Все новости

Фото: Jack Sparrow/Pexels

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Jack Sparrow/Pexels

Филипп Гузенюк: 

Как уровень счастья сотрудников влияет на бизнес-результаты

Редакционный материал
Вы счастливы на работе? Как это состояние влияет на ваш бизнес? Счастье в деятельности — это ключевая компетенция предпринимателя. Именно способность делать дело с любовью влияет на эффективность и финансовый результат. Как создать среду деятельного счастья внутри организации, рассказывает эксперт в стратегии развития бизнеса, формировании управленческих команд и создании личных стратегий СЕО Филипп Гузенюк
26 ноября 2020 16:08

В последние годы в таких крупных компаниях, как IKEA, Microsoft, Volvo, Shell, Lego, Airbnb и Zappos, появилась особая позиция — СНО (Chief happiness officer) или директор по счастью. Задача СНО — повысить индекс счастья компании. Зачем это нужно?

Любая компания создается людьми. Каждый из них может значительно повлиять как на итоговый бизнес-результат, так и на атмосферу внутри организации. От настроения и внутреннего состояния сотрудников зависит результат любого проекта. 

Благодаря общей тенденции к повышению уровня счастья сотрудников создаются такие организации, как Happiest Places To Work. Это консалтинговая компания, которая помогает другим компаниям повысить свой уровень по шкале счастья. По данным Сильвии Гарсиа (СЕО и фаундер Happiest Places To Work), работа над индексом счастья сотрудников обеспечивает от 10% до 37% прироста к продажам, от 10% к удовлетворенности клиентов и вдвое сокращает текучку кадров. Счастливые сотрудники делают клиентов счастливыми, а они в свою очередь становятся лояльными к компании.

В текущем контексте — 4 квартал 2020 года, вторая волна COVID-19, удаленка — люди живут и работают в парадигме «достигателя» и «псевдогероя». Их задача — сделать еще один подвиг, работать еще сильнее, выжать максимум из себя и других. Это, как правило, приводит к нарушению баланса работы и личной жизни, эмоциональному выгоранию, чрезмерному физическому напряжению и, как следствие, к ментальным ошибкам, принятию решений низкого качества, конфликтам, снижению личной эффективности, вовлеченности и результативности.

Согласно отчету Emplify за 2020 год 62% сотрудников страдают от выгорания на работе. По статистике, «выгоревшие» на работе сотрудники на 63% чаще берут больничный. Именно эти люди уходят искать новую работу в 2,5 раза чаще, чем те, кто счастлив на рабочем месте. В итоге, компания работает с удвоенной интенсивностью, но результат не удовлетворяет, люди уходят. В то время, как, по данным Deloitte, 67% организаций во всем мире испытывают проблемы с закрытием вакансий.

Счастье на работе — это больше, чем модный тренд. Это идея, время которой пришло. Термин «счастье на работе» может вызывать различные реакции, в том числе и скепсис. Однако если мы обратимся к исследованиям, в том числе научным, по этой теме, вывод будет очевидным: деятельное счастье может быть выгодно для любой компании.

Деятельное счастье — это не пассивное гедонистическое счастье комфорта, не счастье потребления. Это не счастье сотрудников, которые больше всего обеспокоены корпоративными плюшками, уровнем ДМС и расстоянием от работы до дома.
Деятельное счастье (или, по Аристотелю, счастье эвдемоническое) — это счастье интереса, счастье полной включенности, счастье наличия в работе высокого уровня смысла. Это то счастье, которое ты испытываешь, работая в кругу единомышленников, разделяющих твои ценности. Этот вид радости ценен для особой категории сотрудников, — бывший CEO Google Эрик Шмидт называет их «умные креативщики» — таким людям важно менять мир к лучшему, создавая по-настоящему крутые продукты и услуги.

Вспомним нескольких бизнесменов, которые добились выдающихся результатов: Стив Джобс, Илон Маск, Ричард Брэнсон, Сатья Наделла, Борис Дьяконов, Игорь Рыбаков, Олег Тиньков, Павел Дуров, Федор Овчинников, Аяз Шабутдинов. Их счастье — это не счастье потребления. Их заряжает энергией вызов, сложность задач, возможность создать нечто особенное. Всем им свойственна деятельная, созидательная радость.

Фото: Pexels

У каждого из них своя философия, свой подход, и каждый по-разному формирует среду своей организации. Но, если присмотреться, в личной философии каждого из них, вы найдете сразу несколько из следующих семи составляющих.

  1. Смысл. Наличие сильного и ясного ответа на вопрос «зачем?» Ради чего мы делаем то, что мы делаем? Бизнес может быть чем-то большим, чем просто инструментом для получения прибыли. Бизнес может нести важный смысл, транслировать его миру и реализовывать на практике. По данным The Energy Project, в бизнесах со смыслом в три раза ниже текучка кадров и сотрудники в 1,4 раза более вовлечены в рабочий процесс. 

  2. Поток (Flow state). Большинство сильных лидеров культивируют в команде философию полной вовлеченности в деятельность (автор концепции потока — Михай Чиксентмихайи). Поток — это состояние максимальной концентрации и высшей эффективности. Полное слияние со своим делом, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии. В некоторых компаниях даже есть обучающие курсы, которые помогают сотрудникам входить в это состояние. Например, самый популярный курс в Google University — Search Inside Yourself

  3. Оптимизм. Способность бросать вызов сложным задачам и преодолевать препятствия, сохраняя позитивный настрой, своеобразный «коэффициент оптимизма» характерен для большинства сильных людей и компаний. Об этом во многих своих работах писал психолог и основоположник позитивной психологии Мартин Селигман.  

  4. Игра. Отношение к работе и жизни как к игре, стремление снизить избыточную воспринимаемую важность задач и добавить в дело легкости, творчества, нестандартного подхода в принятии решений также характерно для многих сильнейших лидеров. Например, Игорь Рыбаков (организации «Технониколь», «Рыбаков Фонд») неоднократно высказывался на эту тему.  

  5. Развитие. Существует целый тренд на создание «организаций осознанного развития», о котором пишет в книге «Культура для каждого» профессор Роберт Киган из Гарварда. Среди них, например, один из самых успешных хедж-фондов в истории — компания Bridgewater и ее основатель Рэй Далио, которого называют Стивом Джобсом финансового мира. Суть тренда — компания делает основную стратегическую ставку на развитие сотрудников. Если мы возьмем лучших сотрудников и поможем им расти быстрее, мы будем самыми успешными на рынке.

  6. Любовь. Создание культуры повышенной скорости доверия и психологической безопасности. Как, например, в компании 3M, где действует закон «двух рукопожатий», согласно которому каждый из 4000 инженеров компании либо сам поможет другому найти ответ на возникший вопрос, либо порекомендует того, кто может помочь.

  7. Влияние. Фокус на результате и культура достижения амбициозных целей в стиле «невозможное — возможно» характерны для большинства сильных бизнесменов.

Но для того, чтобы превратить личную философию лидера в основу деятельности компании, необходимо задействовать две группы рычагов влияния — системные и культурные. Чтобы построить счастливую компанию, важно использовать пять культурных факторов:

  • миссия компании
  • ее ценности
  • отношения внутри коллектива
  • объединяющие мемы
  • общие ритуалы

Все это помогает каждому сотруднику ощутить себя частью общего дела, которое принесет пользу и радость каждому его участнику.

Пять системных факторов влияния:

  • цели и роли каждого сотрудника
  • внутренняя инфраструктура
  • отлаженность бизнес-процессов
  • финансовая мотивация
  • карьерный рост

Ясность и согласованность этих факторов сильно влияют на уровень счастья сотрудников на работе.

Вместе все эти рычаги и факторы составляют модель «Индекс счастья организации», разработанную командой проекта Happiness In Action для создания среды деятельного счастья в компаниях. Начиная с формирования личной философии, вы создаете «культуру счастья» и поддерживаете эту среду внутри компании на уровне системных решений.

Конечно, готового рецепта счастья не существует, но, исследуя описанные факторы, каждая компания может повысить уровень радости и интереса к работе своих сотрудников и улучшить свои бизнес-результаты.

Больше текстов о политике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В книге «Хочу-Могу-Надо. Узнай себя и действуй!» профессор психологии и коуч-консультант первых лиц российского бизнеса Марина Мелия рассказывает, как понять, своим ли делом вы занимаетесь, что мотивирует людей и чем они руководствуются, принимая решения. «Сноб» публикует главу, в которой речь идет о разнице между ленью и прокрастинации
Рынок аналитики данных развивается стремительными темпами, как в мире, так и в России. Спрос на аналитические системы растет изо дня в день. Но прежде, чем гнаться за новинками, бизнесу нужно разобраться, какая система будет для него наиболее эффективной, считает Андрей Алексеенко, гендиректор компании Teradata в России
Сегодня онлайн — это не просто другая реальность, это новый воздух, которым придется научиться дышать всем, кто планирует выжить. Семинары, тренинги, курсы — все перетекает в онлайн, а большие залы — это уже прошлое. Приемы, которые работали с «живой» аудиторией, в онлайне не действуют. Здесь идет игра совсем по другим правилам. И их нужно освоить уже сейчас, чтобы стать лучшим игроком, считает бизнес-тренер, эксперт по работе с трудной аудиторией Сергей Кузин