В последние годы в таких крупных компаниях, как IKEA, Microsoft, Volvo, Shell, Lego, Airbnb и Zappos, появилась особая позиция — СНО (Chief happiness officer) или директор по счастью. Задача СНО — повысить индекс счастья компании. Зачем это нужно?
Любая компания создается людьми. Каждый из них может значительно повлиять как на итоговый бизнес-результат, так и на атмосферу внутри организации. От настроения и внутреннего состояния сотрудников зависит результат любого проекта.
Благодаря общей тенденции к повышению уровня счастья сотрудников создаются такие организации, как Happiest Places To Work. Это консалтинговая компания, которая помогает другим компаниям повысить свой уровень по шкале счастья. По данным Сильвии Гарсиа (СЕО и фаундер Happiest Places To Work), работа над индексом счастья сотрудников обеспечивает от 10% до 37% прироста к продажам, от 10% к удовлетворенности клиентов и вдвое сокращает текучку кадров. Счастливые сотрудники делают клиентов счастливыми, а они в свою очередь становятся лояльными к компании.
В текущем контексте — 4 квартал 2020 года, вторая волна COVID-19, удаленка — люди живут и работают в парадигме «достигателя» и «псевдогероя». Их задача — сделать еще один подвиг, работать еще сильнее, выжать максимум из себя и других. Это, как правило, приводит к нарушению баланса работы и личной жизни, эмоциональному выгоранию, чрезмерному физическому напряжению и, как следствие, к ментальным ошибкам, принятию решений низкого качества, конфликтам, снижению личной эффективности, вовлеченности и результативности.
Согласно отчету Emplify за 2020 год 62% сотрудников страдают от выгорания на работе. По статистике, «выгоревшие» на работе сотрудники на 63% чаще берут больничный. Именно эти люди уходят искать новую работу в 2,5 раза чаще, чем те, кто счастлив на рабочем месте. В итоге, компания работает с удвоенной интенсивностью, но результат не удовлетворяет, люди уходят. В то время, как, по данным Deloitte, 67% организаций во всем мире испытывают проблемы с закрытием вакансий.
Счастье на работе — это больше, чем модный тренд. Это идея, время которой пришло. Термин «счастье на работе» может вызывать различные реакции, в том числе и скепсис. Однако если мы обратимся к исследованиям, в том числе научным, по этой теме, вывод будет очевидным: деятельное счастье может быть выгодно для любой компании.
Деятельное счастье — это не пассивное гедонистическое счастье комфорта, не счастье потребления. Это не счастье сотрудников, которые больше всего обеспокоены корпоративными плюшками, уровнем ДМС и расстоянием от работы до дома.
Деятельное счастье (или, по Аристотелю, счастье эвдемоническое) — это счастье интереса, счастье полной включенности, счастье наличия в работе высокого уровня смысла. Это то счастье, которое ты испытываешь, работая в кругу единомышленников, разделяющих твои ценности. Этот вид радости ценен для особой категории сотрудников, — бывший CEO Google Эрик Шмидт называет их «умные креативщики» — таким людям важно менять мир к лучшему, создавая по-настоящему крутые продукты и услуги.
Вспомним нескольких бизнесменов, которые добились выдающихся результатов: Стив Джобс, Илон Маск, Ричард Брэнсон, Сатья Наделла, Борис Дьяконов, Игорь Рыбаков, Олег Тиньков, Павел Дуров, Федор Овчинников, Аяз Шабутдинов. Их счастье — это не счастье потребления. Их заряжает энергией вызов, сложность задач, возможность создать нечто особенное. Всем им свойственна деятельная, созидательная радость.

У каждого из них своя философия, свой подход, и каждый по-разному формирует среду своей организации. Но, если присмотреться, в личной философии каждого из них, вы найдете сразу несколько из следующих семи составляющих.
-
Смысл. Наличие сильного и ясного ответа на вопрос «зачем?» Ради чего мы делаем то, что мы делаем? Бизнес может быть чем-то большим, чем просто инструментом для получения прибыли. Бизнес может нести важный смысл, транслировать его миру и реализовывать на практике. По данным The Energy Project, в бизнесах со смыслом в три раза ниже текучка кадров и сотрудники в 1,4 раза более вовлечены в рабочий процесс.
-
Поток (Flow state). Большинство сильных лидеров культивируют в команде философию полной вовлеченности в деятельность (автор концепции потока — Михай Чиксентмихайи). Поток — это состояние максимальной концентрации и высшей эффективности. Полное слияние со своим делом, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии. В некоторых компаниях даже есть обучающие курсы, которые помогают сотрудникам входить в это состояние. Например, самый популярный курс в Google University — Search Inside Yourself.
-
Оптимизм. Способность бросать вызов сложным задачам и преодолевать препятствия, сохраняя позитивный настрой, своеобразный «коэффициент оптимизма» характерен для большинства сильных людей и компаний. Об этом во многих своих работах писал психолог и основоположник позитивной психологии Мартин Селигман.
-
Игра. Отношение к работе и жизни как к игре, стремление снизить избыточную воспринимаемую важность задач и добавить в дело легкости, творчества, нестандартного подхода в принятии решений также характерно для многих сильнейших лидеров. Например, Игорь Рыбаков (организации «Технониколь», «Рыбаков Фонд») неоднократно высказывался на эту тему.
-
Развитие. Существует целый тренд на создание «организаций осознанного развития», о котором пишет в книге «Культура для каждого» профессор Роберт Киган из Гарварда. Среди них, например, один из самых успешных хедж-фондов в истории — компания Bridgewater и ее основатель Рэй Далио, которого называют Стивом Джобсом финансового мира. Суть тренда — компания делает основную стратегическую ставку на развитие сотрудников. Если мы возьмем лучших сотрудников и поможем им расти быстрее, мы будем самыми успешными на рынке.
-
Любовь. Создание культуры повышенной скорости доверия и психологической безопасности. Как, например, в компании 3M, где действует закон «двух рукопожатий», согласно которому каждый из 4000 инженеров компании либо сам поможет другому найти ответ на возникший вопрос, либо порекомендует того, кто может помочь.
-
Влияние. Фокус на результате и культура достижения амбициозных целей в стиле «невозможное — возможно» характерны для большинства сильных бизнесменов.
Но для того, чтобы превратить личную философию лидера в основу деятельности компании, необходимо задействовать две группы рычагов влияния — системные и культурные. Чтобы построить счастливую компанию, важно использовать пять культурных факторов:
- миссия компании
- ее ценности
- отношения внутри коллектива
- объединяющие мемы
- общие ритуалы
Все это помогает каждому сотруднику ощутить себя частью общего дела, которое принесет пользу и радость каждому его участнику.
Пять системных факторов влияния:
- цели и роли каждого сотрудника
- внутренняя инфраструктура
- отлаженность бизнес-процессов
- финансовая мотивация
- карьерный рост
Ясность и согласованность этих факторов сильно влияют на уровень счастья сотрудников на работе.
Вместе все эти рычаги и факторы составляют модель «Индекс счастья организации», разработанную командой проекта Happiness In Action для создания среды деятельного счастья в компаниях. Начиная с формирования личной философии, вы создаете «культуру счастья» и поддерживаете эту среду внутри компании на уровне системных решений.
Конечно, готового рецепта счастья не существует, но, исследуя описанные факторы, каждая компания может повысить уровень радости и интереса к работе своих сотрудников и улучшить свои бизнес-результаты.
Больше текстов о политике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь