужно синхронизировать между собой. В обычной жизни такого почти не требуется, ведь в каждом из нас есть «чип» под названием «живое общение», поэтому у нас не возникает вопросов, когда и как реагировать. А вот чипа «онлайн-общение» пока нет, поэтому задача тренера — создать этот чип и внедрить его в мозг каждого участника, по крайней мере на время проведения тренинга. Если вы чего-то хотите от людей онлайн, проговаривайте это вслух, пишите это в чате, дублируйте это на слайде. И будьте готовы к тому, что кто-то все равно останется «в танке». Это нормально. 

В онлайне крайне важен контент, который вы собираетесь транслировать своей аудитории. Офлайн вы разбрызгиваете свой контент как шампанское и можете покрыть недостатки содержания, например, остроумием. Засмеется один — засмеются все, просто в силу эмоционального заражения. Онлайн такое не сработает. Тут нет единого эмоционального пространства. Свое «шампанское» вы отправляете как бы курьерской доставкой лично каждому, и получатель будет дегустировать ваш контент в гордом одиночестве. Будьте уверены: он оценит и упаковку, и содержание. 

Подготовка к онлайн-тренингу занимает в 2–3 раза больше времени, чем подготовка к офлайн-тренингу. Приходится каждый раз «сушить» и полировать контент. Онлайн не прощает «воды». Правда, и отдачи от онлайн-тренинга может быть больше, особенно если слушатель вовлечен и мотивирован. Здесь участник получает гораздо больше информации и знаний, чем если бы он посетил однодневный или пусть даже двухдневный тренинг офлайн. В моем случае по окончании онлайн-тренинга каждый получает все записи трансляций, все мои авторские видеокурсы, все материалы в электронном формате, все мои книги, а самые активные получают ценные призы. Да, вовлечение стоит дорого, но оно того стоит!

Онлайн — это не временное явление, а новая реальность. И даже если ваш первый онлайн-тренинг оказался «ну так» — это повод повторить подход. Стать первоклассным онлайн-тренером гораздо сложнее, чем собрать тысячный зал. Но если вы смогли добиться успеха в киберпространстве, то знайте, что сможете дать фору любому титулованному офлайн-спикеру.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь